01:19 01 Декабря 2020
Прямой эфир
  • USD1.1980
  • RUB91.1439
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
2795

Электронные уроки Tava klase cнимаются только на латышском языке, поэтому русскоязычные школьники младших классов на "удаленке" недополучают часы на родном языке

РИГА, 30 окт — Sputnik, Юлия Грант. Правозащитник Елизавета Кривцова обращает внимание, что при переводе школ нацменьшинств на "удаленку" нарушается закон, предусматривающий обучение детей на родном языке по меньшей мере до 7-го класса. Электронные уроки Tava klase cнимаются только на латышском.

"Таким образом, государство не предоставляет возможности учиться, поэтому родители могут требовать перенаправления бюджетных средств, выделяемых каждому ученику на базовое образование, в пользу различных сервисов удаленного обучения, в том числе платных, покрывая расходы за счет выданных государством ваучеров взамен денег, которые тратились на школу", - считает Кривцова.

"Если бы "коронакризиса" не было, его следовало бы выдумать, потому что он открыл родителям глаза на катастрофу, разразившуюся в латвийском школьном образовании, - заявила общественный активист Снежана Бартуль. – Я жила в иллюзии, что на нашу школу и систему образования я могу полагаться. А теперь стало очевидно, что системы как таковой нет, уровень подготовки учителей плачевный, в особенности в плане компьютерной грамотности. При этом их гоняют на какие-то обязательные курсы повышения квалификации, которые, по сути, являются профанацией. Я в свое время окончила маленькую волостную школу при военном городке в Лиелварде, где постоянно менялись учителя, но полученное образование позволило мне по конкурсу поступить в вуз в Санкт-Петербурге без всякого блата. Сейчас дети учатся в школе 12 лет и выходят без знаний".

Бартуль выступила с идеей перенаправить деньги, которые "следуют за учеником" в школы, в пользу родителей, вынужденных выполнять функции учителей по всем предметам, директоров, организаторов и толмачей, жертвуя работой и свободным временем, не имея педагогических навыков и методик обучения.

"После того, как закончился прошлый сумасшедший учебный год, я интересовалась, как я могу отказаться от этого ужаса и выбрать альтернативный способ обучать ребенка. Мне сказали - я не могу уйти из школы, так как социальные работники сразу постучатся в мою дверь, - возмущается Снежана. - Мне сказали, что единственная возможность легально перейти на домашнее образование – получить справку семейного врача, что мой ребенок болеет. Но это значит лгать, а лгать я не хочу!"

Елизавета Кривцова утверждает, что школьная управа ввела Бартуль в заблуждение: закон позволяет родителю перейти на семейную форму обучения. "Таким образом даже вписанные в закон права родителей нарушаются, не говоря уже о ненаписанных. Пока мы доверяли системе образования, это работало. Но "удаленка" стала моментом истины, - подчеркивает правозащитник. - "Удаленка" ввиду совершенной непроработанности ее методической базы может быть только выбором, согласованным с родителем".

Встает вопрос – как этого достичь. Нужны изменения в законе, и единственный способ – объединение родителей: коллективные иски, петиции, считает Кривцова.

Осознав катастрофу в латвийской школьной системе, многие стали искать альтернативы. Одна из них предложена резекненцем, педагогом по образованию Вадимом Гилисом, который уже три года руководит онлайн-школой Санкт-Петебургского университета в Латвии.

"В этом году на курс нашей школы записались уже около шестисот старшеклассников, - говорит Гилис. - Мы предлагаем дополнительное образование и ориентированы на учеников 10-12-х классов, которые уже мотивированы. У нас преподают профессора Санкт-Петербургского университета, это ближе к вузовской системе. Наша цель – чтобы наши русские дети оставались русскими, поэтому один из основных предметов – история Отечества.

Я с трудом могу представить онлайн-образование для учеников 1-5-х классов. Это должны быть особые методики, и родители должны находиться рядом, а не все это могут себе позволить.

В порядке эксперимента в этом году мы решили предложить занятия для 6-9-х классов, с расширенной программой (математика, география, естественно-научные дисциплины), посмотрим, как это получится.

Я, как педагог по образованию, думаю, что всех латвийских детей вне зависимости от национальности компетентностная система образования погубит. Нигде в мире она себя не оправдала. В верхах нашей образовательной администрации засели враги, ничего хорошего своему народу они не желают. Человек выходит дуб дубом из этой системы, это просто обезьяна, готовая потреблять".

Елизавета Кривцова не согласна с таким категоричным мнением о компетентностном образовании, однако выступает за свободу выбора. "Проблема не в подходе, а в реальности: педагоги не готовы, методик и материалов недостаточно. Надо были идти по принципу добровольности, а не кампанейщины. Вот есть пилотные школы, они готовы пробовать этот подход и доказать, что он лучше традиционного, а не переводить всех на новые рельсы насильно", - уверена она.

Объединение родителей в общественные организации вроде vecakubalss.lv, превращение родительских комитетов школ в реально действующие центры выбора образовательных программ и учебных пособий для детей – единственный способ заставить власти считаться с мнением родителей как заказчиков школьного образования и роста его качества, заставлять исполнять существующие законы и вносить в них изменения в интересах общества, а не чиновников, считают специалисты.

По теме

Рижские школы пока не планируют переход на "удаленку"
Шуплинска: компьютеры в школы Латвии поступят не раньше конца октября
Власти выгодно держать школьников дома: почему РСЛ против "удаленки"
Плинер: Шуплинска сняла с себя ответственность за образование детей
Теги:
русские школы, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik