18:36 02 Апреля 2020
Прямой эфир
  • USD1.0906
  • RUB85.8405
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
Русские школы: языковой барьер или мост (508)
509

Министр образования Илга Шуплинска подробно рассказала о том, как идет уничтожение образовательных учреждений нацменьшинств; какие изменения в русских школах уже ощутимы, какие предметы латышизированы больше всего и чего еще стоит ожидать ученикам

РИГА, 31 янв — Sputnik. На запрос к министру образования и науки, который подписали пять депутатов Сейма от "Согласия", Илга Шуплинска (Новая консервативная партия) ответила удивительно быстро и подробно — за неделю и на шестнадцати страницах, пишет BB.lv.

Судя по всему, у шефа министерства образования и науки (МОН) нет и тени сомнений в том, что происходящее в школах нацменьшинств единственно правильно.

Латыши в "русских" школах

Министерство сообщает, что в 2019/20 учебном году количество учащихся в школах нацменьшинств с 1–го по 9–й классы уменьшилось с 48 929 до 47 647, тогда как в целом эта категория школьников в ЛР возросла с 177 731 до 178 213.

Занятным оказался расклад по национальностям: собственно школьниками нацменьшинств объявили себя 62%, 12% — латышами, остальные не указали этническую принадлежность. То есть, условно говоря, каждый восьмой в "русской" школе — латыш. Для сравнения: в учебных заведениях на латышском языке — всего 4,57% детей нацменьшинств.

О чем это говорит? Можно предположить, что "русские" коллективы обладают большей эмпатией, вовлекают в свою среду.

Язык и Valoda

Нынешний 2019/20 учебный год стал первым для 7–х классов нацменьшинств, когда все предметы преподаются по–латышски. Чтобы было понятно: в прошлом году природоведение для 63% школьников 7–9–х классов преподавалось билингвально или на языке нацменьшинств, математика — 47%, всемирная история — 47%. Чемпионами же среди латышизированных до этого предметов были физика и химия — 90% на госязыке, а также социальные знания — 85,3%.

Двумя таблицами МОН представил знания шести- и девятиклассниками родного (русского) языка. В прошлом учебном году на экзаменах в категории "письмо" было показано соответственно 61,56 и 64,23 процента. Шестиклассники чуть лучше читали, чем ребята тремя годами старше, но в целом 9–е классы дали совокупную отметку в 69,49% по сравнению с 67,9% у 6–х. Итак, две "семерки" — умеренно позитивный результат.

Этот экзамен важен потому, что остался единственным, который сдают по–русски. Впрочем, и после перехода в следующем учебном году 10–х классов на госязык МОН соизволяет "включить в программы общего среднего образования не упомянутые в стандарте…"

Данная формула означает, что в 10–12–х классах МОГУТ преподаваться — как дополнительные — и русский язык, и литература, и культура с историей. Кстати, учебник "История русских Латвии" (Пухляк–Борисов) был выпущен еще в 2003 году.

"Результаты неизменны…"

Министерство утверждает, что результаты экзаменов по предметам не отличаются в зависимости от того, на каком языке оные сдавались. Для сравнения приведены графики испытаний по биологии за четыре последних учебных года. Действительно, все столбцы идут один в один, но… что ни год, то хуже. Если в 2016–м средний балл превышал шестерку, то в 2019–м он до нее уже недотягивает.

А вот по математике различие существенное: если средний балл девятиклассников, сдававших по–русски в 2019 году, был выше четверки, то на латышском — тройка. Соответственно старой пятибалльной шкале это означает 3 и 2!

"Обучаемым нужно быть готовыми"

Дальше — больше. "В 2020/21 учебном году будут созданы диагностирующие работы, оценивающие навыки обучаемых научно интерпретировать данные и доказательства… Оцениваются не только знания, но также их глубина".

Подчеркиваем: речь идет не о студентах 1–го курса, но о детях "средних" классов! Впрочем, у нас есть небольшой повод для гордости: при участии в проверке "Международная программа оценки школьников" (PISA) учащиеся школ нацменьшинств в ЛР набрали чуточку больше пунктов по чтению, чем латыши, — 489 и 481.

Большее различие, отмечает министерство, дали школы в Риге и на селе. "К сожалению, число читателей со слабыми навыками в Латвии выросло на 4,9 процентного пункта. Достижения латвийских школьников выше в нахождении и понимании информации, меньше — в оценке и рефлексии…"

Здравствуй, "компетентностный подход"!

Следующий 2020/21 учебный год станет самым "сладким" для будущих десятиклассников школ нацменьшинств. Им предстоит не только полностью осваивать предметы на госзыке, но и делать это в рамках "компетентностного подхода к содержанию образования". Для этого в течение трех лет Государственный центр содержания образования подготовил 305 педагогов–консультантов и 92 консультанта–эксперта для регионов. Отдельно 100 преподавателей по русскому языку и литературе прошли курсы, включающие повышение навыков чтения.

"Компетентностный подход" означает вот что. Приготовьтесь!

"Изменятся акценты в учебном процессе:

* от передачи готовых знаний… к созданию новых знаний, используя вопросы, разговор, анализ ситуации, продуктивные задачи;

* от фронтального процесса к вовлечению и сотрудничеству;

* от заучивания фактологических знаний к использованию знаний в разнообразных ситуациях и контекстах;

* от только суммирующей оценки к полноценной обратной связи, предоставляющей информацию о самом процессе обучения, рефлексии, осознанном обучении".

Хотя и от выпускников 9–х классов теперь требуют: умения проводить опросы, находить и считывать информацию, обобщать и организовывать данные, оценивать их достоверность, формулировать выводы и тенденции. "Научные задания" для ребят включают в себя проведение самых что ни на есть научных экспериментов!

…Но вот, к сожалению, сравнить данные за I cеместр прошлого и нынешнего учебных годов — то есть перед и после перехода на госязык, МОН не смог: "Не предусматривают в настоящее время имеющие силу Правила кабинета министров № 276 от 25 июня 2019 года".

Удивительно вовремя Государственная информационная система образования оказалась герметически закрытой. Придется ждать окончания учебного года — только тогда станет известен точный итог латышизации.

Тема:
Русские школы: языковой барьер или мост (508)

По теме

Посольским школам быть? Россия нашла способ защитить русский язык в Латвии
Кому выгодно, чтобы народ Латвии обманывался: развеиваем мифы о русских школах
Одна за всех: активистка из Риги выступила в ООН против уничтожения русских школ в Латвии
Российский и латвийский МИД обсудили русские школы в Латвии

Главные темы

Орбита Sputnik