Государству лучше, чтобы такой больной умер: Латвия первая в ОЭСР по инсультам

© Sputnik / Sergey MelkonovОперационный блок в больнице им. Паула Страдыня
Операционный блок в больнице им. Паула Страдыня - Sputnik Латвия
Подписаться
Только в Риге, в больнице им. Страдыня, лечение инсульта производится в полном объеме по стандарту, разработанному в Европе; в остальных региональных больницах чего-то не хватает - в основном людей

РИГА, 10 дек — Sputnik, Людмила Прибыльская. Хотя западный стандарт лечения инсульта в Латвии начали применять 10 лет назад и соответствующее подразделение Университетской больницы имени Страдыня вышло на европейский уровень результатов, в целом Латвия лидирует в странах ОЭСР по смертности от кровоизлияний в мозг: на 100 тысяч жителей приходится 203 смерти по такому диагнозу. В среднем в ЕС этот показатель составляет 64, в Эстонии - 56, в России - 94. Инсульт входит в тройку главных причин смертности в Латвии, уступая онкологическим заболеваниям и инфарктам. В целом смертность в Латвии в 1,5 раза выше, чем в среднем в ЕС, а среди мужчин - выше в 1,7 раза.

В октябре торжественно отмечалось 10-летие "инсультной единицы" в больнице имени Страдыня. Медики под руководством заведующего Неврологической клиники, профессора кафедры неврологии Рижского университета им. Страдыня Андрея Миллера продемонстрировали новейшее оборудование, позволяющее устранять тромбы в сосудах головного мозга не только медикаментозно, но и механически. Метод эндоваскулярной тромбоэктомии позволяет восстановить кровоток в случаях, когда устранить тромб в сосуде другим способом невозможно.

Медицинский работник - Sputnik Латвия
По следам трагедии в Резекне: в Латвии ищут причины высокой смертности от инсульта

Однако только в этой инсультной единице данная манипуляция доступна круглосуточно – даже на правом берегу Даугавы, в Гайльэзерсе, ее выполняют только в рабочее время. Не хватает врачей.

"Инсульт больше не является смертельным диагнозом, - отмечает профессор Миллер. – Однако в его лечении и сохранении трудоспособности пациента решающим является фактор времени: если начинать разжижение тромба в течение 90 минут после кровоизлияния, излечение достигается в каждом четвертом случае, если в течение 270 минут (4,5 часа) – только в одном случае из 14.

В Латвии создана "антиинсультная сеть": специализированные подразделения ("единицы") в Риге на обоих берегах Даугавы (больница имени Страдыня и Восточная больница – Гайльэзерс), в регионах – Лиепае, Вентспилсе, Валмиере, Елгаве, Резекне, Даугавпилсе и Екабпилсе. Служба неотложной медицинской помощи рапортует о том, что вписывается в установленный кабинетом министров норматив – приезжать на вызов в городах в течение 15 минут, в сельской местности – в течение 25. Почему же смертность от инсульта так высока?

"Беда в том, что только в Риге, в больнице им. Страдыня, лечение инсульта производится в полном объеме по стандарту, разработанному сейчас в Европе, и ее результаты близки к западным, - говорит бывший депутат Сейма, врач Ромуальд Ражукс. - В остальных региональных больницах чего-то не хватает. В основном людей. В Екабпилсе работает всего один невролог, поэтому вне часов в больнице он находится на домашнем дежурстве, а это означает потерю времени в случае, если его вызывают к больному из дома. И подобное домашнее дежурство практикуется почти во всех региональных инсультных единицах. Ресурсов для больничного дежурства просто нет.

Идеально все медицинские манипуляции при инсульте провести в первый час. Каждую минуту погибает неисчислимое число клеток мозга... Поэтому так важно быстро доставить пациента в больницу. На местах не хватает реабилитологов – а реабилитацию нужно начинать, как только стабилизировано состояние больного, то есть через 24-48 часов".

Операционный блок в больнице им. Паула Страдиня - Sputnik Латвия
Ночью от инсульта спасают только в одной рижской больнице

Вроде бы и подобный реабилитационный цикл на бумаге существует, однако из-за недостатка кадров в регионах он не реализуется в полном объеме, свидетельствует директор Национального реабилитационного центра "Вайвари" Анда Нулле.

"Сознавая, что болезнь дорогостоящая, а уровень смертности от нее сильно превышает среднеевропейский, хорошо бы разработать план действий, чтобы сделать лечение инсульта более эффективным, - считает профессор Миллер. – Государству выгоднее инвестировать средства в лечение первичного инсульта и медикаментозную поддержку больных после первого инсульта, чтобы предотвратить повторный, чем нести издержки на пациентов с очень тяжелой инвалидностью, которая неизбежна при недостаточном лечении кровоизлияния в мозг", - говорит она.

Однако в жизни все выглядит иначе. Использование разжижающих кровь лекарств для профилактики инсульта у пациентов высокого риска в Латвии практически игнорируется, хотя в Европе это основа базовой терапии для таких больных, утверждает кардиолог Немецко-Латвийской врачебной практики Роберт Федерс.

"Мы готовы ввести западные стандарты лечения инсульта, - бодро заявляет экс-депутат Ражукс. - Вопрос в том, как быстро это происходит".

Ускорить доставку можно и организационными мерами, без большого финансирования, считает Ражукс. Однако бригады скорой помощи вряд ли с этим согласятся: если от своей базы до пациента они действительно добираются быстро, то путь до больницы, где есть инсультная "единица" (или другая специализированная помощь), может занять не минуты, а часы.

Как социально ответственный политик, Ражукс не упоминает о многомиллиардном недофинансировании дорог, по которым должна мчаться "скорая", о сокращении больничной сети и о катастрофическом положении с кадрами.

Машина скорой помощи рядом с пострадавшим от пожара домом в рижском микрорайоне Плявниеки - Sputnik Латвия
Выпейте парацетамол и ждите час: мужчина умер из-за алгоритма латвийской "скорой"

В новой редакции правил кабинета министров об организации и оплате медицинских услуг прямо указывается, что бригады неотложки следует размещать с учетом плотности населения, величины обслуживаемой зоны и… плохого качества дорог. Поэтому в 2018 году время доезда "скорой" в малые города было увеличено с 15 до 20 минут, зато сокращено до 12 минут в городах республиканского подчинения.

Собственно, эти республиканские города и включены в список инсультных единиц. Если кому-то не повезло жить поблизости от цивилизации, можно только выразить сочувствие. Нет шансов ни получить своевременную помощь, ни реабилитацию. И для государства лучше, чтобы такой больной умер, потому что затраты на лечение, длительную нетрудоспособность и пособия по инвалидности одного инсультного пациента достигают 13 тысяч евро.

Медиков в очередной раз испытывают на прочность, отказываясь выполнять закон о повышении зарплат. Но что будет, если единственный невролог из Екабпилса махнет рукой на свою бессменную трудовую вахту и уволится? Какими такими "оргмерами" можно будет заполнить инсультную единицу на самом длинном в Латвии автоперегоне? Екабпилс находится примерно на полпути от Риги до российской границы, к которой примыкает Латгалия со своими единицами в Даугавпилсе и Резекне.

В операционной - Sputnik Латвия
Это не похмелье: селфи врача ужаснуло соцсети

"Чтобы лечение и профилактика инсульта соответствовали западным стандартам и правилам, необходимо увеличить финансирование и ликвидировать дефицит специалистов, организовав круглосуточное дежурство", - к такому выводу пришли эксперты и участники специального семинара Латвийской ассоциации сельских семейных врачей. На это представитель Инспекции здоровья Ивета Хирша обтекаемо ответила, что провинциальных неврологов пригласят повысить квалификацию на курсы.

Признаки инсульта:

- деформация лица: человек не может улыбнуться, при улыбке лицо кривится;

- человек не может высунуть язык, язык кривится;

- нарушение речи: человек не может повторить простое предложение;

- сонливость или дурашливость;

- нарушение равновесия;

- головокружение, нарушение зрения;

- при поднятии рук одна рука опаздывает, проявляется слабость с одной стороны, потеря чувствительности (рука, нога);

- в редких случаях резкая головная боль, нарушения сознания (если кровоизлияние задело мозговые оболочки).

Лента новостей
0