РИГА, 7 ноя — Sputnik. Ознакомившись с положением о закупке на услуги вывоза мусора, подготовленным Рижской думой, Совет по конкуренции выдвинул пятнадцать претензий к этому документу, сообщает la.lv.
На прошлой неделе Совет по конкуренции (СК) встречался с представителями столичного самоуправления, чтобы обсудить дальнейшие действия в сфере обслуживания отходов и новую закупку.
После этой встречи представители совета выразили недоумение: вместо того чтобы предоставить предусмотренный временным регулированием СК план действий, показав свое желание продуманно и прогнозируемо обеспечить соблюдение правил конкуренции на рынке отходов, Рижская дума внесла в совет проект положения о закупках "со многими, мягко говоря, странными условиями", отмечала председатель СК Скайдрите Абрама.
Теперь совет изложил 15 своих возражений в письме.
Требования непонятны
Некоторые формулировки вызвали у совета опасения, что преимущества предоставляются конкретным участникам рынка, что делает конкурс формальным. Часть требований могут выполнить только SIA "Clean R" и предприятия группы Eco Baltia.
Одно из них касается следующего: согласно положению, претендент на вывоз отходов на административной территории Восточной исполнительной дирекции должен подтвердить, что он имеет "опыт в предоставлении услуг по обслуживанию отходов с использованием специализированных маркированных мусорных мешков, что у него есть электронные считывающие устройства для идентифицирования клиентов, а также что объем собранных отходов в рамках оказания услуг составляет по меньшей мере 50 кубометров в месяц".
В положении не уточняется, почему требование о считывающих устройствах для идентификации клиентов относится только к этой части Риги.
По информации совета, сейчас подобные устройства во всей Латвии используются только в Юрмале, где услуги вывоза отходов предоставляет SIA "Clean R".
"Так как необходим конкретный опыт, а не возможность обеспечить такие требования, SIA "Clean R" – это сейчас единственное предприятие, которое может это положение выполнить. При этом сомнительно, что введение соответствующей услуги настолько сложно технически, чтобы обоснованным и целесообразным было требовать у поставщика услуг по вывозу отходов предшествующего опыта, что сокращает возможность конкуренции", - считает СК.
Совету по конкуренции также непонятно, почему положению о закупке присвоен статус ограниченного доступа. Ведь для того чтобы в конкурсе участвовал как можно более широкий круг претендентов и стимулировалась конкуренция, информация о факте объявления конкурса и требованиях должна быть своевременно доступна для каждого претендента.
"Более того, не ясно, по каким причинам проект положения о конкурсе не прошел общественное обсуждение.
Во время него было бы важно публично выяснить как мнение потенциальных поставщиков услуг, так и их получателей – жителей Риги и работающих в городе предприятий, от имени и в интересах которых самоуправление добросовестно выполняет установленную законом задачу по организации обслуживания отходов", - отметили в совете.
СК недоумевает, почему один и тот же претендент может быть признан победителем на трех территориях, потому что, если этот сценарий осуществится, примерно 86% территории Риги может достаться одному подрядчику, что является очень большой концентрацией рынка.
Рекомендации учтут?
Заместитель директора рижского департамента жилья и окружающей среды Кристине Эрмансоне признала, что, хотя она сама не работает в закупочной комиссии, после прочтения письма СК у нее тоже сложилось впечатление, что в положении о закупках есть условия, которые нужно исправить.
По ее словам, в ближайшее время закупочная комиссия решит, какие претензии совета нужно принять во внимание.
"Пока я не могу комментировать, сколько из этих рекомендаций будут внедрены", - отметила Эрмансоне.
При этом она подчеркнула, что не согласна с мнением СК, что закупка, возможно, была подготовлена с учетом интересов конкретного участника рынка.
"Разделение зон только показывает, что мы даем возможность каждому участнику подать заявку и открыты для их предложений", - отметил представитель департамента.
Глава Управления среды жилищного департамента Эвия Пиньке, которая входит в закупочную комиссию, не согласна с упреками СК.
По ее словам, разделение зон позволит подать заявку предприятиям с разным потенциалом и поможет сделать так, чтобы ни одна зона не осталась без победителя.
"Нам необходимо достичь того, чтобы претенденты не только подали заявки и победили, но и реально могли обеспечить услуги. Были города, где побеждало самое дешевое предложение, но в реальности оператор не мог работать", - заявила Пиньке.
Больше зон, меньше лет: коалиция согласна запретить создание мусорных монополий>>