РИГА, 26 сен — Sputnik, Андрей Солопенко. Партии правительственной коалиции пришли к единому мнению о необходимости полного перевода всего образования на латышский язык.
Правда, сроки реализации данной идеи пока еще не определены, однако тенденция последних 28 лет показывает, что правящие политики серьезно движутся к этой цели и совершенно не хотят останавливаться на достигнутом, а придумают что-нибудь еще, чтобы ухудшить положение русскоязычных жителей страны.
Систематическое наступление
С момента возобновления независимости Латвии правящий истеблишмент постоянно предпринимал попытки всеми возможными способами выдавить русскоязычное население из страны. По данным Центрального бюро статистики, в 1991-1996 годы наблюдался высокий уровень эмиграции русскоязычных жителей, когда из Латвии, преимущественно в Россию, выезжало в среднем около 25 тысяч человек в год. Одной из причин было разделение населения на граждан и неграждан, в результате чего примерно 70% нелатышей в одночасье лишились многих гражданских прав.
Формой дискриминации, способствующей уменьшению русского населения, была и образовательная политика - перевод русского образования на латышский язык. Первые поправки в закон об образовании, сужающие обучение на русском языке, появились в 1995 году. Согласно им, в основных школах нацменьшинств как минимум два учебных предмета должны были преподаваться на латышском языке и как минимум три – в средних. С 1 сентября 1999 года высшее образование в государственных вузах должно было тоже проходить на латышском языке.
В 1998 году парламент еще раз изменил закон, предусмотрев, что с 1 сентября 2004 года среднее образование даже в рамках программ нацменьшинств должно осуществляться только на латышском языке. В мае 2003 года по мере приближения вступления этой нормы в силу в стране начались широкомасштабные протестные акции, подвигнувшие кабмин на некоторые уступки. В соответствии с новыми поправками, в средних школах нацменьшинств на латышском языке должно было преподаваться не менее 60% материала. В то же время во втором чтении депутаты поддержали куда более жесткий вариант, когда все предметы, кроме относящихся к идентичности и культуре нацменьшинств, обязаны были быть на государственном языке.
Однако в третьем чтении в феврале 2004 года под угрозой перерастания массовых протестов в непредсказуемое противостояние Сейм вернулся к предыдущей редакции закона и указал, что в средних школах нацменьшинств на латышском языке должно преподаваться не менее трех пятых учебных часов. Тем самым был достигнут компромисс, который продержался до прошлого года, когда Сейм принял поправки, что с 2021 года обучение в средних школах будет на латышском языке.
Недавно же коалиция решила, что все образование должно быть на нем, явно не желая сохранять никакого присутствия русского языка в школах и детсадах.
Проигрышная тактика
Как считает экс-депутат Европарламента, сопредседатель партии "Русский союз Латвии" Мирослав Митрофанов, тактически такое решение является уступкой правящих партий Национальному объединению в торгах за бюджет 2020 года, и в ближайшее дни никакого глобального перевода полностью на латышский язык в младшей школе не произойдет. В то же время, если смотреть в долгосрочной перспективе, то правящий истеблишмент четко движется к выполнению своих целей – искоренить в Латвии все русское.
В связи с этим, по мнению Митрофанова, совершенно бесперспективно выглядит позиция русскоязычных жителей, соглашающихся с подобными действиями.
"Большинство наших соотечественников голосуют за "Согласие" и Нила Ушакова, исходя из того, что нужно идти на уступки и соглашаться с тем, что предлагает государство, поскольку такая позиция должна обеспечить мир, спокойствие и стабильность. По их логике, если все время уступать, то националисты остановятся и больше ничего не будут предлагать, оценив по достоинству лояльность и уступчивость населения", – подчеркнул политик.
По его словам, такое поведение напоминает действия западных держав, отдавших без боя фашистской Германии многие территории.
"Гитлеру отдали Судеты, простили аншлюс Австрии и оккупацию Чехословакии, не начали боевые действия при нападении на Польшу и так далее. К сожалению, русские Латвии сейчас ведут себя так же, как тогда Франция и Великобритания, но, как мы помним, исторически такая тактика проигрышна, и никакого предела у националистов быть не может. Наступление на права и интересы русскоязычной общины будет продолжаться до полного ее уничтожения", – заявил Митрофанов.
"Даже если они этого добьются, – продолжил он, – латышские националисты все равно будут искать способ, где можно еще что-то урезать и отобрать уже даже у не существующей общины. Поэтому никакого окончания не будет.
Даже когда останется один фантом от русского присутствия в Латвии, все равно будут находиться "полубезумные и кровожадные нацики", которые будут думать, что еще отнять у русских, чтобы "подкинуть кость" в виде психологической компенсации своим собственным озлобленным и недалеким избирателям".
Бороться и не сдаваться
Как заявляет Митрофанов, правящие политики не ожидают от русских никакой лояльности или ассимиляции, они желают, чтобы представители этой группы уехали из страны, чтобы повысить уровень комфорта для латышского большинства.
"Само наличие в Латвии русских создает определенный дискомфорт на бытовом уровне для части латышей. Мы являемся для них представителями чуждой и далекой культуры. И видеть нас рядом в каком бы то ни было виде они категорически не желают", – подчеркнул бывший европарламентарий.
В связи с этим, по его словам, у русских нет другого выхода, кроме как бороться за свои права, потому что иначе община может потерять все.
"Если не противостоять этому натиску, то мы потеряем свою молодежь, которая станет абсолютно чужой по отношению к нам, и условия нашего существования с точки зрения психологического комфорта будут постоянно ухудшаться. Речь идет не только о том, что не станет русского образования, через какое-то время можно ожидать и ввода административных запретов на употребление русского языка, чтобы искусственно приблизить построение латышской Латвии", – предположил он.
Политик отмечает, что борьба за образование - это вопрос не только образования, а куда более широкая проблема, указывающая на противоречия между народом и властью.
"Принимая любые решения, власть в Латвии привыкла игнорировать любое проявление недовольства со стороны народа. Если мы сейчас не добьемся успеха в сохранении русского образования, это даст сигнал власти, что все ее негативные решения не станут вызывать сопротивления и отпора.
Поэтому нам очень важно победить на данном этапе, чтобы в стране появилось общество, которое сможет противостоять неправильной политике и в других случаях", – резюмировал Митрофанов.
Суды тут не помогут: РСЛ готовит новую акцию в защиту русских школ>>