РИГА, 28 авг — Sputnik, Дмитрий Олейников. Правительство Латвии на очередном заседании приняло решение не утверждать в должности ректора Латвийского университета Индрикиса Муйжниекса. Весной ректор был избран на голосовании сенатом, но политики от Новой консервативной партии пошли в атаку, заявив, что часть бюллетеней при голосовании была подделана, а значит, Муйжниекс был избран в нарушение закона. "Юридический спор решили политическим путем", - сказал кто-то из присутствующих на заседании кабмина.
"Под руку попался"
Почему министры от Новой консервативной партии вступили на тропу войны против ректора Латвийского университета? Оппонент в Сейме, депутат Вячеслав Домбровский, сделал следующее предположение: "Потому что рейтинги партии министра Шуплински катастрофически низки? Потому что правительство Кариньша не поинтересовалось мнением Борданса при утверждении начальника службы госбезопасности Межвиетса? Генерального прокурора им снять не дают? Потому что консерваторы понимают, что и в следующем году им не удастся выполнить ни одно из своих предвыборных обещаний? Им позарез нужна хоть какая-нибудь победа. Ректор просто оказался не в то время и не в том месте...".
Фактически, делает вывод политик, премьеру Кариньшу был поставлен ультматум – или он позволяет снять Муйжниекса, или консерваторы не поддержат бюджет. И тогда правительство автоматически падет. Так это или нет, сказать сложно, но во время всех дебатов по Муйжниексу премьер Кариньш занимал ярко выраженную позицию стороннего наблюдателя.
Как это было?
Вот что заявил перед голосованием сам Индрикис Муйжниекс, приглашенный на заседание правительства: "Игнорирование правовых и демократических выборов в университете произошло в результате политического давления. На мой взгляд, это политическое давление нарушило нормы закона, в том числе процедуры, установленные кабинетом министров. Это беспрецедентный случай в Латвии, а также в странах Евросоюза. Ассоциация университетов Европы прислала мне письмо, в котором указала, что внимательно будет следить за дальнейшими процессами… Я считаю, что это действие, направленное на то, чтобы оспорить результаты демократического голосования, свидетельствует не о кризисе в университете, а скорее дискредитирует использование государственной власти в стране".
Инга Ванага, председатель профсоюза работников образования и науки прокомментировала ситуацию так:
"То, как происходила коммуникация между министром отрасли и Латвийским университетом, в очень большой степени повлияло и на микросреду. И мы как профсоюз внимательно следили, как чувствует себя работодатель, какова ситуация у работников, какие последствия она оказывает на престиж рабочего места. Не стану скрывать, что те методы, которые были использованы в данной ситуации, можно назвать авторитарными и политизированными… Мы считаем, что было бы гораздо лучше, если бы и представители министерства, и высшей школы, перед всеми этими заявлениями и документами сели за стол переговоров".
Министр образования Илга Шуплинска заявила, что "министерство образования и науки никогда не вмешивалось в ход выборов".
"Но в тот момент, когда в СМИ появилась очень противоречивая информация о ходе выборов ректора, министерство, получив документы, провело проверку. Проверка констатировала, что данные выборы не соответствовали демократическим нормам, более того, конституции самого университета. В тот момент, когда стало понятно, что нарушения могут существенно изменить результаты выборов, и был проведен анализ ситуации, в том случае, если кабинет министров не утвердит результаты этих выборов… Предлагались кандидатуры кого-либо из существующих заместителей. К сожалению, никто из присутствующих не упомянул, что в этот момент началась кампания "черного пиара". Более того, так совпало, очевидно, что именно в этот же момент произошло задержание Байбы Броки (депутата Рижской думы от Национального объединения - ред.). То есть министерство образования и науки видело, как стремительно сокращается число возможных заместителей, которые могли бы взять на себя обязанности ректора… Сенат университета также самоустранился от принятия решения", - заявила Шуплинска.
Министр внутренних дел Сандис Гиргенс, комментируя ситуацию, заявил, что кабинет министров – это не арбитражный суд, и неизвестно, на чьей стороне правда – у министерства образования и науки или у второй стороны.
"Здравый смысл звучит в аргументах каждой стороны. Я уважаю права на автономию высшей школы, но и понимаю позицию министерства, желающего улучшить процесс управления университетом. На встрече с господином Муйжниексом мы в KPV LV не касались вопросов юридического характера, нас более интересовало, в каком виде следует развивать университет, как повысить его международный престиж, узнаваемость, как нам подготовить специалистов, которые нужны для экономики нашей страны. Я еще раз задам вопрос – отдают ли себе присутствующие отчет в последствиях, которые могут последовать за принятием того или иного решения? Еще раз повторю – здесь не арбитражный суд", - заявил Гиргенс.
Гиргенсу резко ответил министр юстиции Янис Борданс: "Политики KPV LV с подобной риторикой, похоже, попросту уходят от ответственности… Если не хотите работать, то нечего ходить на заседания".
Таковы были мнения, звучавшие на заседании правительства. Итог всем заявлениям подвел министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс, который обозначил, что "решение все же необходимо принять, каким бы оно ни было".
Решение и было принято большинством голосов. Хотя три министра от партии KPV LV не стали поддерживать "отставку" Муйжниекса.
С 1 сентября!
Как заявила юрист администрации Латвийского университета Анда Озола, решение правительства о неутверждении Индрикиса Муйжниекса в должности ректора автоматически означает, что университет остался также без сената и академического третейского суда. А также без четырех деканов: факультета гуманитарных наук, факультета теологии, юридического факультета, факультета истории и философии. Их также утверждал сенат, решения которого объявлены незаконными.
Руководитель администрации университета Ансис Грантиньш также принял решение оставить свой пост: "Мое гражданское самосознание не позволяет продолжать работу. Это мой личный протест против того, что в нашей стране юридические вопросы решаются политическим путем… Я не собираюсь продолжать работу при "политическом ставленнике", поэтому сегодня – мой последний рабочий день". Оба проректора Латвийского университета заявили, что используют накопившиеся дни отпуска, и до начала ноября должностные обязанности исполнять не будут. Они уходят в отпуск и "займутся научными изысканиями".
Непосредственно после решения об отстранении Муйжниекса, на пост исполняющего обязанности ректора Латвийского университета был назначен бывший декан и профессор факультета истории и философии Гвидо Страубе. Соответствующее решение было принято министерством образования и науки. А вот как Латвийский университет начнет работу уже с 1 сентября, будучи фактически обезглавленным в полном составе, – пока не известно никому.