06:36 20 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD1.1144
  • RUB71.3066
Второе Вселатвийское родительское собрание

Образование по-латвийски: ответственных нет, пострадавшие - дети и родители

© Sputnik / Sergey Melkonov
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
Русские школы: языковой барьер или мост (474)
538

Главный вывод, который можно сделать после второго Вселатвийского родительского собрания, – последствия реформы образования тяжким бременем ложатся на плечи родителей

РИГА, 1 апр — Sputnik, Владимир Дорофеев. Основные чувства, охватившие меня после второго Вселатвийского родительского собрания, – горечь и раздражение. Причина тому крайне банальна – на мероприятие пришло вдвое меньше людей, чем в прошлом году. Возможно, одна из причин - страх, ведь в прошлом году Полиция безопасности завела около десятка уголовных дел на спикеров собрания. Это не могло не сказаться на популярности мероприятия. Организаторы говорили о 200 участниках, я насчитал 150.

Один из наиболее интересных докладов сделала Екатерина Александренкова. Ее выступление было посвящено ошибкам в латвийских учебниках, и на русском, и на латышском языке. Ознакомиться с этими данными я бы настойчиво рекомендовал тем родителям, которые до сих пор уверены, что в школе не происходит ничего страшного и дети смогут выучиться без помощи родителей и репетиторов.

Другой крайне важный доклад был посвящен языковой реформе в детском саду, его подготовила Инна Дьери.

Говоря кратко, эта реформа может привести к массовым проблемам психического и логопедического характера у русских детей, к которым Латвия совершенно не готова. Депутаты обратились в Конституционный суд по поводу реформы образования в школах, при этом языковая реформа в детских садах осталась за кадром. И она также противоречит нормам международного права и может привести к еще более разрушительным последствиям, нежели реформа школ.

Реформа без ответственности и смысла

Депутат Юрмальской думы Елизавета Кривцова рассказала участникам собрания об абсурде, происходящем на слушаниях Конституционного суда, где обсуждают правомочность языковой реформы.

"На суде решали, что юридически важнее: преамбула к Сатверсме, которая говорит о ведущей роли латышского языка, или ратифицированные Латвией международные стандарты, говорящие о праве людей учиться на родном языке, – рассказала Кривцова. – И в результате обсуждения вылезли совсем уж абсурдные вещи, которые должны насторожить любого родителя. Вместе с поправками об ограничении образования на языке национального меньшинства Латвии, на русском языке, приняты поправки, допускающие образование на языках Евросоюза. То есть объяснить русскому ребенку математику так, чтобы он понял, - нельзя, а вот открыть школу, в которой 90% уроков будет на английском, – можно".

Говорила Кривцова и о качестве образования, сообщив, что МОН признает необходимость мониторинга в образовании, но систему проверки качества собирается сделать только в 2023 году, когда все реформы уже будут проведены и оценить их эффективность не будет никакой возможности.

"Никто в Латвии не берет на себя ответственность за реформу образования, – поделилась Кривцова своим невеселым выводом. – Министерство образования говорит о том, что издало инструкции, по которым учитель должен быть умным, отзывчивым и креативным и, используя реформы, сделать образование лучше. А если у него не вышло, то это ответственность директора школы или самоуправления. Вот, казалось бы, как это сочетается с тем, что в стране массовая нехватка учителей? Но министерство это просто игнорирует".

Кривцова призвала родителей к сотрудничеству с экспертами, поскольку для разговора с чиновниками категорически недостаточно просто высказать им свои претензии. Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, с юристами, представляющими власть, надо говорить на юридическом, с педагогами – на педагогическом языке.

Кроме того, Кривцова констатировала, что именно родителям придется разгребать последствия поспешных и непродуманных реформ Шадурскиса. Даже если бы чиновники захотели помочь родителям, то в нынешней сложившейся ситуации они уже не смогут этого сделать. Поэтому именно от родителей зависит образование их детей. И у тех, кто не приложит усилий, не вложит финансов, ребенок может получить худшее образование, чем несколько лет назад.

Тема:
Русские школы: языковой барьер или мост (474)
Теги:
реформа образования, образование, Вселатвийское родительское собрание

Главные темы

Орбита Sputnik