РИГА, 30 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. Русский Союз Латвии (РСЛ) и Сообщество родителей провели в Риге, в зале гостиницы "Латвия", второе массовое Вселатвийское родительское собрание.
![Русский - родной, латышский - второй: Латвии пора работать над ошибками Русский - родной, латышский - второй: Латвии пора работать над ошибками - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/1123/96/11239611_0:0:3070:2048_600x0_80_0_0_89c582c01c5e63ddede71c69699ecf7e.jpg)
Цель второго собрания, в отличие от первого, от прошлогоднего, - не столько обсудить реформу бывшего министра образования Карлиса Шадурскиса, сколько разработать требования к Министерству образования.
Необходимо добиться того, чтобы там, наконец, занялись исправлением ошибок в учебниках и пособиях. Ведь последнее напрямую влияет на качество образования детей.
Суть - в уничтожении
Евродепутат от Латвии и один из лидеров движения Штаб защиты русских школ Мирослав Митрофанов пояснил Sputnik Латвия, что на родительском собрании было решено обсудить не только проблемы, связанные с языком обучения в школах, но и то, как нынешние реформы образования негативно влияют на формирование личности ребенка.
Он также подчеркнул, что на данный момент в главной повестке дня только одна реформа - перевод русских школ на латышский. Но важно понимать, что на самом деле в Латвии идет несколько реформ одновременно. Например, создание в общих, обычных школах системы "образования компетенций".
"Суть этой реформы - в уничтожении системы образования в обычных школах, где дети должны будут сами каким-то чудом изучать разные темы, а многие предметы определят и вовсе "на выбор", что совершенно недопустимо. При этом образование в элитных учебных заведениях, например, в гимназиях, останется классическим. То есть детей со школы начинают разделять на людей первого и второго сорта", - заявил Митрофанов.
![Русский - родной, латышский - второй: Латвии пора работать над ошибками Русский - родной, латышский - второй: Латвии пора работать над ошибками - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/1123/94/11239478_0:0:3070:2048_600x0_80_0_0_9f313c58943178fe7386fd88e7c95302.jpg)
Другая реформа - это упразднение школ для детей с особыми потребностями и разными отклонениями. Этих детей уже теперь постепенно начинают распределять по обычным школам, в обчные классы. Отсюда - масса проблем в таких классах, поскольку полностью нарушается учебный процесс: на уроках попросту бардак.
По словам Митрофанова, обычные дети там не могут получать знания, а педагоги вынуждены выстраивать систему преподавания "под отстающего", например, под ребенка, страдающего рассеянным вниманием, не способного толком говорить, слушать и даже видеть. А нередко в обычные классы включают детей, которые ранее занимались буквально в полузакрытых школах, где необходимо присутствие и юриста, и полицейского.
Латышский или английский?
Но самая главная тема собрания - это массовые и вопиющие ошибки в школьных учебниках. Об этой проблеме ранее подробно писал Sputnik Латвия.
На второе родительское собрание пришло не меньше народа, чем на первое. В зале собрались сотни родителей и общественников, участвующих, в том числе, в движении Штаба защиты русских школ.
Родители высказывали свое мнение, делились мыслями, приводили конкретные примеры того, насколько новые учебники откровенно безграмотные, причем, что по математике, что по географии или латышскому языку.
![Русский - родной, латышский - второй: Латвии пора работать над ошибками Русский - родной, латышский - второй: Латвии пора работать над ошибками - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/1123/95/11239523_0:0:3070:2048_600x0_80_0_0_90b0c4448da56e1de13a2d4e8d627aa1.jpg)
Так, мама двоих детей Екатерина Александренкова сказала во время выступления, что необходимо провести буквально полный аудит учебников, по которым сейчас занимаются в школах по всей Латвии. Необходимо отбраковать учебные пособия с наиболее грубыми ошибками и те, которые вообще нельзя использовать в системе преподавания.
"У родителей вопросы и к методикам обучения латышскому в русских школах: они полностью не соответствуют заявленным целям, то есть - не учат детей. Эти методики, на самом деле, мучают наших детей, например, потому, что в учебниках полно архаичной лексики, редко употребляемых, а то и вовсе неупотребляемых слов - даже латышами. Вместо навыков нормального общения дети вынуждены сидеть с мамами и папами за словарями и разыскивать редчайшие слова, которых там запросто может и не быть вовсе", - пояснила Александренкова.
При этом в тех же школах используют прогрессивные методики для изучения другого языка - английского. И с этими методиками, кстати, все хорошо, у детей не возникает отторжения, им интересно открывать для себя новый мир - мир английского.
"Мы не сломились"
Конечно, пришли на собрание и активисты, давно защищающие не только школы нацменьшинств, но и в целом интересы диаспоры. Среди таких, разумеется, правозащитник Александр Гапоненко.
![Русский - родной, латышский - второй: Латвии пора работать над ошибками Русский - родной, латышский - второй: Латвии пора работать над ошибками - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/1123/96/11239642_0:0:3069:2047_600x0_80_0_0_9f9feea35200c9d2d06fc1080fce7663.jpg)
"Я, как помните, был на первом родительском собрании, после которого меня и арестовала Полиция безопасности (ПБ). После того собрания ПБ, кажется, завела чуть ли не двенадцать уголовных дел на разных выступавших. Главная цель у ПБ была одна -запугать. Однако, не удалось. Сегодня в зале, кажется, все те люди, и я в их числе. Конечно, системе не нравится, что мы здесь собираемся и заявляем о своем праве на существование, а также о праве наших детей учиться на родном языке. И очень важно показывать системе: у нас иная точка зрения на происходящее в Латвии, и мы не сломились", - рассказал Гапоненко Sputnik Латвия.
В свою очередь, сопредседатель Латвийского комитета по правам человека и экс-депутат парламента Владимир Бузаев в разговоре со Sputnik Латвия обратил внимание на то, что даже рамочная конвенция защиты нацменьшинств Совета Европы указывает, что дети национальных меньшинств в родных странах имеют полное право получать образование на родном языке, а главы государств обязаны это учитывать.
А Митрофанов добавил, что по итогам второго Вселатвийского родительского собрания будет сформулирован пакет требований к Министерству образования, которые будут переданы чиновникам.
"Я уверен, что с нами будут там говорить, ведь мы ничем противозаконным не занимаемся. Обратите внимание, что и это собрание нам никто не мешал проводить, и даже Служба государственной безопасности (СГБ) не давила. Мы спокойно занимаемся не просто легальной, но общественно-полезной деятельностью, несмотря на "деятелей" из правящих партий, которые на нас то и дело пытаются натравливать спецслужбы. И мы верим, что, наконец, в своей стране сможем действовать по своим правилам, и наши дети будут учиться на родном языке", - сказал Митрофанов.
Выступила перед собравшимися и лидер Русского союза Латвии Татьяна Жданок.
![Русский - родной, латышский - второй: Латвии пора работать над ошибками Русский - родной, латышский - второй: Латвии пора работать над ошибками - Sputnik Латвия](https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/1123/95/11239572_0:0:3070:2048_600x0_80_0_0_5cc67fafabe4b5b4717ec4476887cc74.jpg)
"Важно, чтобы на такие мероприятия приходило как можно больше людей. Однако заметьте следующее: сегодня среди нас почти нет учителей, и уж точно тут отсутствуют директора школ, которые в Латвии запуганы. Да, они все знают о массе проблем и говорят о них, но только на кухнях и шепотом, поскольку их в любой момент могут уволить. А мы, в свою очередь, требуем следующей модели для школ нацменьшинств: русский - родной, латышский - второй. И только тогда образование наших детей будет на достойном уровне", - заявила Жданок участникам встречи.