05:13 08 Декабря 2019
Прямой эфир
  • USD1.1094
  • RUB70.7441
Пожилая женщина показывает состояние своей квартиры

Жилец всегда неправ: сомнительный сервис рижских коммунальщиков

© Sputnik / Александр Кряжев
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
452

Рижанин Александр Фаньков дошел до президента Раймондса Вейониса, чтобы доказать - Rīgas namu pārvaldnieks работает, мягко говоря, нечистоплотно

РИГА, 2 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. История жильцов дома 37 по улице Юглас вовсе не исключение из правил – это обычное дело, если речь заходит о всей системе работы мощнейшей структуры Рижской думы Rīgas namu pārvaldnieks. Кстати, уже на следующий день после репортажа Sputnik Латвия горячую воду жильцам все-таки подключили.

Напомним, в доме номер 37 люди месяц сидели без горячей воды после аварии в одной квартире, где прорвало полотенцесушитель. Когда они спрашивали, скоро ли коммунальщики заменят ту самую сушилку и, наконец, будет ли перерасчет растекшейся по этажам воды и кто станет оплачивать ремонт, ответы управдома не радовали. Сроки замены полотенцесушителя и возобновления подачи воды не уточнялись. Зато было известно: за все будут платить жильцы, включая ремонты в своих квартирах.

На Rīgas namu pārvaldnieks рижане жалуются не просто регулярно, а помногу раз в день – в самые разные инстанции, однако, как правило, безрезультатно. Вот история Александра Фанькова, жителя другого района Риги – Кенгарагса.

Он через общих знакомых дошел до самого президента Латвии Раймондса Вейониса и лично передал ему кипу документов, доказывающих, что Rīgas namu pārvaldnieks работает, мягко говоря, нечистоплотно. Александр по образованию инженер, занимается проектированием домов (и перепроектированием квартир), к которому обращаются со всей Латвии и даже из других стран. И кто за что отвечает, если речь идет о квартирах, Александр знает прекрасно – профессионал.

Да, по поводу президента Вейониса сразу скажем. Хотя документы он все довольно давно получил и, конечно, ознакомился, реакции с его стороны никакой. И, вероятно, вот почему. "Согласие", которое рулит в Рижской думе во главе с Нилом Ушаковым, некоторое время назад заключило внутренний договор с Союзом зеленых и крестьян — "о ненападении" и сотрудничестве по самым разным темам. А Вейонис-то у нас — "зеленый"…

Странные цифры никого не смущают

Как рассказал Александр Фаньков корреспонденту Sputnik, он несколько лет судился с Rīgas namu pārvaldnieks – из-за сомнительных счетов, которые ему приходили.

"Обычные жители, не специалисты, часто не понимают, что происходит, когда получают счета от Rīgas namu pārvaldnieks, а если и видят странные цифры, то предпочитают за все платить, нежели доказывать правоту", — говорит Александр.

Вот один пример. Предприятие Rīgas namu pārvaldnieks уже привыкло жильцам выставлять счет за юридические услуги, которые сводятся вот к чему. Юрист Rīgas namu pārvaldnieks подает в суд на должников "за квартиру". Это исковое заявление. Значит, предприятие Rīgas namu pārvaldnieks как истец должно заплатить госпошлину. Rīgas namu pārvaldnieks платит эту госпошлину, а счет выставляет жильцам, причем не только тем, с кем судится, но в равной степени распределяет сумму на весь дом. Это честно? При этом, как правило, Rīgas namu pārvaldnieks суд выигрывает, и эту госпошлину ему возвращают — от должника. Однако жители дома деньги обратно не получают.

Далее. Обращали ли вы внимание на все пункты в счетах от Rīgas namu pārvaldnieks? Предприятие часто взваливает на жильцов обслуживание межквартальных дорог и зеленых территорий у домов. Это правильно?

Квартира – вот это моя собственность, она в доме, его так называемая идеальная доля (domājamā daļa). В этой "доле" нет ни дороги, ни зеленой территории у дома. Если муниципальное предприятие Rīgas namu pārvaldnieks решило заняться дорогой или садиком, прекрасно, но пусть это делает за счет самоуправления, которому мы платим разные налоги, живя в Риге.

У вас лифта нет — но за его ремонт платите

В той пачке документов, которые Александр передал президенту Латвии, есть список домов – со счетами от Rīgas namu pārvaldnieks, где в пятиэтажках вдруг включили обслуживание лифтов, которых там никогда не было. Или же в 60-квартирных домах вдруг появлялись дополнительные квартиры. Также в счетах указаны какие-то ежегодные поборы на ремонтные работы по содержанию дома. Крышу починили – платят жильцы, водосточную трубу поменяли – платят они же. И, как правило, эти работы делают некачественно.

Во многих домах в другом районе — в Чиекуркалнсе — предприятие Rīgas namu pārvaldnieks несколько лет назад меняло крыши: буквально – хорошие на плохие. В доме номер 7 на 2-й поперечной линии крыша после работы "специалистов" теперь с такими щелями, что зимой чердаки заваливает снегом, а во время ливней все заливает.

"А в Кенгарагсе водосточные трубы, точнее – желоба навесов — сейчас, как правило, почему-то обращают не к ливнёвке — ливневой канализации, а в сторону фундаментов многоэтажек. Понятно, ливнёвка в Риге не справляется, значит, по логике Rīgas namu pārvaldnieks, не будем ее перегружать лишний раз – пусть лучше фундаменты домов подмывает. К тому же за ремонты этих домов потом все равно жильцы заплатят. И большинство жителей между прочим платит, даже не вчитываясь в счета от муниципального предприятия", — говорит Александр.

Rīgas namu pārvaldnieks является посредником услуг третьих лиц, например Rīgas ūdens, Rīgas siltums, Siltumserviss Rīga. И вот что касается, например, тепла. В квартирах не стоит счетчика на тепло. Неизвестно, кто и сколько его расходует. Сколько вы расходуете воды – известно, поскольку есть счетчики. Одно время говорили, что надо бы ставить в квартирах счетчики на тепло, но для Rīgas namu pārvaldnieks это невыгодно – и понятно почему.

Сейчас за отопление каждый платит поровну со всеми в доме. Но честно ли это? Один, например, утеплил квартиру – и он, по идее, должен платить гроши, а другой даже зимой в мороз живет "с ветерком", открывая окна через каждую минуту – покурить "на улицу".

Золотые дворники Риги

Теперь о воде – холодной и горячей. Дворники ее используют для уборки дома и полива участков вокруг. Это тоже взваливается на жильцов, хотя и это совершенно неправильно. За эту воду должен платить Rīgas namu pārvaldnieks. Дворники — его наемные работники, а не жильцов дома: городское предприятие должно покупать для них все необходимое для уборки. За метлы и совки дворников жильцы не платят. Почему должны оплачивать воду?

"Когда вы заключаете договор с Rīgas namu pārvaldnieks, в документе должны быть прописаны цены от упомянутых предприятий — за единицу воды, за единицу тепла и так далее. Их в договоре нет. Вы подписываете, по сути, чистый лист, и цены все устанавливаются и меняются за вашими спинами. Вы можете обратиться в Rīgas ūdens, сколько стоит кубометр воды, и ответ не получите, если захотите узнать данные за три года (чтобы проследить, как цифры менялись, а потом поинтересоваться – на каком основании)", — говорит Александр.

Если жильцу надо, то ему предоставляют документы, где буквально все одной строкой указано, но нет никаких подробных смет и внятных обоснований. А если не будете платить, то у вас образуется долг, исходя из тех цен, о которых толком и не знаете. И все жильцы, по сути, являются заложниками тех договоров, которые за их спинами заключает Rīgas namu pārvaldnieks.

В Rīgas namu pārvaldnieks чуть что любят говорить: не нравится с нами сотрудничать, расторгайте отношения и сами напрямую со всеми предприятиями договаривайтесь. Однако ни Rīgas siltums, ни Rīgas ūdens, ни другие не станут напрямую с вами, с физическим лицом, заключать никаких договоров. Тогда весь дом должен расторгать отношения с Rīgas namu pārvaldnieks. Потом люди должны объединиться в некое сообщество жильцов – и тогда уже заключать договор на поставку воды, на отопление и прочее.

"А зачем мне эти "сообщества", если я являюсь владельцем квартиры? Со мной и заключайте договор. Например, Latvenergo (Elektrum) заключает договор непосредственно с каждым. Почему так же не может Rigas ūdens? И электричество идет по общим проводам, и вода течет по общим трубам", — доказывает специалист.

…И стены в разноцветных пятнах

Теперь — о ремонтах в случае аварий. У вас крыша протекла, и по стояку залило пятый и четвертый этажи, на стенах образовались пятна. Кто за ремонт будет платить и сколько?

"Это было в моем доме. Приходит сотрудник Rīgas namu pārvaldnieks и начинает измерять рулеткой пятна на кухне. Я спрашиваю: "Зачем?" Ответ: "Ну как, вот этот кусок обоев мы вам и поменяем на то, что у нас есть, и за наш счет". Что за бред! И слышу следующее: "А остальное не залило, значит, мы за все платить не будем". — "Ладно, черт с вами, посчитайте, сколько будут стоить ваши куски обоев, клей, работа, а потом дайте мне эти деньги, и я их включу в свою смету – и сам куплю все необходимое, чтобы из-за вас стена не была разноцветными пятнами". Но ремонтник от Rīgas namu pārvaldnieks говорит: "Так нельзя…" — рассказал Александр.

И напоследок он добавил: "Когда кто-то начинает ходить по квартирам и рассказывать жильцам, что надо бы написать в Рижскую думу коллективное обращение, рассказать о качественной работе Rīgas namu pārvaldnieks, то, как правило, все отказывают – боятся и предпочитают заплатить". Делаем, как говорится, выводы.

По теме

Мертвые души Рижского домоуправления: махинации на 150 тысяч евро
План уничтожения латышей, должен ли сантехник владеть госязыком: о чем писали латышские газеты
Все тайны рижской канализации
В Риге рухнул заасфальтированный балкон, двое пострадали
Теги:
Rīgas namu pārvaldnieks (RNP), Александр Фаньков, Раймондс Вейонис

Главные темы

Орбита Sputnik