РИГА, 9 мая — Sputnik, Михаил Губин. Официально окончание Второй мировой войны Латвия отмечает 8 мая, как и положено стране Евросоюза. А чтобы население не перепутало, правительство выпускает специальные памятки.
В прошлом году, например, такая появилась на официальной странице латвийского кабинета министров. В этом году тоже напомнили. О том, что хотя 8 мая на территории Европы Вторая мировая война и закончилась, однако Латвии, в отличие от других стран Западной Европы, этот день не принес независимости. Страна стала полноправной частью Европы гораздо позже, указывает правительство в своей памятке.
Но главное – населению никак нельзя спутать, что именно надлежит праздновать 9 мая. Это не День Победы, его отмечают только подконтрольные СССР народы.
Это – день Европы, напоминающий о том, что именно 9 мая в 1950 году основателями ЕС было предложено его создание. Также в этот день, но в 1985 году, Европейское сообщество (позже ставшее Европейским союзом) приняло символы Европейского совета, такие как флаг ЕС.
Кроме того, никакого Дня Победы быть не может, потому что во Второй мировой войне никто не победил. Это точка зрения бывшего латвийского президента Андриса Берзиньша.
"К трагедии Второй мировой войны, в которую был безжалостно втянут народ Латвии, привел преступный пакт Молотова-Риббентропа. В этой войне не было победителей. Это было крупнейшее преступление против человечества за всю его историю", — писал Берзиньш в письме ветеранам 19 июля 2012 года.
На этой основе он собирался примирить бывших красноармейцев с бывшими легионерами СС. Но тогда не вышло, а сейчас об этом уже и не вспоминают.
Есть мнение, что война вообще еще не закончена.
"Пока преступления оккупационных властей СССР полностью не раскрыты и не осуждены, пока не наказаны преступники, а их жертвы не получили по крайней мере морального удовлетворения, для нас война еще не закончена", — утверждала евродепутат Инесе Вайдере.
Условия страха
Хотя некоторые латвийские ученые и утверждают, что никакого коллективного страха перед 9 мая в латышском обществе не существует, думается, что это не совсем так.
Конечно, отношение менялось. В 90-х годах латышская общественность смотрела на собирающихся в мае у памятника Освободителям в Пардаугаве только как на сборище пенсионеров, ностальгирующих по Советскому Союзу. Однако чем больше собиралось людей, тем более тревожным становился тон латышской прессы.
В 2013 году исследователи из Латвийского университета представили данные, согласно которым русскоязычные более позитивно относятся к 9 Мая и советским ветеранам, нежели латыши. Однако и латыши, согласно исследованию, относились к этому празднику довольно нейтрально, даже готовы были признать советских ветеранов героями. Но только если участники мероприятия не будут переходить определенных рубежей.
"При условии, что русские 9 мая не начинают переступать определенных черт, к примеру, употребление советской символики. Медали де-факто полиция никогда не запрещала, к этому относятся толерантно. Медали — это, думаю, допустимый уровень. А вот портрет Сталина и советский флаг были бы уже за чертой", — говорила на радио Baltkom автор исследования Ольга Процевска.
Однако если посмотреть, что писала об этом празднике латышская пресса, что говорили публицисты и политики, создается впечатление: им все равно, что происходит 9 мая у памятника на самом деле. Сами они туда не ходят, но знают: там пьют, размахивают красными знаменами и портретами Сталина и агрессивно высказываются насчет латышей.
Они так видят
Латышские журналисты пишут "День Победы" исключительно с маленьких букв, добавляя "так называемый".
Особенно старается известная обозревательница Элита Вейдемане. Раньше у нее было два объекта ежегодных нападок – празднование 9 Мая в Риге и конкурс "Новая волна" в Юрмале. Конкурс она одолела. Теперь с удвоенной силой ненавидит "балаган", "пьянку", "оккупантский бред" и т.д., так она называет мероприятие у памятника Освободителям.
"9 мая у неправильно заточенного карандаша (имеется в виду памятник Освободителям Риги) будет видно, кто поддерживает великорусский шовинизм в Латвии и на Украине. Колорадские ленточники покажут", – писала Элита Вейдемане в 2014 году.
А за год до этого надеялась, "что в Рижской думе будет такое руководство, которое запретит праздновать этот оккупантский бред в Пардаугаве 9 мая".
Сама Вейдемане в этот день всегда приспускает государственный флаг у своего дома в знак траура. Когда к власти придет Национальное объединение, этот день и будет траурным, пообещал лидер националистов Райвис Дзинтарс.
Освещающие празднование латышские корреспонденты непременно напишут про пьяных, про мусор, с удовольствием процитируют русский мат. Фотографы снимут так, чтобы в кадр рядом с памятником непременно попал указатель "Туалет". А уж что рисуют карикатуристы, наверное, лучше и не смотреть.
Информация агентства ЛЕТА о празднике всегда заканчивается таким абзацем: "Обычно в мероприятии принимают участие несколько десятков тысяч человек, и это вызывает критику большой части общества. Каждый год полиция вынуждена оформлять на посетителей мероприятия административные протоколы за пребывание в состоянии сильного алкогольного опьянения, мочеиспускание в общественном месте и другие нарушения".
Не отстают и читатели, возмущенно сообщая в газеты о российских флагах и георгиевских ленточках на праздновании Дня Победы. А также о советских орденах и медалях. Гневно спрашивая, куда же смотрит Полиция безопасности.
Самая горячая пора начинается у журналистов 10 мая. С раннего утра бегут они к памятнику, чтобы заснять горы мусора и пустых бутылок. И очень расстраиваются, если их опережают дворники. Однако художник Юрис Утанс в 2016 году мусор у памятника застал. И отобразил на своих широкоформатных полотнах. Что можно было увидеть на выставке.
На самом деле, никаких красных флагов, а уж тем более портретов Сталина, у памятника нет. Пытавшийся как-то поднять копию Знамени Победы активист Владимир Линдерман был задержан самими организаторами.
Наука и искусство
Наступление на День Победы идет по нескольким направлениям. Одно из них можно назвать академическим. Например, в 2012 году в Латвийском университете была прочитана соответствующая лекция. Празднование у памятника Освободителям в Риге называлось так: "Основанный на мифологии механизм образования идентичности на постсоветском пространстве".
В 2013 году в Рижском военном музее прошла международная конференция и дискуссия "9 Мая – история, политика, пропаганда?", в рамках которой эксперты поделились своими мнениями на тему Второй мировой войны, ее последствий, политики, пропаганды, а также на тему принципиального отношения общества к 8 и 9 мая.
Тогда же вышел сборник исследований под названием "Воюющая память". Задача все та же: доказать, что никакой победы не было, уравнять СССР с фашистской Германией, а 9 мая — с 16 марта, Днем латышского легиона СС.
Продолжаются попытки понять, почему люди идут к памятнику. Есть версия, что от бедности.
"Эти люди, которые 9 мая туда идут, у них же ничего другого нет. У них есть только гордость за 9 мая, а другого ничего нет. Они как жили, так и живут бедно", — заявил, например, бывший председатель Сейма Альфред Чепанис. Он же бывший первый секретарь Лиепайского райкома КПЛ и делегат XIX партконференции.
Есть и примеры художественного осмысления. В Новом Рижском театре много лет шла пьеса "Озеро надежды" из жизни латвийских русских, которых играли замечательные латышские актеры.
Героиня – немолодая русская женщина в блистательном исполнении Гуны Зарини, говоря о 9 Мая, восклицала: "Это же праздник! Сколько людей погибло!". Под неизменный смех латышской публики.
Закон памятника
Однако не надо думать, что празднованию Дня Победы в Риге пытаются помешать только словами.
Шестого июня 1997 года ночью в результате взрыва, осуществленного членами организации Pērkonkrusts, памятнику Освободителям был нанесен серьезный ущерб. Оба исполнителя, в том числе и лидер организации Валдис Раупс, погибли при взрыве. Предложение снести памятник, пострадавший от попытки взрыва, не было принято, поскольку оно противоречило соглашению, заключенному в 1994 году между Латвийской Республикой и Российской Федерации об охране памятных мест, мемориальных сооружений и массовых захоронений советских воинов.
Девятого мая 2002 года в Риге глава комитета по делам культуры Рижской думы Дайнис Иванс и еще несколько человек устроили демонстративную ловлю рыбы возле памятника Освободителям. Иванс поймал только две маленьких рыбки, упрекнув в своей неудаче празднующих День Победы, которые распугали рыбу.
Двадцать восьмого октября 2006 года ночью неизвестные злоумышленники испачкали монумент краской.
Девятого мая 2007 года члены партии "Союз национальной силы" и активистки Латвийского национального фронта Айварса Гады намеревались возложить к памятнику Освободителям венок из колючей проволоки. После переговоров с полицией было разрешено только возложить цветы. Венок из колючей проволоки пришлось оставить за полицейским оцеплением. Для того, чтобы представители СНС могли подойти к памятнику, полицейским пришлось образовать живой коридор.
В позапрошлом году Общество поддержки национальных воинов организовало на площади Стрелков небольшой пикет против празднования в Латвии Дня Победы. Пятнадцать человек держали плакаты с надписями "Коммунизм — самая кровавая идеология всех времен", "Не наша победа", "Колыма победила Бухенвальд", "Если вам так нравится победа коммунистов, почему вы не переселитесь в Северную Корею?" и тому подобными.
Представительница организации Гинта Вилцане говорила в интервью: "Это ненормально, когда латыши в этот день должны менять свой привычный образ жизни и покидать город. Это не наш праздник, у меня сердце болит, когда я вижу, что 9 мая живущим в Латвии людям надо уезжать и подчиняться "закону памятника", чтобы не наехать на кого-то из "празднующих", которые могут себя вести неадекватно".
Не прекращаются попытки снести и сам памятник Освободителям. Еще в 2013 году инициативная группа начала сбор подписей, чтобы внести соответствующую инициативу в Сейм. Предлагалось памятник демонтировать, а на его месте разбить парк, по плану, утвержденному в 1936 году еще Карлисом Улманисом.
Депутат Сейма от Национального объединения Александр Кирштейнс считает, что монумент нужно было снести еще в 1991 году, вместе с другими памятниками, прославляющими советский режим. Теперь время упущено, и надо действовать постепенно.
"До тех пор пока памятник будет стоять, это всегда будет нам напоминать, что последствия оккупации в Латвии не ликвидированы и оставшиеся здесь российские военные могут лелеять надежды о восстановлении империи", — уверяет Кирштейнс.
Обсуждается также идея видоизменения памятника. Предлагалось преобразовать его в "место памяти антифашистской коалиции" или разместить рядом "информативные таблички, поясняющие контекст советской оккупации".
Девятого мая 2012 года президент Латвии Андрис Берзиньш впервые за всю историю страны поздравил советских ветеранов с праздником 9 Мая. Но к памятнику Освободителям не пришел.
Появление там высших латвийских должностных лиц совершенно немыслимо. Не только в День Победы, но и в любой другой.