00:18 29 Февраля 2020
Прямой эфир
  • USD1.0977
  • RUB73.6096
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
1503

Отбросим либеральность: исторически сложилось так, что отношение к цыганам на территории постсоветского пространства – негативное. Шарлатаны, воры, наркоманы, наконец, конокрады. Стереотипы, выработанные годами, постоянно подтверждают криминальные сводки

Sputnik решил взглянуть на ромалов – "идущих за солнцем" — с другой стороны. Со стороны культуры, истории, моральных ценностей и идеологии. Алексей Стетюха встретился с лидером латвийского цыганского общества и с недавних пор главой международного союза ромов (IRU) — Нормундом Рудевичем.

Так сложилось, что на встречу с главным цыганом Латвии мы направились общим составом "Наивных путешественников". Телефонный разговор занял считаные минуты:

- Здравствуйте, меня зовут Алексей, я хотел бы встретиться и поговорить с вами о современных европейских цыганах.

— Я в понедельник буду в офисе с двух дня. Приезжайте.

Лидер латвийского цыганского общества, глава международного союза ромов (IRU) Нормунд Рудевич
Sputnik / Roberts Vīcups
Сначала мы планировали поехать вдвоем с Робертом. В последний момент подключился Валентин – интересно стало. Встретились на Домской площади.

— Леш, а почему тут-то?

— Тут офис главного цыгана.

— Ты издеваешься? Главный цыган на Домской?

— Да.

— Тебя обманули.

— ?

— Главный цыган не может иметь офис на Домской площади. Зря время потратим.

Было обидно, но в душе я был согласен — ожидались поля, костры, кони и "ай-на-нэ".

Поднимаемся на второй этаж здания, в котором базируется студия Госрадио. Звоним в дверь, попадаем в элегантную прихожую. Снимаем верхнюю одежду, неуверенно смотрим на простирающийся паркет.

- Ботинки снимать?

— Не надо. Мы же тут коней водим.

Нормунд Рудевич. Главный цыганский барон

Высокие потолки, окна в рост, картины на стенах. Полный рассинхрон с типичным представлением о том, как должен выглядеть штаб главаря табора. Сам барон тоже не Будулай: ни тебе бороды, ни золотой серьги в ухе. Строгий костюм, правильная речь, море информации.

— Давайте я вам сначала музей покажу.

— Давайте, конечно.

Единственный в Латвии музей цыганского искусства. Отдельное помещение. Стены увешаны картинами, на стеллажах за стеклом — книги и рукописи. Отец главы цыганского общества — первый цыганский художник. Первый цыган, который сумел показать душу ромов через живопись.

Музей цыганского искусства
Sputnik / Roberts Vīcups
Музей цыганского искусства

— До этого нас видели через танцы, песни. Папа сумел показать наш народ своими картинами. Он поздно начал рисовать — ему было пятьдесят. Рано ушел — в 63. Но за это время успел написать более ста картин. Помимо этого, он писал стихи, был соавтором ромского словаря. Он был уникальным человеком. Единственным цыганом, внесенным в "Большую советскую энциклопедию".

Оценку художественной ценности оставим искусствоведам. Сам сын художника подчеркивает: значимость работам отца в первую очередь придает факт первопроходчества. Картины самобытные. В них действительно чувствуется тот самый цыганский характер, который слышится в романсах.

Музей цыганского искусства
Sputnik / Roberts Vīcups
Музей цыганского искусства

Когда мы договаривались об интервью, была заявлена тема разговора — евроцыгане сегодня. В музее разговор о современности не вязался, постоянно скатываясь в историю.

Нормунд – рассказчик от бога. Он не просто владеет историей, он умеет рассказать ее так, что слушатель полностью погружается в повествование. Привычные стереотипы о конокрадах за считаные минуты растворяются в истории, берущей начало тысячи лет назад.

— Ра Ма. Человек, идущий за солнцем. Изначально сложилось так, что именно цыгане стали носителями главных знаний человечества. Цыгане обладали даром предвидения, даром целительства. Даром видеть, что у человека — беда. Именно поэтому цыгане всегда подходили к человеку, если видели, что его ждет беда. Подходили, чтобы предупредить.

— Но зачастую это заканчивалось пропажей кошелька.

— Бывало. Но это исключения. Изначально у цыган заложена миссия — спасать.

По словам главного цыгана Латвии, с древних времен цыгане владеют искусством видеть больше, чем остальные. С ходом истории им пришлось адаптироваться к современному обществу, к социуму. Телепатию они замаскировали под НЛП, ясновидение – под гадание. С воровством тоже все не так просто.

Любить свободу по законам табора

— Цыгане на протяжении всей истории человечества слыли лучшими мастерами. Существует легенда, что, когда распинали Христа, гвозди для распятия заказали у кузнеца-цыгана. Он выполнил заказ и отдал гвозди палачам. Позже ночью, когда кузнец узнал, для чего предназначены гвозди, решил их выкрасть. Удалось украсть лишь один, мастера поймали. Но позднее, когда люди узнали причины его поступка, цыган был прощен. С тех пор цыганам прощают мелкие кражи.

Справедливости ради стоит сказать, что прощают сами цыгане. Закон в светском государстве на красивые легенды не ведется. Тюрьмы Латвии полнятся цыганами. Мелкие кражи, разбой и, конечно, наркотики.

Лидер латвийского цыганского общества, глава международного союза ромов (IRU) Нормунд Рудевич
Sputnik / Roberts Vīcups
Лидер латвийского цыганского общества, глава международного союза ромов (IRU) Нормунд Рудевич

- Скажите, ну как так? Вы рассказываете о богатой истории тысячелетий, о свободолюбивом народе. Люди же привычно ассоциируют цыган Латвии с преступлениями.

— Отношение к цыганам было предвзятым всегда. В тот момент, когда наш народ не пошел по пути развития цивилизации, когда стал развивать не технологии, а душу, — нас начали воспринимать иначе.

Новая история началась в период коллективизации. Цыган — свободолюбивый человек. Мы всегда жили по своим правилам, своим законам. Нас взяли и резко швырнули в социалистический уклад. Без объяснений, без периода адаптации. Народ, который привык жить кочевником, попытались социализировать насильственным путем. Народ — предсказуемо — растерялся. Попытка социализации провалилась. Правила, по которым цыгане привыкли жить в своей общине, в колхозе не работали.

У цивилизации было много моделей развития — от первобытного строя, рабовладельческого, феодального и до капиталистического, социалистического, демократического.

У цыганского народа была только одна модель развития — таборная. Но все-таки цыгане сумели сохранить свою культуру, традиции и, главное, язык. Значит, внутренние законы работали.

Хотя у них не было тех инструментов, которые были у всей цивилизации, а это административные и криминальные наказание и тюрьмы, чтобы чтили и уважали законы. У цыган был другой инструмент, называемый "магирипен" — закон выдворения, которое мог присудить только цыганский суд. Если цыган совершал проступок, его изгоняли из табора. После этого "цыганская почта" передавала это во все общины, по всему миру. И это означало, что ты навсегда останешься один, нигде тебя уже не примут.

Из-за чего цыгане в Латвии рискуют свободой, сколько стоит паспорт рома, как цыгане превратились в наркоторговцев, где выучить цыганский язык в Латвии, почему цыганам непросто найти в стране работу, где будет создана столица цыганского народа — Sputnik рассказывает здесь >>

Теги:
цыгане, интервью, Нормунд Рудевич, Рига

Главные темы

Орбита Sputnik