РИГА, 6 апр — Sputnik. Решение правительства Эстонии остановить прием иностранной рабочей силы и отправить на родину оставшихся без работы гастарбайтеров беспокоит предпринимателей, которые опасаются, что отсутствие квалифицированных рабочих и сезонных работников еще больше усугубит экономический кризис в стране, пишет Postimees.
"Когда у украинцев кончится регистрация для кратковременной работы и они будут вынуждены уехать, мы окажемся в большой беде. Ни одного быстрого решения не видно", - говорит член правления сельскохозяйственного предприятия Väätsa Agro Ленно Линк.
Сейчас на предприятии работают четырнадцать украинцев. У шестерых из них регистрация для краткосрочной работы закончится в ближайшие четыре месяца. Предприятие рассчитывало, что в ближайшее время к ним присоединятся еще двое работников, но те не попали в Эстонию из-за введенного в конце марта чрезвычайного положения.
Когда рабочих рук станет меньше, у фермы, которая за год нанимает примерно сто сезонных рабочих, возникнет проблема: кто и как быстро заполнит рабочие места.
"У нас неделю висело объявление о поиске работников на животноводческую ферму, и по нему был один звонок – это была Касса по безработице, которая интересовалась, как у нас дела с поиском работников", - рассказывает Линк.
Из-за пандемии в Эстонии выросло количество безработных: если в конце февраля в стране были зарегистрированы 36 тысяч 681 безработный, то в конце марта – уже 40 тысяч 910. Понятно, что возникает вопрос - почему не предложить работу местным жителям? По словам Линка, этому мешают три обстоятельства: пособие по безработице по крайней мере пару месяцев будет держать людей вне рынка труда, уровень зарплат в деревне не привлекает горожан, а вскоре сельскохозяйственным предприятиям придется еще снизить зарплаты, чтобы сократить расходы.
По подсчетам Палаты сельского хозяйства и торговли, для начавшихся в апреле весенних работ фермам понадобится около 2 тысяч иностранных сезонных рабочих. С Палатой связались 75 фирм, на которых должны были приступить к работе около 400 преимущественно украинских работников. Еще до начала мая на этих фермах закончится разрешение на работу почти у ста человек.
Пострадают также строительство и промышленность, которые в последние три месяца подали больше всего ходатайств о регистрации краткосрочной иностранной рабочей силы. Сейчас в строительстве насчитывается примерно 3,5—5 тысяч гастарбайтеров или примерно 10—15% от всех строительных рабочих. Изменения могут серьезно затронуть 300—500 строительных фирм, сказал председатель правления Союза строительных предприятий Каупо Колсар.
По его словам, оставшийся без работы работник гостиницы или ресторана не сможет заменить, к примеру, квалифицированного сварщика, поэтому план правительства заполнить освободившиеся после гастарбайтеров места жителями Эстонии в строительном секторе не сработает.
Машиностроительная и металлургическая промышленности, составляющие большую часть эстонской обрабатывающей промышленности, не привлекательны для эстонцев в плане карьеры. Многие обученные в Эстонии специалисты уехали работать в Скандинавию, и почти 30% работников в секторе – иностранцы.
"Многие руководители вложились и стали искать эстонцев на работу, но пришли к результату, что их можно разве что перекупить у другой фирмы", - рассказывает исполнительный директор Союза машиностроительных предприятий Трийн Плоомпуу.
По ее словам, сохранение промышленности должно иметь ключевое значение.
"Когда кризис кончится, будет важно, какой будет стартовая позиция при начале выполнения новых заказов. Без квалифицированной рабочей силы не обойтись. Если правительство до сих пор не интересовалось тем, как идут дела у машинностроительной промышленности, то с помощью одних только лозунгов невозможно управлять предприятиями, занятыми в глобальном бизнесе", - сказала Плоомпуу.