https://lv.sputniknews.ru/20251113/ombudsmen-poka-ne-vyigrala-bitvu-za-son-shkolnikov-31495688.html
Омбудсмен пока не выиграла битву за сон школьников
Омбудсмен пока не выиграла битву за сон школьников
Sputnik Латвия
Бюро омбудсмена снова призвало министерство образования изменить время начала школьных уроков 13.11.2025, Sputnik Латвия
2025-11-13T13:21+0200
2025-11-13T13:21+0200
2025-11-13T13:21+0200
новости латвии
комиссия сейма по общественным делам и правам человека
бюро омбудсмена
карина палкова
рудолфс калванс
школа
министерство образования и науки латвии
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e9/09/12/31110757_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_455f0a816c9bbdc6ab2af488c02f5368.jpg
РИГА, 13 ноя — Sputnik. Омбудсмен Карина Палкова на заседании парламентской комиссии по правам человека и общественным делам выразила недовольство тем, что за год так ничего и не сделано, чтобы обеспечить начало школьных занятий не раньше 8:00 утра. Еще год назад Бюро омбудсмена пришло к выводу, что уроки в школах начинаются слишком рано. Особенно так называемые нулевые уроки, которые во многих образовательных учреждениях начинаются в 7:30 утра. По мнению экспертов, подростки должны начинать учиться не раньше 8:30. Однако ни Министерство образования и науки (МОН), ни Министерство здравоохранения не считают необходимым вносить изменения в нормативные акты. Вместо этого школам в следующем учебном году предложат рекомендации, которые не носят обязательного характера. Руководитель департамента образования МОН Рудольфс Калванс возразил, что даже 15-минутное изменение времени начала уроков в одной школе может вызвать "эффект домино" во всей территории самоуправления — это повлияет на расписание школьных автобусов, занятия в музыкальных, спортивных и художественных школах. По его словам, время начала занятий затрагивает также ежедневную жизнь родителей — их утреннюю логистику, поездки на работу и организацию учебного процесса. "Это время не абстрактное — если где-то прибавляется, значит, где-то убавится", — отметил чиновник. Однако эти аргументы не удовлетворили омбудсмена. По ее словам, именно родители жалуются на слишком раннее начало уроков в школах. Палкова считает, что необходимо ввести четкое регулирование на государственном уровне, где будет однозначно определено, со скольких можно начинать уроки, иначе сохраняется неравное отношение к правам детей. "Мне трудно объяснить, почему в одном самоуправлении дети должны вставать в 6:30, а в другом — в 7:30. Мы не можем подстраивать технические решения под ущерб здоровью и благополучию детей", — подчеркнула омбудсмен.Председатель парламентской комиссии Лейла Расима считает, что закрепить в нормативных актах минимально допустимое время начала уроков — это не чрезмерное требование. По ее мнению, потребности взрослых не являются приоритетом в этом вопросе. "Если есть дети, которых родители привозят раньше, нужно подумать, как организовать их время ожидания, но не заставлять всех начинать раньше. Это часть ответа, почему у нас уроки начинаются так рано — так просто удобнее родителям и учителям", — сказала депутат. На заседании комиссии прозвучало предложение вовлечь самих учеников, особенно старшеклассников, в обсуждение возможных решений. Калванс возразил, что подростки рассуждают "немного по-бытовому и проще" и не задумываются о долгосрочном негативном влиянии раннего подъема на развитие мозга. "Они смотрят на распорядок дня: если уроки начнутся позже, то и закончатся позже. Хотел бы я как взрослый выходить из школы в пять часов?" — пояснил Калванс. Он призвал сначала оценить влияние рекомендаций, а уже потом рассматривать необходимость правового регулирования. Депутаты договорились вернуться к этому вопросу в сентябре.
https://lv.sputniknews.ru/20250625/uroki-ne-ranshe-9-utra-i-peresmotr-pravil-domashney-raboty-eks-ombudsmen-daet-rekomendatsii-30545356.html
https://lv.sputniknews.ru/20231215/dorogi-zamelo-deti-v-aluksnenskom-krae-ne-mogut-popast-v-shkolu-26795875.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e9/09/12/31110757_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_c262c9227a978f3eff0d3e4e0d66e558.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, комиссия сейма по общественным делам и правам человека, бюро омбудсмена, карина палкова, рудолфс калванс, школа, министерство образования и науки латвии
новости латвии, комиссия сейма по общественным делам и правам человека, бюро омбудсмена, карина палкова, рудолфс калванс, школа, министерство образования и науки латвии
Омбудсмен пока не выиграла битву за сон школьников
Бюро омбудсмена снова призвало министерство образования изменить время начала школьных уроков
РИГА, 13 ноя — Sputnik. Омбудсмен Карина Палкова на заседании парламентской комиссии по правам человека и общественным делам выразила недовольство тем, что за год так ничего и не сделано, чтобы обеспечить начало школьных занятий не раньше 8:00 утра.
Еще год назад Бюро омбудсмена пришло к выводу, что уроки в школах начинаются слишком рано. Особенно так называемые нулевые уроки, которые во многих образовательных учреждениях начинаются в 7:30 утра. По мнению экспертов, подростки должны начинать учиться не раньше 8:30.
Однако ни Министерство образования и науки (МОН), ни Министерство здравоохранения не считают необходимым вносить изменения в нормативные акты. Вместо этого школам в следующем учебном году предложат рекомендации, которые не носят обязательного характера.
Руководитель департамента образования МОН Рудольфс Калванс возразил, что даже 15-минутное изменение времени начала уроков в одной школе может вызвать "эффект домино" во всей территории самоуправления — это повлияет на расписание школьных автобусов, занятия в музыкальных, спортивных и художественных школах.
По его словам, время начала занятий затрагивает также ежедневную жизнь родителей — их утреннюю логистику, поездки на работу и организацию учебного процесса.
"Это время не абстрактное — если где-то прибавляется, значит, где-то убавится", — отметил чиновник.
Однако эти аргументы не удовлетворили омбудсмена. По ее словам, именно родители жалуются на слишком раннее начало уроков в школах.
Палкова считает, что необходимо ввести четкое регулирование на государственном уровне, где будет однозначно определено, со скольких можно начинать уроки, иначе сохраняется неравное отношение к правам детей.
"Мне трудно объяснить, почему в одном самоуправлении дети должны вставать в 6:30, а в другом — в 7:30. Мы не можем подстраивать технические решения под ущерб здоровью и благополучию детей", — подчеркнула омбудсмен.
Председатель парламентской комиссии Лейла Расима считает, что закрепить в нормативных актах минимально допустимое время начала уроков — это не чрезмерное требование. По ее мнению, потребности взрослых не являются приоритетом в этом вопросе.
"Если есть дети, которых родители привозят раньше, нужно подумать, как организовать их время ожидания, но не заставлять всех начинать раньше. Это часть ответа, почему у нас уроки начинаются так рано — так просто удобнее родителям и учителям", — сказала депутат.
На заседании комиссии прозвучало предложение вовлечь самих учеников, особенно старшеклассников, в обсуждение возможных решений. Калванс возразил, что подростки рассуждают "немного по-бытовому и проще" и не задумываются о долгосрочном негативном влиянии раннего подъема на развитие мозга.
"Они смотрят на распорядок дня: если уроки начнутся позже, то и закончатся позже. Хотел бы я как взрослый выходить из школы в пять часов?" — пояснил Калванс.
Он призвал сначала оценить влияние рекомендаций, а уже потом рассматривать необходимость правового регулирования.
Депутаты договорились вернуться к этому вопросу в сентябре.