"На пульте горят уже все красные кнопки, но рулевой не видит": Латвия в долговой яме

© Foto : Juris PresņikovsМеталлообрабатывающее предприятие Malmar Sheet Metal
Металлообрабатывающее предприятие Malmar Sheet Metal - Sputnik Латвия, 1920, 24.10.2025
Подписаться
Доход государства в значительной мере формирует экспорт при более низком или сопоставимом импорте, но в Латвии закрываются промпредприятия, и страна все больше живет в долг, а учитывая количество чиновников, этот госдолг на их зарплаты и идет
РИГА, 24 окт — Sputnik. Разрыв в экспорте между Латвией и двумя другими странами Прибалтики растет на глазах. Об этом свидетельствует исследование Мортена Хансена, бывшего заведующего кафедрой экономики Рижской высшей школы экономики, и доктора экономических наук Райвиса Каканиса, председателя правления АО Industra Bank – о развитии экспорта Латвии за последние 15–30 лет на фоне двух других стран Балтии.

Отставание Латвии от региона по экспорту растет

В 2020 году объем экспортных доходов Латвии и Эстонии был схожим – 18,99 млрд евро у Эстонии и 18,31 млрд евро у Латвии, но в 2024 году он составил уже 30,14 млрд евро у Эстонии и 25,98 млрд евро у Латвии. При этом Литва свои экспортные доходы увеличила с 36,41 до 58,11 млрд евро. Это означает, что темп роста экспортных доходов Латвии (с учетом инфляции) за указанный период составил 42%, Эстонии – 59%, а Литвы – 60%, пишет публицист Марис Кирсонс.
В 2024 году импорт в Латвию превысил экспорт более чем на 1 млрд евро. При этом экспортные доходы Эстонии превысили импорт почти на 223 млн евро, а Литвы – даже более чем на 4 млрд евро. В Литве есть нефтеперерабатывающий комплекс, но отговорки о том, что в Латвии такого нет, неуместны, поскольку у Эстонии такой компании тоже нет, к тому же ни в одной из стран Балтии нет таких полезных ископаемых, как нефть или природный газ. Фактически в 2020 году Латвия в экспортных доходах от Эстонии отставала приблизительно на 0,6 млрд евро, но за четыре года разрыв вырос до 4 млрд, а разрыв с Литвой достиг более 32 млрд евро. Исследователи задаются вопросом: сможет ли Латвия с ее нынешним подходом "догнать" хоть кого-нибудь и достичь среднего показателя по ЕС?

Причина долговой ямы – бюрократия

Последние пять лет – период с 2020 года – в Латвии характеризуются применением бесконечных и гипертрофированных ограничений и особо изощренных бюрократических формул, которые в основном оправдывались какой-то внешней, глобальной необходимостью. Например, ограничения, связанные с пандемией, в Латвии были гораздо строже, чем в соседних странах. Это замечал каждый, кто в это время бывал в Эстонии или Литве. Нечто подобное произошло и с увольнением непривитых сотрудников, что привело к потере рабочей силы. Реорганизация финансовой системы в Латвии привела к "чудесам", которых не увидишь, например, в Литве. Далее – ограничения на использование природных ресурсов по разным "прекрасным и благородным причинам" и повышение налогов и сборов. Например, только один налог на торф в законе о налоге на природные ресурсы увеличен в несколько раз.
Мужчина закрывает портфель - Sputnik Латвия, 1920, 22.04.2025
Рабочая группа предложила 21 меру сокращения бюрократии. Экономия 2,8 млн евро
Латвийские управленцы внедрили все возможные правила с гораздо большим рвением, чем соседи. Настолько рьяно, что сами очнулись и осознали необходимость создания так называемого зеленого коридора для преодоления бюрократических джунглей. Конечно, за последний год публичная риторика улучшилась, поскольку ведутся разговоры о смягчении бюрократии, но практических успехов, по крайней мере пока, крайне мало. Конечно, это лучше, чем ничего, но соседи не будут ждать, пока Латвия вырубит свои джунгли бюрократии и завышенных требований.

Политика, ведущая в никуда

Нынешняя госполитика привела к росту отрицательного сальдо экспорта/импорта, что проявляется в росте долга. Отрицательный торговый баланс за 30 лет практически точно совпадает с общим размером государственного, корпоративного и частного долга. Миллиарды, которые латвийское государство ежегодно берет в долг, правительство отчасти тратит на рефинансирование прежних долгов. А именно, на зарплаты, которые чиновники получали, беря в долг. Более того, те же зарплаты сейчас выплачиваются с целью сокращения бюрократии, а именно – за то, чтобы они не делали того, что они усердно делали раньше. Особая формулировка – чтобы не пришлось говорить, что им платят за то, что они не работают. Но сейчас бюджету не хватает нескольких миллиардов евро.
С одной стороны, это сумма, которой не хватает для оплаты работы и уже желаемого бездействия чиновников. С другой стороны, эта сумма примерно равна ожидаемому размеру отрицательного торгового баланса в следующем году. Если мы продолжим в таком же духе, разрыв с Литвой и Эстонией будет увеличиваться. Деньги берутся в долг для поддержания бюрократических функций, тормозящих экономику, а масштаб ущерба постоянно растет, постепенно превращаясь из линейной функции в экспоненту. В итоге, похоже, Латвия может дойти до бессмысленных налогов с высокими ставками, недоверия международных и отечественных кредиторов, ухудшения качества и доступности основных государственных услуг, что уже грозит множеством существенных экзистенциальных рисков.

Единственная возможность – экспорт

Экспорт и деньги, которые он приносит Латвии, – это единственная возможность для госслужащих получать зарплату без будущих рисков для страны в целом. Но в такой небольшой стране экспорт – едва ли не единственная возможность для бизнеса работать с ощутимой прибылью, поскольку без прибыли невозможно накапливать капитал и инвестировать, а значит, и развиваться.
Транспортно-логистический комплекс  - Sputnik Латвия, 1920, 17.10.2025
Литва и Эстония обгоняют Латвию по экспорту
Местный рынок может обеспечить удовлетворительную прибыль лишь в некоторых отраслях. В то же время за последние десятилетия в Латвии закрылось немало производств. В этих процессах нет единого виновника: где-то частный инвестор был измотан марафоном бюрократических процедур, потенциальному инвестору были предложены более выгодные условия в другой стране, или инвестор не смог предвидеть устойчивость планируемого проекта на несколько десятилетий вперед, а может латвийскому государству не удалось внушить доверие. К тому же строились и "воздушные замки". Исследования показывают, что Эстонии и Литве, похоже, удалось избежать подобных проблем, или они пострадали гораздо меньше. Это означает лишь одно: никаких позитивных изменений ожидать не приходится, ситуация только усугубится, если причины этой проблемы не будут найдены.
Несмотря на старания бюрократов, за время существования страны значение экспорта в ее экономике возросло: его вклад в ВВП увеличился примерно с 30% в 1995 году до 70% в 2023 году. В 2024 году наблюдалось падение до 64%, и мы видим результаты. Образно говоря, при формировании бюджета по всему пульту управления горят красные огоньки, но те, кто у руля, похоже, не понимают, что они сигнализируют насчет будущего года. Вопрос в том, удалось ли остановить старания бюрократов? Кто-нибудь считает промышленность и экспорт важнее климатических кризисов и угроз загрязнения? Правительство сделало что-нибудь для производителей? Как будто да, сделало, но будет ли этого достаточно? На этот вопрос можно будет ответить только через несколько лет, ведь новые производственные мощности не строятся за несколько месяцев, проекты модернизации занимают годы, да и время от объявления о приходе новых инвесторов в Латвию до фактического запуска производства также измеряется годами.
В настоящее время единственное спасение для бюджета – это заимствование, увеличение госдолга и подарки из фондов Евросоюза, смысл и польза которых заключаются в притоке денег в оборот. Денежную функцию этих средств часто ошибочно называют инвестициями. Смысл инвестиций – получение прибыли, но приток средств ЕС напрямую прибыль не обеспечивает. Пожертвования ЕС – это своего рода барьер, удерживающий страну от, мягко говоря, серьезного кризиса, поскольку эти подарки скрывают некомпетентность нынешнего и многих предыдущих правительств, "цветочки" которых уже видны, а "ягодки" в ближайшие годы могут оказаться еще более горькими, чем мы можем себе представить. Но кого это волнует? Только тех, кто хочет жить и работать в Латвии.
Лента новостей
0