Осторожно, за рулем автобуса - пожилой водитель

CC BY-SA 4.0 / Kevin.B / Solaris Urbino 15 circulant à Riga (cropped image)Автобус на остановке общественного транспорта в Риге
Автобус на остановке общественного транспорта в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 25.09.2025
Подписаться
Пожилые водители спасают латвийские автопарки от нехватки шоферов, но при этом все чаще становятся причинами аварий
РИГА, 25 сен — Sputnik. В начале августа водителю грузовика чудом удалось избежать лобового столкновения с автобусом, везшим в лагерь в Смилтене 43 воспитанниц Рижской баскетбольной школы и двух тренеров.
В то утро Друвис без груза ехал в сторону Риги и заметил, что встречный автобус без видимой причины въезжает в его полосу и движется прямо навстречу. Чтобы избежать столкновения, Друвис в последний момент резко вывернул руль чуть влево, выехав на встречную полосу. Сразу этого не сделал, так как из своего 40-летнего опыта знал: иногда водители приходят в себя и стараются вернуться в свою сторону. Но не в этот раз.
Автобус плавно съехал с дороги и опрокинулся. Падение в пятиметровую низину смягчили кусты, растущие в канаве, поэтому кузов был лишь немного помят.
Друвис остановил свой грузовик и бросился помогать пострадавшим. Двигатель автобуса еще работал, колеса вращались, а выхлопные газы поднимались в ясное летнее небо. Друвис крикнул водителю, чтобы тот выключил зажигание, иначе автобус мог загореться. Тот сам об этом не подумал.
"В тот момент я понял, что ему больше семидесяти лет", — рассказывает Друвис.
По информации Госполиции, водитель автобуса родился в 1951 году, значит, в этом году ему исполнилось 74 года.
Другую трагическую аварию, в которой погибла 14-летняя девочка и взрослая женщина, в январе на Вентспилсском шоссе спровоцировал водитель микроавтобуса, которому был 71 год. Он вез певцов и дирижеров на конкурс в Даугавпилс и совершил необдуманный маневр обгона, из-за чего микроавтобус столкнулся с грузовиком, ехавшим навстречу.
Вскоре после этого в Олайне произошла авария с участием школьного автобуса, которым управлял 77-летний мужчина. Тогда пострадавшие отделались легкими травмами.
По статистике полиции, в этом году произошло 287 происшествий с участием автобусов. В 55 случаях за рулем находился водитель старше 65 лет.
Согласно данным Дирекции безопасности дорожного движения, право водить автобус имеют примерно 10 тысяч человек. Из них 601 — старше 65 лет. Таким образом, в этой возрастной группе в аварию попали почти 10%. Среди более молодых водителей этот показатель в четыре раза ниже — 2,4%.
В настоящее время закон предусматривает: чтобы получить права категории D, которые дают возможность перевозить пассажиров без ограничения по числу мест, необходимо сначала иметь как минимум категорию B и быть старше 24 лет.
После аварий в Венспилсе и Олайне журнал Ir задал вопрос, не стоит ли установить для водителей пассажирских автобусов и верхнюю возрастную границу. Тогда опрошенные эксперты эту идею отвергли. Авария под Смилтене вновь заставляет поднять эту тему и изучить ее подробнее.
Водитель автобуса междугороднего сообщения - Sputnik Латвия, 1920, 12.12.2023
Кто и как проверяет здоровье латвийских водителей
"Травмы не были тяжелыми и очень тяжелыми", — пояснила представитель неотложной помощи Арита Фреймане. В больницу доставили семь пассажиров, одна девочка четыре дня провела в реанимации.
"На самом деле травмы получили все 45 человек, — отмечает руководитель Видземского отделения спортшколы Дайга Янсоне. — Не было ни одной, у кого не было бы синяков или порезов. Все были в крови". По ее словам, психологи работали с детьми, чтобы снять стресс после аварии.
Эксперты уверены: водитель, которому 74 года, скорее всего, задремал. "Автобус легко съехал с дороги, а поведение водителя было дезориентированным", — комментирует специалист по дорожной безопасности Оскарс Ирбитис.
Водитель грузовика Друвис добавляет: "Когда приехала полиция, они думали, что шофер я, потому что помогал детям. А он шел по обочине как марсианин".
По словам Янсоне, утром перед рейсом шофер уже вел себя странно, отказался заезжать на стоянку и не помогал грузить сумки, хотя это обычно делают все.
Знак аварийной остановки, архивное фото - Sputnik Латвия, 1920, 15.05.2018
Водитель в возрасте 100 лет попал в аварию в Риге
Невролог Дайнис Ирбе считает, что этот случай нельзя списывать на усталость.
"Засыпание за рулем может быть вызвано апноэ сна, нарколепсией или сердечно-сосудистыми проблемами. Возможно, это была даже кратковременная эпилептическая атака", — говорит врач.
Сейчас профессиональные водители проходят медосмотр раз в пять лет, после 60 — каждые три года. Но, как признает представитель Минздрава Санита Янка, "чаще всего хромает именно выдача справок людям почтенного возраста".
Лига Козловска из Ассоциации семейных врачей добавляет: "Комиссия видит пациента впервые и верит на слово. Полную историю болезни знает только семейный врач".
В Латвии полиция ежегодно задерживает до 2000 водителей, которые не прошли проверку здоровья вовремя. Но за рулем автобусов по-прежнему работают и пенсионеры.
Водители олимпийских автобусов Александр Марочкин и Николай Шкаликов. Архивное фото - Sputnik Латвия, 1920, 16.09.2025
На смену пожилым водителям не приходят молодые. Вся надежда на роботов
"Пожилые люди спасают ситуацию, но одновременно ее усугубляют", — признает глава ассоциации перевозчиков Иво Ошенекс. По его словам, без них рейсы просто не выполнятся. Причина — низкие зарплаты: около 1000 евро на руки. Молодежь в профессию не идет.
"Молодые начнут работать водителями только тогда, когда зарплаты будут выше", — уверен Ошенекс.
Пока же десятки рейсов выполняют 70-летние, и каждое новое ДТП ставит вопрос: безопасно ли это для пассажиров?
Лента новостей
0