https://lv.sputniknews.ru/20250916/na-smenu-pozhilym-voditelyam-ne-prikhodyat-molodye-vsya-nadezhda-na-robotov-31097837.html
На смену пожилым водителям не приходят молодые. Вся надежда на роботов
На смену пожилым водителям не приходят молодые. Вся надежда на роботов
Sputnik Латвия
Сорокалетних водителей в Rīgas satiksme называют молодыми - двадцатилетние на работу не рвутся 16.09.2025, Sputnik Латвия
2025-09-16T21:02+0300
2025-09-16T21:02+0300
2025-09-16T21:02+0300
новости латвии
транспорт
водители
rīgas satiksme
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e4/07/1b/14107660_0:257:2730:1793_1920x0_80_0_0_f0e21a5b0091af7d38f71d6bd9c7415f.jpg
РИГА, 16 сен — Sputnik. В Латвии в последние годы все меньше шоферов. Для пассажиров это оборачивается все более частой отменой автобусных рейсов, а для предпринимателей — головной болью. Кто будет водить автобусы и грузовики через несколько лет? По данным Международного союза автомобильного транспорта, в сфере грузоперевозок в 2023 году по всей Европе оставались незанятыми около 230 тысяч вакансий. В прошлом году цифра выросла почти вдвое — до 426 тысяч. В пассажирских перевозках в 2023 году не хватало примерно 100 тысяч водителей, а уже в 2024-м — на 54% больше. Проблема очевидна: нынешние водители стареют, а молодежь в эту профессию не идет. В Латвии о дефиците чаще всего вспоминают, когда отменяется очередной межгородской автобусный рейс. Но масштабы проблемы куда шире. Достаточно взглянуть на сайты вакансий: на портале ss.lv самая востребованная профессия — шофер, там размещено 432 объявления. А в Государственном агентстве занятости (NVA) из 6 тысяч зарегистрированных вакансий свыше тысячи — именно на поиск водителей. Директор департамента рынка труда NVA Эва Лоссане подтверждает: нехватка ощущается не только в Латвии. "В Литве, Эстонии, Швеции — та же ситуация. В крупнейших экономиках ЕС, где транспортная отрасль играет большую роль, — в Германии, Польше, Франции — водителей тоже не хватает", — сказала она. В пассажирских перевозках работодатели стараются привлечь водителей не только зарплатами, но и бонусами. Автобусный перевозчик Nordeka обещает потенциальным шоферам современные автобусы, форму, служебное общежитие, гибкий график, оплаченные курсы для получения категории D и "95-го кода", медстраховку и премии. Зарплата — от 1200 до 1900 евро брутто (930–1400 евро "на руки"). Если у кандидата нет прав категории D, можно пройти бесплатные курсы NVA. Rīgas satiksme обещает еще больше: удобный график, трансфер на работу, медстраховку (через полгода), спортзал, спортивные мероприятия, дополнительные дни отпуска, оплачиваемую реабилитацию, пособия к свадьбе и при рождении ребенка. Зарплата — 8,50 евро в час плюс квартальная премия в 10% от оклада. При 40-часовой неделе это примерно 1360 евро в месяц "на бумаге" плюс раз в три месяца еще 136 евро. Тем, кто работает более трех лет, положена дополнительная годовая выплата — 420 евро. По словам Эвы Лоссане, за последние пять лет через бесплатные курсы NVA подготовили более 3500 человек. Однако интерес к ним в основном связан с легковыми машинами. "Желающих работать водителями категории B и курьерами гораздо больше, хотя вакансий в этих сферах меньше", — пояснила она. Есть и еще один важный нюанс: для водителей пассажирского транспорта обязательно знание латышского языка на уровне B1. В Rīgas satiksme работают около 1500 водителей автобусов, трамваев и троллейбусов. Но нехватка не уменьшается. "Если два года назад мы говорили о дефиците примерно 70 человек, то сейчас не хватает уже 90 водителей автобуса. И это не считая троллейбусов и трамваев", — рассказала председатель правления компании Джинета Иннуса. Компания пробует разные методы: бонусы, обучение, повышение зарплат. В январе прошлого года оклады подняли на 10%, хотя это непросто. "Чтобы просто на 5% повысить зарплату водителям, нам нужно около 3,5 миллиона евро", — объяснила Иннуса. При этом для работников это повышение будет почти незаметным. Государство упростило порядок получения категории D — теперь ее можно оформить сразу вместе с категорией B, без промежуточных ступеней. Но молодых водителей это не привлекло. "Приходят взрослые люди из других сфер. Это не двадцатилетние и не тридцатилетние. Чаще всего — сорокалетние. Мы их и называем "молодыми водителями", — сказала Иннуса. Она добавила, что профессия тяжелая и связана с профзаболеваниями, от которых страдает пятая часть водителей. "И тут появляются и другие проблемы. Кто-то отлично освоил систему: может три месяца болеть, потом уйти в отпуск, потом снова болеть. И фактически целый год на работе не появляется", — пояснила она. Из-за этого нагрузка на остальных только растет, а вместе с ней — и риск новых болезней. У Nordeka нехватка водителей уже приводила к отменам рейсов: в прошлом году вместе с Liepājas autobusu parks компания сняла более 700 рейсов. Сейчас, по их словам, ситуация лучше: не хватает около 20 человек, это 3% штата. Председатель правления Liepājas autobusu parks и член правления Nordeka Гунтис Минцис отмечает, что конкурировать приходится не только с транспортными компаниями. "Посмотрите на крупные металлообрабатывающие предприятия Лиепаи: у них везде в списках зарплат указано "от 1500 евро". Это старт. А в автоперевозках 1500 евро — это уже середина, а часто и нижняя планка", — сказал он. В самой Nordeka в объявлениях фигурировала сумма от 1200 евро. Минцис отметил, что этой весной зарплату городским водителям в Лиепае подняли на 10%, а в региональных перевозках рост начался в августе. "Если раньше это было 1400–1600 евро, то теперь примерно 1550–1750", — сообщил он. Чтобы увеличить фонд зарплат, компания предлагает свои автобусы и частным фирмам. В Rīgas satiksme не исключают, что в будущем для решения дефицита водителей придется привлекать иностранцев. Языковой барьер там не считают непреодолимым. "Прямого общения водителей с пассажирами становится все меньше, и в будущем его можно было бы вообще исключить. Озвучивание остановок уже есть и снаружи, и в салоне. Если добавить всю нужную информацию, проблем не будет. Это вопрос идей и решений, и реализовать их можно довольно быстро, если будет соответствующая правовая база", — сказала Иннуса. С междугородними рейсами сложнее: там водитель должен продавать билеты. В Nordeka и Liepājas autobusu parks этот вариант тоже обсуждали. "Мы думали пригласить человек пять и нанять им учителя латышского языка", — рассказал Минцис. По его словам, сто́ит упростить систему оплаты: "Сейчас водитель и кассир, и специалист по обслуживанию клиентов. Если отказаться от наличных и оставить только валидаторы и банковские карты, найти людей будет проще". Тем временем технологические компании все активнее тестируют беспилотные транспортные средства. Возможно, пожилых водителей заменят не молодые, а роботы.
https://lv.sputniknews.ru/20220920/ne-day-bog-kto-to-zaboleet-v-latvii-ne-khvataet-voditeley-avtobusov-22827836.html
https://lv.sputniknews.ru/20240928/reysy-sokraschayut-a-tseny-podnimayut-obschestvennyy-transport-rigi-stanovitsya-nedostupnym-28809005.html
https://lv.sputniknews.ru/20230917/krizis-obschestvennogo-transporta-v-vilnyuse-voditeli-v-zapoe-26011498.html
https://lv.sputniknews.ru/20250804/zhelanie-pomoch-ukraintsam-vredit-taksistam-i-passazhiram-30794719.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e4/07/1b/14107660_0:0:2730:2048_1920x0_80_0_0_e35bbcd8add5967bf8bf8d2897d100c9.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, транспорт, водители, rīgas satiksme
новости латвии, транспорт, водители, rīgas satiksme
На смену пожилым водителям не приходят молодые. Вся надежда на роботов
Сорокалетних водителей в Rīgas satiksme называют молодыми - двадцатилетние на работу не рвутся
РИГА, 16 сен — Sputnik. В Латвии в последние годы все меньше шоферов. Для пассажиров это оборачивается все более частой отменой автобусных рейсов, а для предпринимателей — головной болью. Кто будет водить автобусы и грузовики через несколько лет?
По данным Международного союза автомобильного транспорта, в сфере грузоперевозок в 2023 году по всей Европе оставались незанятыми около 230 тысяч вакансий. В прошлом году цифра выросла почти вдвое — до 426 тысяч. В пассажирских перевозках в 2023 году не хватало примерно 100 тысяч водителей, а уже в 2024-м — на 54% больше. Проблема очевидна: нынешние водители стареют, а молодежь в эту профессию не идет.
В Латвии о дефиците чаще всего вспоминают, когда отменяется очередной межгородской автобусный рейс. Но масштабы проблемы куда шире. Достаточно взглянуть на сайты вакансий: на портале ss.lv самая востребованная профессия — шофер, там размещено 432 объявления. А в Государственном агентстве занятости (NVA) из 6 тысяч зарегистрированных вакансий свыше тысячи — именно на поиск водителей.
Директор департамента рынка труда NVA Эва Лоссане подтверждает: нехватка ощущается не только в Латвии.
"В Литве, Эстонии, Швеции — та же ситуация. В крупнейших экономиках ЕС, где транспортная отрасль играет большую роль, — в Германии, Польше, Франции — водителей тоже не хватает", — сказала она.
В пассажирских перевозках работодатели стараются привлечь водителей не только зарплатами, но и бонусами.
Автобусный перевозчик Nordeka обещает потенциальным шоферам современные автобусы, форму, служебное общежитие, гибкий график, оплаченные курсы для получения категории D и "95-го кода", медстраховку и премии. Зарплата — от 1200 до 1900 евро брутто (930–1400 евро "на руки"). Если у кандидата нет прав категории D, можно пройти бесплатные курсы NVA.
Rīgas satiksme обещает еще больше: удобный график, трансфер на работу, медстраховку (через полгода), спортзал, спортивные мероприятия, дополнительные дни отпуска, оплачиваемую реабилитацию, пособия к свадьбе и при рождении ребенка. Зарплата — 8,50 евро в час плюс квартальная премия в 10% от оклада. При 40-часовой неделе это примерно 1360 евро в месяц "на бумаге" плюс раз в три месяца еще 136 евро. Тем, кто работает более трех лет, положена дополнительная годовая выплата — 420 евро.
По словам Эвы Лоссане, за последние пять лет через бесплатные курсы NVA подготовили более 3500 человек. Однако интерес к ним в основном связан с легковыми машинами.
"Желающих работать водителями категории B и курьерами гораздо больше, хотя вакансий в этих сферах меньше", — пояснила она.
Есть и еще один важный нюанс: для водителей пассажирского транспорта обязательно знание латышского языка на уровне B1.
В Rīgas satiksme работают около 1500 водителей автобусов, трамваев и троллейбусов. Но нехватка не уменьшается.
"Если два года назад мы говорили о дефиците примерно 70 человек, то сейчас не хватает уже 90 водителей автобуса. И это не считая троллейбусов и трамваев", — рассказала председатель правления компании Джинета Иннуса.
Компания пробует разные методы: бонусы, обучение, повышение зарплат. В январе прошлого года оклады подняли на 10%, хотя это непросто.
"Чтобы просто на 5% повысить зарплату водителям, нам нужно около 3,5 миллиона евро", — объяснила Иннуса. При этом для работников это повышение будет почти незаметным.
Государство упростило порядок получения категории D — теперь ее можно оформить сразу вместе с категорией B, без промежуточных ступеней. Но молодых водителей это не привлекло.
"Приходят взрослые люди из других сфер. Это не двадцатилетние и не тридцатилетние. Чаще всего — сорокалетние. Мы их и называем "молодыми водителями", — сказала Иннуса.
Она добавила, что профессия тяжелая и связана с профзаболеваниями, от которых страдает пятая часть водителей.
"И тут появляются и другие проблемы. Кто-то отлично освоил систему: может три месяца болеть, потом уйти в отпуск, потом снова болеть. И фактически целый год на работе не появляется", — пояснила она.
Из-за этого нагрузка на остальных только растет, а вместе с ней — и риск новых болезней.
У Nordeka нехватка водителей уже приводила к отменам рейсов: в прошлом году вместе с Liepājas autobusu parks компания сняла более 700 рейсов. Сейчас, по их словам, ситуация лучше: не хватает около 20 человек, это 3% штата.
Председатель правления Liepājas autobusu parks и член правления Nordeka Гунтис Минцис отмечает, что конкурировать приходится не только с транспортными компаниями.
"Посмотрите на крупные металлообрабатывающие предприятия Лиепаи: у них везде в списках зарплат указано "от 1500 евро". Это старт. А в автоперевозках 1500 евро — это уже середина, а часто и нижняя планка", — сказал он.
В самой Nordeka в объявлениях фигурировала сумма от 1200 евро. Минцис отметил, что этой весной зарплату городским водителям в Лиепае подняли на 10%, а в региональных перевозках рост начался в августе. "Если раньше это было 1400–1600 евро, то теперь примерно 1550–1750", — сообщил он.
Чтобы увеличить фонд зарплат, компания предлагает свои автобусы и частным фирмам.
В Rīgas satiksme не исключают, что в будущем для решения дефицита водителей придется привлекать иностранцев. Языковой барьер там не считают непреодолимым.
"Прямого общения водителей с пассажирами становится все меньше, и в будущем его можно было бы вообще исключить. Озвучивание остановок уже есть и снаружи, и в салоне. Если добавить всю нужную информацию, проблем не будет. Это вопрос идей и решений, и реализовать их можно довольно быстро, если будет соответствующая правовая база", — сказала Иннуса.
С междугородними рейсами сложнее: там водитель должен продавать билеты. В Nordeka и Liepājas autobusu parks этот вариант тоже обсуждали.
"Мы думали пригласить человек пять и нанять им учителя латышского языка", — рассказал Минцис.
По его словам, сто́ит упростить систему оплаты: "Сейчас водитель и кассир, и специалист по обслуживанию клиентов. Если отказаться от наличных и оставить только валидаторы и банковские карты, найти людей будет проще".
Тем временем технологические компании все активнее тестируют беспилотные транспортные средства. Возможно, пожилых водителей заменят не молодые, а роботы.