Экс-министр: LDz надо соглашаться возить грузы за полцены, чтобы заработать хоть что-то

© Sputnik / Sergey MelkonovЗилупский железнодорожный пограничный пункт
Зилупский железнодорожный пограничный пункт - Sputnik Латвия, 1920, 10.09.2025
Подписаться
Латвийская железная дорога уже несколько лет получает дотации от государства, поскольку поток грузов из России иссяк. Компания пытается оптимизировать свою деятельность, сокращает работников, продает непрофильные активы, однако в плюс так и не вышла
РИГА, 10 сен — Sputnik. Бывший министр сообщения Анрийс Матисс считает, что единственный путь для Латвийской железной дороги сейчас – развивать пассажироперевозки и привлекать местные грузы, чтобы хотя бы немного снизить нагрузку на бюджет.
"Грузов с востока нет и не будет, и нужно считаться с тем, что их, скорее всего, не будет еще долго. Уже 10-15 лет тому назад начались разговоры о том, что можно было бы развивать внутренние перевозки – лесоматериалы, зерно, также и стройматериалы для дорог, например, щебенку и так далее. Было много таких идей. В то время это оказалось неконкурентоспособным, потому что, во-первых, железнодорожные тарифы были высокие, дорогой оказалась и перевалка, а во-вторых, так как в то время грузы были, никто этим особо не занимался.
Уже с 2014 года мы видим, что Россия постоянно развивала свои порты. И сейчас, после всех этих событий, мы должны понять, что эта дорога закрыта, и ничего там уже развиваться не может", - сказал он.
Дидзис Шмитс - Sputnik Латвия, 1920, 24.06.2025
Транзит
Можно мечтать, но грузов из РФ не будет: депутат о судьбе Latvijas dzelzceļš
Рассуждая о других возможностях транзита, он был скептичен.
"Можно поменять направления, но у Литвы имеется свой порт, у Эстонии – свой, а транзит по странам Балтии никогда не был большим, и с этим ничего особенно сделать нельзя. Можно говорить о каких-то контейнерах, о перевозках грузов автотранспорта, автомашин, но на таком небольшом отрезке это, скорее всего, не окупится.
Единственное, что можно сделать – это развивать внутренние перевозки и пассажирские перевозки. Для пассажирских перевозок наконец-то имеется новый подвижной состав. Видно – с появлением новых поездов выросло количество людей, пользующихся железной дорогой. Это способствует поддержанию железнодорожной инфраструктуры и покрывает часть расходов.
Значит, еще нужно работать над внутренними грузоперевозками. Это значит – зерно, стройматериалы, лесоматериалы и т.д. Вряд ли удастся силой заставить перейти на железную дорогу, надо искать экономические выгоды, чтобы для предпринимателей, например, в Латгалии, где расстояния большие, эти предложения были конкурентоспособны. Чтобы цены были выгодные, чтобы не приходилось кому-то одному собирать груз на целый состав, чтобы это окупилось, чтобы были перевалочные пункты, чтобы, в конце концов, тариф был ниже, чем сейчас! Ведь, если никто там не ездить, платить приходится государству. Так лучше отвезти за полцены, чтобы государству пришлось заплатить только половину", - считает он.
По его мнению, перевод грузов с автотранспорта на железнодорожный – перспективный вариант.
"Мы знаем, что туда (в LDz – ред.) ежегодно уходят десятки миллионов евро - денег налогоплательщиков, поэтому нужно создавать какую-то выгоду. Мы видим, как грузоперевозки портят дороги, к тому же на наших узких трассах большой грузопоток создает риски для безопасности, помехи. Особенно в летний сезон, когда туристы ездят, а там – грузовики, лесовозы. Конечно, с точки зрения безопасности, лучше было лучше все это перенести на железную дорогу, но тарифы должны быть привлекательные.
Пока я не слышал ничего конкретного – только разговоры. Предложений нет. Может, они пока не доработаны или недостаточно выгодные. Но они в любом случае должны быть, чтобы использовать железнодорожную структуру", - считает Матисс.
По его мнению, официальные прогнозы по убыткам LDz – заниженные (в 2026 году планируется дефицит в размере 26 млн, в 2027 году – 28 млн).
"Наверное, эти данные такие и есть, только они очень оптимистичны. Мы наверняка знаем, что дыра намного больше. Но, если эти цифры указаны в информативных отчетах, это значит, что никто ничего делать не будет! Эту ситуацию считаю нормальной: падают грузы, требуем больше денег у государства. Никто не ищет возможности заменить эти грузы, расширить внутренние грузоперевозки, о чем мы говорили, перевозки по Балтии, пассажирские перевозки. Гораздо проще попросить денег, а не предложить хороший, интересный проект, на котором можно заработать самим. Конечно, все заместить нереально, но хотя бы часть, чтобы немного снизить нагрузку на бюджет, учитывая тяжелую ситуацию в бюджете", - сказал он.
Лента новостей
0