https://lv.sputniknews.ru/20250906/novyy-reglament-es-postavil-mitingi-i-aktsii-protesta-v-seruyu-zonu-31033940.html
Новый регламент ЕС поставил митинги и акции протеста в серую зону
Новый регламент ЕС поставил митинги и акции протеста в серую зону
Sputnik Латвия
С 10 октября в Европейском союзе вступает в силу регламент о прозрачности политической рекламы 06.09.2025, Sputnik Латвия
2025-09-06T19:22+0300
2025-09-06T19:22+0300
2025-09-06T19:22+0300
новости мира
евросоюз
митинг
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/08/1f/25875141_0:67:1280:787_1920x0_80_0_0_3116879f453dcff8ec8bbf72cfa0e233.jpg
РИГА, 6 сен — Sputnik. Документ вводит единые правила для всех стран ЕС и задуман как инструмент защиты выборов от манипуляций и внешнего вмешательства. Однако в Эстонии уже предупредили: по букве закона под "политическую рекламу" могут подпасть и уличные митинги, если они направлены на изменение законодательства или бюджетных решений. Министр юстиции Эстонии Лийза Пакоста заявила, что понимает цель регламента, но у него есть проблемные стороны. "Согласно регламенту, должно быть публично и наглядно указано, кто организует мероприятие, с какой целью, какой закон хотят изменить, а также кто именно его профинансировал. Если митинг направлен на то, чтобы повлиять на законопроект, например, о госбюджете, то это уже политическая реклама", — сказала Пакоста. Это означает, что привычные для стран Прибалтики акции — забастовки учителей, протесты медиков, митинги полицейских и пожарных — могут быть приравнены к политической рекламе. И тогда организаторы обязаны будут заранее обозначить мероприятие именно в таком качестве, раскрыть цели, источники финансирования и связь с выборами. Представитель Еврокомиссии в Эстонии Элис Паэмурд уточнила: в самом регламенте митинги прямо не упомянуты, и то, что они могут попасть в категорию политической рекламы, остаётся вопросом толкования. Но именно организатор несёт ответственность за правильную квалификацию. "Он должен будет ясно указать в информации о митинге или в рекламе, что это политическая реклама, кто её заказчик, с какими выборами она связана", — подчеркнула Паэмурд. В Эстонии надзор за новым порядком возложен на Департамент защиты прав потребителей. Там признают: ресурсы крайне ограничены — всего полторы штатные ставки на контроль всей политической рекламы в стране. "Как и в любом надзорном органе с ограниченными ресурсами, мы сначала оцениваем, какие угрозы действительно серьёзны, а какие — нет, и расставляем приоритеты", — пояснила представитель департамента Мерике Коппель. По ее словам, регламент новый, и многие вопросы будут решаться только на практике. Пока чиновники ориентированы прежде всего на разъяснительные беседы, а не на штрафы. Регламент действует напрямую и обязателен для всех стран ЕС. В каждой стране назначено ведомство, ответственное за надзор. Однако юристы указывают: если митинг в поддержку конкретного закона, бюджетной статьи или инициативы будет признан политической рекламой, у организаторов появятся дополнительные обязанности, а любое нарушение может привести к претензиям со стороны надзорных органов. В странах Прибалтики где уличные акции традиционно остаются одним из главных инструментов давления на власть, это положение вызывает обеспокоенность. В Латвии учительские или медицинские протесты часто совпадают с обсуждением бюджета. Теперь такие акции могут трактоваться как "влияние на законодательный процесс", то есть политическая реклама. Еврокомиссия настаивает: цель регламента не в ограничении митингов, а в том, чтобы сделать прозрачной политическую рекламу. Но формулировки закона создают ситуацию, при которой массовые акции протеста автоматически попадают в серую зону. Таким образом, уже в ближайшие месяцы организаторам митингов придется решать: относить ли их к политической рекламе, с обязательным раскрытием информации и формальными требованиями, или рисковать претензиями надзорных органов. А для самих обществ это означает новую реальность: уличная политика в Европе отныне будет находиться под вопросом. Эксперты уже предупреждают, что новый порядок несет риски не только для больших партий, но и для гражданских инициатив.
https://lv.sputniknews.ru/20250513/soglasie-podalo-v-espch-isk-po-povodu-zapreta-predvybornoy-agitatsii-na-russkom-yazyke-30289785.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/08/1f/25875141_71:0:1210:854_1920x0_80_0_0_6fd3cfaaa3c4e0d47d94a047c737bd7d.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости мира, евросоюз, митинг
новости мира, евросоюз, митинг
Новый регламент ЕС поставил митинги и акции протеста в серую зону
С 10 октября в Европейском союзе вступает в силу регламент о прозрачности политической рекламы
РИГА, 6 сен — Sputnik. Документ вводит единые правила для всех стран ЕС и задуман как инструмент защиты выборов от манипуляций и внешнего вмешательства. Однако в Эстонии уже предупредили: по букве закона под "политическую рекламу" могут подпасть и уличные митинги, если они направлены на изменение законодательства или бюджетных решений.
Министр юстиции Эстонии Лийза Пакоста заявила, что понимает цель регламента, но у него есть проблемные стороны. "Согласно регламенту, должно быть публично и наглядно указано, кто организует мероприятие, с какой целью, какой закон хотят изменить, а также кто именно его профинансировал. Если митинг направлен на то, чтобы повлиять на законопроект, например, о госбюджете, то это уже политическая реклама", — сказала Пакоста.
Это означает, что привычные для стран Прибалтики акции — забастовки учителей, протесты медиков, митинги полицейских и пожарных — могут быть приравнены к политической рекламе. И тогда организаторы обязаны будут заранее обозначить мероприятие именно в таком качестве, раскрыть цели, источники финансирования и связь с выборами.
Представитель Еврокомиссии в Эстонии Элис Паэмурд уточнила: в самом регламенте митинги прямо не упомянуты, и то, что они могут попасть в категорию политической рекламы, остаётся вопросом толкования. Но именно организатор несёт ответственность за правильную квалификацию. "Он должен будет ясно указать в информации о митинге или в рекламе, что это политическая реклама, кто её заказчик, с какими выборами она связана", — подчеркнула Паэмурд.
В Эстонии надзор за новым порядком возложен на Департамент защиты прав потребителей. Там признают: ресурсы крайне ограничены — всего полторы штатные ставки на контроль всей политической рекламы в стране. "Как и в любом надзорном органе с ограниченными ресурсами, мы сначала оцениваем, какие угрозы действительно серьёзны, а какие — нет, и расставляем приоритеты", — пояснила представитель департамента Мерике Коппель. По ее словам, регламент новый, и многие вопросы будут решаться только на практике. Пока чиновники ориентированы прежде всего на разъяснительные беседы, а не на штрафы.
Регламент действует напрямую и обязателен для всех стран ЕС. В каждой стране назначено ведомство, ответственное за надзор. Однако юристы указывают: если митинг в поддержку конкретного закона, бюджетной статьи или инициативы будет признан политической рекламой, у организаторов появятся дополнительные обязанности, а любое нарушение может привести к претензиям со стороны надзорных органов.
В странах Прибалтики где уличные акции традиционно остаются одним из главных инструментов давления на власть, это положение вызывает обеспокоенность. В Латвии учительские или медицинские протесты часто совпадают с обсуждением бюджета. Теперь такие акции могут трактоваться как "влияние на законодательный процесс", то есть политическая реклама.
Еврокомиссия настаивает: цель регламента не в ограничении митингов, а в том, чтобы сделать прозрачной политическую рекламу. Но формулировки закона создают ситуацию, при которой массовые акции протеста автоматически попадают в серую зону.
Таким образом, уже в ближайшие месяцы организаторам митингов придется решать: относить ли их к политической рекламе, с обязательным раскрытием информации и формальными требованиями, или рисковать претензиями надзорных органов. А для самих обществ это означает новую реальность: уличная политика в Европе отныне будет находиться под вопросом.
Эксперты уже предупреждают, что новый порядок несет риски не только для больших партий, но и для гражданских инициатив.