https://lv.sputniknews.ru/20250804/za-mesyats-do-nachala-uchebnogo-goda-ne-khvataet-400-pedagogov-vinyat-dazhe-roditeley-30794197.html
За месяц до начала учебного года не хватает 400 педагогов, винят даже родителей
За месяц до начала учебного года не хватает 400 педагогов, винят даже родителей
Sputnik Латвия
Уже через месяц дети вновь отправятся за парты, а перед школами в полный рост встала проблема нехватки учителей, речь идет по крайней мере о нескольких сотнях... 04.08.2025, Sputnik Латвия
2025-08-04T17:00+0300
2025-08-04T17:00+0300
2025-08-05T11:14+0300
новости латвии
образование
учителя
инга ванага
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/08/1f/22630534_0:256:2730:1792_1920x0_80_0_0_68a94296b24ad63b2bfc65d015df5051.jpg
РИГА, 4 авг — Sputnik. "Каждое самоуправление и школа действуют по-своему и ищут работников по-разному, поэтому реальное число недостающих учителей неизвестно", — призналась руководитель Латвийского профсоюза работников образования и науки (LIZDA) Инга Ванага. Министерство образования и науки не располагает точными сведениями, но в базе данных Государственного агентства занятости (NVA) в настоящий момент 354 актуальные вакансии учителей, а на портале Esi skolotājs! – 414. По словам Ванаги, больше всего не хватает учителей по предметам STEM (математика, химия, физика и т. д.) и в дошкольных учреждениях, а также учителей иностранных языков. Недостаточно учителей по музыке, латышскому языку и литературе. За последние годы проблема нехватки кадров обострилась и в администрации школ – не хватает директоров, заместителей директоров и вспомогательного персонала. Председатель профсоюза отмечает, что дефицит затрагивает не только основные и средние школы, но и вузы, которые не могут достаточно быстро готовить новых специалистов, несмотря на то что количество бюджетных мест почти нелимитировано. Проблема в том, что после вуза далеко не все выпускники задерживаются в профессии. Проблема государственного масштаба "Эта проблема есть везде – и в больших, и в малых школах. Она есть по всей Латвии, а не только за пределами Риги, – говорит Ванага. – Учителя уходят на пенсию, школы закрываются, а нового поколения практически нет, заменить всех ушедших невозможно". Например, в Рижской средней школе № 64, занявшей третье место в рейтинге латвийских школ 2023 года в категории крупных школ, сейчас открыты две вакансии – учителя информатики и учителя музыки. В Вангажской средней школе, которая в рейтинге относится к малым школам, тоже две вакансии – учителей биологии, социальных знаний и истории. Как рассказала завуч Вангажской средней школы Солвита Рунце, эта проблема актуальна всегда: "Школа каждый год ищет учителей на какую-нибудь вакансию. Сейчас сложилась ситуация, когда несколько очень хороших учителей вышли на пенсию, поэтому мы объявляем вакансии, на которые никто не откликается". В Вангажской школе уже несколько лет не хватает учителей биологии, истории и специального педагога. Самая большая разница между крупными и малыми школами – в зарплате учителей. Ванага говорит, что сейчас в системе оплаты труда действует принцип "деньги следуют за учеником", но LIZDA уже давно работает над тем, чтобы с сентября следующего года заработала новая модель: деньги будут следовать за учебной программой, а не за учеником. "Сейчас учителей наказывают зарплатой и нагрузкой за обстоятельства, на которые они не могут повлиять. Теоретическую базу все равно нужно давать, пяти ученикам или 50, но зарплаты различаются. Они значительно выше в крупных школах", — говорит Ванага, объясняя необходимость изменений. Есть разница и между двумя названными школами — 64-я школа предлагает зарплату учителя 1600 евро брутто, а Вангажская средняя школа — 1500 евро. Перегрузки учителей Ванага отмечает, что школы часто решают проблему за счет имеющегося педагогического состава: "Чтобы не страдали ученики, учитель соглашается на перегрузку. Зачастую директора и завучи тоже преподают, чтобы спасти ситуацию". О таком решении говорит и Рунце – в Вангажской средней школе коллектив пытается залатать дыры своими силами, а администрация обращается к выпускникам – студентам, которые готовы занять вакансию на год-два. "Также мы говорим с коллегами и приглашаем их получить дополнительную квалификацию. Так мы решили проблему нехватки учителей химии, социальных наук и естествознания", – говорит Рунце. "Мы часто слышим о случаях, когда учителя пытаются вести уроки удаленно, потому что нормативная база это позволяет, но это нехорошо, поскольку влияет на качество преподавания", – говорит Ванага. После COVID удаленное обучение стало более популярным, потому что во время пандемии все более или менее ознакомились с этой системой. Еще одно решение – работа учителя в нескольких школах: "Учитель работает в одной школе и одновременно один-два дня в другой. Но это снова перегрузка!" По словам Ванаги, такое решение неудобно для учителей и часто приводит к выгоранию и неспособности влиться в школьный коллектив: "Такой учитель не может полностью вписаться в ритм школьной жизни, ему не хватает общения с другими учителями, потому что его просто нет на месте!" "Еще я слышала, что школы пытаются организовать работу по модулям. Один предмет преподается более интенсивнее, пока не найдут учителя другого предмета. Когда учитель появляется, интенсивнее начинает преподаваться тот предмет, а другой — медленнее", — говорит Ванага. Престиж подорван "Престиж профессии подорван, и вернуть его так скоро нельзя", — говорит Ванага, рассуждая о причинах нехватки учителей. "Было много улучшений, нельзя сказать, что ничего не делается. С сентября этого года зарплаты будут выше, повышены стипендии для новых учителей, увеличено количество бюджетных мест для студентов — уже 900 мест на заочном обучении, нагрузка сбалансирована, мы также работаем над укреплением прав и созданием безопасной среды, но проблема вакансий не решается — ею просто не начали заниматься вовремя", — говорит Ванага. Новые учителя отличаются от тех, кто работает давно: они открыты к переменам, и если ситуация их не устраивает, они не побоятся пробовать другую профессию. "Проблема и в родителях. Не всех, но одного-двух в каждом классе достаточно, чтобы создавать проблемы. Есть тенденция, что учителя и администрация уходят из школ именно из-за этих нескольких родителей. Это одна из причин, почему мы работаем над ограничением прав родителей в этом вопросе", — заявила руководитель профсоюза.
https://lv.sputniknews.ru/20250707/uchitel--ekstremalnaya-professiya-pedagogi-prosyat-dosrochnuyu-pensiyu-30623268.html
https://lv.sputniknews.ru/20250409/eks-ministr-obrazovaniya-obvinila-pedagogov-v-tom-chto-oni-sami-ne-uchatsya-a-lish-zhaluyutsya-30062203.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/08/1f/22630534_0:0:2730:2048_1920x0_80_0_0_90ed34b665a4572c8711abd5bd2e84a9.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, образование, учителя, инга ванага
новости латвии, образование, учителя, инга ванага
За месяц до начала учебного года не хватает 400 педагогов, винят даже родителей
17:00 04.08.2025 (обновлено: 11:14 05.08.2025) Уже через месяц дети вновь отправятся за парты, а перед школами в полный рост встала проблема нехватки учителей, речь идет по крайней мере о нескольких сотнях вакансий
РИГА, 4 авг — Sputnik. "Каждое самоуправление и школа действуют по-своему и ищут работников по-разному, поэтому реальное число недостающих учителей неизвестно", — призналась руководитель Латвийского профсоюза работников образования и науки (LIZDA) Инга Ванага.
Министерство образования и науки не располагает точными сведениями, но в базе данных Государственного агентства занятости (NVA) в настоящий момент 354 актуальные вакансии учителей, а на портале Esi skolotājs! – 414.
По словам Ванаги, больше всего не хватает учителей по предметам STEM (математика, химия, физика и т. д.) и в дошкольных учреждениях, а также учителей иностранных языков. Недостаточно учителей по музыке, латышскому языку и литературе. За последние годы проблема нехватки кадров обострилась и в администрации школ – не хватает директоров, заместителей директоров и вспомогательного персонала.
Председатель профсоюза отмечает, что дефицит затрагивает не только основные и средние школы, но и вузы, которые не могут достаточно быстро готовить новых специалистов, несмотря на то что количество бюджетных мест почти нелимитировано. Проблема в том, что после вуза далеко не все выпускники задерживаются в профессии.
Проблема государственного масштаба
"Эта проблема есть везде – и в больших, и в малых школах. Она есть по всей Латвии, а не только за пределами Риги, – говорит Ванага. – Учителя уходят на пенсию, школы закрываются, а нового поколения практически нет, заменить всех ушедших невозможно".
Например, в Рижской средней школе № 64, занявшей третье место в рейтинге латвийских школ 2023 года в категории крупных школ, сейчас открыты две вакансии – учителя информатики и учителя музыки. В Вангажской средней школе, которая в рейтинге относится к малым школам, тоже две вакансии – учителей биологии, социальных знаний и истории.
Как рассказала завуч Вангажской средней школы Солвита Рунце, эта проблема актуальна всегда: "Школа каждый год ищет учителей на какую-нибудь вакансию. Сейчас сложилась ситуация, когда несколько очень хороших учителей вышли на пенсию, поэтому мы объявляем вакансии, на которые никто не откликается". В Вангажской школе уже несколько лет не хватает учителей биологии, истории и специального педагога.
Самая большая разница между крупными и малыми школами – в зарплате учителей. Ванага говорит, что сейчас в системе оплаты труда действует принцип "деньги следуют за учеником", но LIZDA уже давно работает над тем, чтобы с сентября следующего года заработала новая модель: деньги будут следовать за учебной программой, а не за учеником.
"Сейчас учителей наказывают зарплатой и нагрузкой за обстоятельства, на которые они не могут повлиять. Теоретическую базу все равно нужно давать, пяти ученикам или 50, но зарплаты различаются. Они значительно выше в крупных школах", — говорит Ванага, объясняя необходимость изменений. Есть разница и между двумя названными школами — 64-я школа предлагает зарплату учителя 1600 евро брутто, а Вангажская средняя школа — 1500 евро.
Ванага отмечает, что школы часто решают проблему за счет имеющегося педагогического состава: "Чтобы не страдали ученики, учитель соглашается на перегрузку. Зачастую директора и завучи тоже преподают, чтобы спасти ситуацию". О таком решении говорит и Рунце – в Вангажской средней школе коллектив пытается залатать дыры своими силами, а администрация обращается к выпускникам – студентам, которые готовы занять вакансию на год-два.
"Также мы говорим с коллегами и приглашаем их получить дополнительную квалификацию. Так мы решили проблему нехватки учителей химии, социальных наук и естествознания", – говорит Рунце.
"Мы часто слышим о случаях, когда учителя пытаются вести уроки удаленно, потому что нормативная база это позволяет, но это нехорошо, поскольку влияет на качество преподавания", – говорит Ванага. После COVID удаленное обучение стало более популярным, потому что во время пандемии все более или менее ознакомились с этой системой.
Еще одно решение – работа учителя в нескольких школах: "Учитель работает в одной школе и одновременно один-два дня в другой. Но это снова перегрузка!" По словам Ванаги, такое решение неудобно для учителей и часто приводит к выгоранию и неспособности влиться в школьный коллектив: "Такой учитель не может полностью вписаться в ритм школьной жизни, ему не хватает общения с другими учителями, потому что его просто нет на месте!"
"Еще я слышала, что школы пытаются организовать работу по модулям. Один предмет преподается более интенсивнее, пока не найдут учителя другого предмета. Когда учитель появляется, интенсивнее начинает преподаваться тот предмет, а другой — медленнее", — говорит Ванага.
"Престиж профессии подорван, и вернуть его так скоро нельзя", — говорит Ванага, рассуждая о причинах нехватки учителей.
"Было много улучшений, нельзя сказать, что ничего не делается. С сентября этого года зарплаты будут выше, повышены стипендии для новых учителей, увеличено количество бюджетных мест для студентов — уже 900 мест на заочном обучении, нагрузка сбалансирована, мы также работаем над укреплением прав и созданием безопасной среды, но проблема вакансий не решается — ею просто не начали заниматься вовремя", — говорит Ванага.
Новые учителя отличаются от тех, кто работает давно: они открыты к переменам, и если ситуация их не устраивает, они не побоятся пробовать другую профессию. "Проблема и в родителях. Не всех, но одного-двух в каждом классе достаточно, чтобы создавать проблемы. Есть тенденция, что учителя и администрация уходят из школ именно из-за этих нескольких родителей. Это одна из причин, почему мы работаем над ограничением прав родителей в этом вопросе", — заявила руководитель профсоюза.