https://lv.sputniknews.ru/20250523/pered-latviey-vstal-vopros-sokrascheniya-ministerstv-kto-mozhet-ostatsya-bez-portfelya-30357961.html
Перед Латвией встал вопрос сокращения министерств: кто может остаться без портфеля?
Перед Латвией встал вопрос сокращения министерств: кто может остаться без портфеля?
Sputnik Латвия
Латвии, возможно, придется отказаться от некоторых функций, объединить ведомства и, вероятно, даже слить отдельные министерства 23.05.2025, Sputnik Латвия
2025-05-23T14:52+0300
2025-05-23T14:52+0300
2025-05-23T14:52+0300
новости политики латвии
министерство умного управления и регионального развития
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/0b/16/23404546_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_3eef0489b94077254f597354c683a549.jpg
РИГА, 23 мая — Sputnik. Во время экономических дебатов в Сейме 8 мая министр финансов Арвилс Ашераденс ("Новое Единство") заявил, что в условиях экономических вызовов необходимо сокращение аппарата государственного управления. В ближайшие годы публичному сектору предстоит сэкономить не менее 450 миллионов евро. Министр экономики Виктор Валайнис (Союз зеленых и крестьян) позже выразил мнение, что министерство умного управления и регионального развития (VARAM) можно объединить с министерством климата и энергетики, а также с МВД. По его словам, если вопрос об объединении министерств будет поставлен, VARAM можно разделить: блок, отвечающий за вопросы экологии, передать Минэнерго, а раздел, связанный с самоуправлениями, — МВД. Количество министерств и их распределение по отраслям не являются чем-то незыблемым — можно сократить их до шести или, наоборот, раздробить до 50, пишет Марис Краутманис. Но оба этих сценария слишком радикальны. Очевидно, что как минимум два министерства в кабинете Эвики Силини выглядят искусственными — они были созданы в результате политических компромиссов, чтобы ни одна партия не осталась обделенной. Вопросы климата и энергетики, безусловно, актуальны в эпоху "зеленого курса", однако вряд ли настолько, чтобы для них требовалось отдельное министерство. Эти функции могли бы исполняться в рамках Минэкономики — либо, как предлагает Валайнис, в объединенной структуре Минэнерго и VARAM. Реформа самоуправлений под руководством Юриса Пуце завершена, а значит, и роль VARAM ослабла. Министерство было громко переименовано в министерство умного управления и регионального развития, однако ни "умного" управления, ни реального развития регионов не наблюдается. Возникает вопрос: Минэнерго занимается лишь солнечными панелями и ветряками, а VARAM вообще стало избыточным? Экологические функции можно было бы передать Минэкономики, а региональные — скорее Минюсту, чем МВД. Как было раньше? В Латвии когда-то существовали разные министерства и посты государственных министров, например, по вопросам рыболовства, морских дел. Но когда стало ясно, что латвийцы больше не стремятся в море, суда зарегистрированы в офшорах, а рыболовство стало маргинальным бизнесом, эти посты исчезли сами собой. В 1990-х годах были и вовсе странные должности: министр по вопросам государственной собственности, министр по внешним ресурсам, министр по кооперации. В 2013 году, когда вопросы Евросоюза казались особенно важными, обсуждалось создание поста министра по делам Европы. В итоге он так и не был учрежден. Впрочем, например, в Дании такой пост существует. С 2004 по 2009 год в латвийском правительстве был министр особых поручений по вопросам электронного управления. Сначала этот пост занимал Янис Рейрс, затем Ина Гуделе, ставшая героиней скандала с клубничными пирожными, а после нее — Сигне Балиня. Сейчас, когда любой школьник управляется со своими гаджетами лучше любого министра, необходимость в подобной должности кажется сомнительной. На выборах в Сейм 2018 года партия KPV LV под руководством Артуса Кайминьша и Алдиса Гобземса набрала наибольшее число голосов среди латышских партий с лозунгом: "Сократим число министерств до восьми". Эту популярную идею часто связывают с романтизированным образом "солнечных времен" Карлиса Улманиса, когда якобы существовало всего шесть министерств. Однако в действительности и до государственного переворота 15 мая 1934 года, и после него министерств в Латвии было немало. Согласно закону 1925 года, в стране действовали девять министерств: иностранных дел, финансов, внутренних дел, образования, военное, земледелия, транспорта, народного благосостояния и юстиции. Если добавить премьер-министра и его заместителя — получим 11 членов правительства. С 1918 по 1921 год во временном правительстве был министр снабжения — вполне логично для времени, когда все нужно было достать и доставить. Шесть палат — это структура, которую Улманис заимствовал у итальянского диктатора Муссолини, создавая ее вместо упраздненного парламента. Однако в его правительстве в 1938 году было 13 министров. У Силини их сейчас 15, включая саму премьер-министра. Возможно, потому и возникает желание сократить их число хотя бы на два. Это было бы полезно: правительство могло бы формироваться исходя не из принципов партийной сделки, а из реальных потребностей страны. Вероятно, девяти министерств было бы достаточно, как это предусматривалось в законе 1925 года. Но при этом функции нынешнего Минэкономики пришлось бы перераспределить между другими структурами. Вернуться в прошлое в полном смысле уже невозможно. Можно согласиться с Ашераденсом и Валайнисом, что с Минэнерго и слабым VARAM стоит что-то делать. Возможно, объединение с министерствами здравоохранения и благосостояния тоже оправданно. Но перед этим необходимо тщательно просчитать, каковы будут плюсы и минусы. Пока похоже, что подобных расчетов не проводилось — министры высказывают свои идеи совсем недавно, и дискуссия только начинается. В долгосрочной перспективе выгода возможна, но сначала, скорее всего, будут лишь трудности. А как в других странах? В Эстонии, в правительстве Кристена Михала — 13 министров. Большинство министерств называются так же, как в Латвии. Есть министерство климата. Нет министерства сообщения, но есть министерство инфраструктуры. Также есть министерство юстиции и цифровых дел, министерство региональных дел и сельского хозяйства. Примечательно, что часть функций латвийского VARAM в Эстонии отнесена к министерству земледелия. Так же, как и в Латвии, в Эстонии есть отдельные министерства здравоохранения и социальной защиты, которые соответствуют министерству благосостояния. В парламенте Эстонии — Рийгикогу — 101 депутат. Его работу курируют председатель и два заместителя. В Латвии в Сейме есть председатель, два заместителя, секретарь и его заместитель. В Литве в правительстве премьер-министра Гинтаутаса Палуцка — 14 министров. В целом структура похожа на латвийскую, но есть и различия: например, министерство экономики и инноваций, министерство образования, науки и спорта, министерство энергетики, министерство окружающей среды и министерство социальной защиты и труда. В Дании в правительстве Метте Фредериксен — 24 министра. Там есть министр налогов, министр цифровых технологий, министр городских и сельских дел, министр по делам церкви, министр по сотрудничеству с Северными странами, а также министр устойчивости и готовности. Но Дания — страна богатая, и может себе это позволить. Если бы уровень жизни в Латвии был сопоставим, можно было бы создать, например, министерство устойчивого развития и надежности или министерство по распределению средств европейских фондов. В Германии в федеральном правительстве под руководством канцлера Фридриха Мерца — 17 министров. Есть министерство экономики и энергетики, но функции, аналогичные латвийскому министерству экономики, распределены между несколькими ведомствами. Например, существует министерство экономического сотрудничества и развития. А также министр сельского хозяйства, продовольствия и региональной идентичности — это подтверждает, что функции VARAM могли бы быть переданы министерству земледелия. По крайней мере, в части регионального развития. А вот экологические вопросы должны оставаться отдельно — охранять природу не должен тот, кто "разбрасывает удобрения по полям". На Кипре в правительстве президента Ника Христодулидиса — 11 министров и 10 заместителей, которые исполняют функции вице-президентов, технических руководителей правительства или спецминистров в отдельных отраслях. Туризм и судоходство крайне важны для острова, но министерства туризма нет — есть заместитель министра туризма и заместитель министра судоходства. В Польше в правительстве премьер-министра Дональда Туска — 19 министров, но не все возглавляют министерства. Например, Кшиштоф Гальковский — вице-премьер и куратор цифровых дел, Мачей Берек — член Совета министров и председатель Постоянного комитета. Польский аналог Райвиса Кронбергса — Ян Грабец, руководитель Государственной канцелярии, обладающий статусом министра и соответствующим окладом.
https://lv.sputniknews.ru/20250428/za-4-goda-rost-na-160-biznes-trebuet-razyasneniy-po-povodu-zarplat-v-ministerstvakh-30189630.html
https://lv.sputniknews.ru/20250422/rabochaya-gruppa-predlozhila-21-meru-sokrascheniya-byurokratii-ekonomiya-28-mln-evro-30145747.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e6/0b/16/23404546_0:0:1920:1440_1920x0_80_0_0_9620e249adae017b18ce535f1bcd98f0.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости политики латвии, министерство умного управления и регионального развития
новости политики латвии, министерство умного управления и регионального развития
РИГА, 23 мая — Sputnik. Во время экономических дебатов в Сейме 8 мая министр финансов Арвилс Ашераденс ("Новое Единство") заявил, что в условиях экономических вызовов необходимо сокращение аппарата государственного управления. В ближайшие годы публичному сектору предстоит сэкономить не менее 450 миллионов евро.
Министр экономики Виктор Валайнис (Союз зеленых и крестьян) позже выразил мнение, что министерство умного управления и регионального развития (VARAM) можно объединить с министерством климата и энергетики, а также с МВД.
По его словам, если вопрос об объединении министерств будет поставлен, VARAM можно разделить: блок, отвечающий за вопросы экологии, передать Минэнерго, а раздел, связанный с самоуправлениями, — МВД.
Количество министерств и их распределение по отраслям не являются чем-то незыблемым — можно сократить их до шести или, наоборот, раздробить до 50, пишет Марис Краутманис. Но оба этих сценария слишком радикальны. Очевидно, что как минимум два министерства в кабинете Эвики Силини выглядят искусственными — они были созданы в результате политических компромиссов, чтобы ни одна партия не осталась обделенной. Вопросы климата и энергетики, безусловно, актуальны в эпоху "зеленого курса", однако вряд ли настолько, чтобы для них требовалось отдельное министерство. Эти функции могли бы исполняться в рамках Минэкономики — либо, как предлагает Валайнис, в объединенной структуре Минэнерго и VARAM.
Реформа самоуправлений под руководством Юриса Пуце завершена, а значит, и роль VARAM ослабла. Министерство было громко переименовано в министерство умного управления и регионального развития, однако ни "умного" управления, ни реального развития регионов не наблюдается. Возникает вопрос: Минэнерго занимается лишь солнечными панелями и ветряками, а VARAM вообще стало избыточным? Экологические функции можно было бы передать Минэкономики, а региональные — скорее Минюсту, чем МВД.
В Латвии когда-то существовали разные министерства и посты государственных министров, например, по вопросам рыболовства, морских дел. Но когда стало ясно, что латвийцы больше не стремятся в море, суда зарегистрированы в офшорах, а рыболовство стало маргинальным бизнесом, эти посты исчезли сами собой.
В 1990-х годах были и вовсе странные должности: министр по вопросам государственной собственности, министр по внешним ресурсам, министр по кооперации.
В 2013 году, когда вопросы Евросоюза казались особенно важными, обсуждалось создание поста министра по делам Европы. В итоге он так и не был учрежден. Впрочем, например, в Дании такой пост существует.
С 2004 по 2009 год в латвийском правительстве был министр особых поручений по вопросам электронного управления. Сначала этот пост занимал Янис Рейрс, затем Ина Гуделе, ставшая героиней скандала с клубничными пирожными, а после нее — Сигне Балиня. Сейчас, когда любой школьник управляется со своими гаджетами лучше любого министра, необходимость в подобной должности кажется сомнительной.
На выборах в Сейм 2018 года партия KPV LV под руководством Артуса Кайминьша и Алдиса Гобземса набрала наибольшее число голосов среди латышских партий с лозунгом: "Сократим число министерств до восьми". Эту популярную идею часто связывают с романтизированным образом "солнечных времен" Карлиса Улманиса, когда якобы существовало всего шесть министерств. Однако в действительности и до государственного переворота 15 мая 1934 года, и после него министерств в Латвии было немало.
Согласно закону 1925 года, в стране действовали девять министерств: иностранных дел, финансов, внутренних дел, образования, военное, земледелия, транспорта, народного благосостояния и юстиции. Если добавить премьер-министра и его заместителя — получим 11 членов правительства.
С 1918 по 1921 год во временном правительстве был министр снабжения — вполне логично для времени, когда все нужно было достать и доставить.
Шесть палат — это структура, которую Улманис заимствовал у итальянского диктатора Муссолини, создавая ее вместо упраздненного парламента. Однако в его правительстве в 1938 году было 13 министров. У Силини их сейчас 15, включая саму премьер-министра. Возможно, потому и возникает желание сократить их число хотя бы на два. Это было бы полезно: правительство могло бы формироваться исходя не из принципов партийной сделки, а из реальных потребностей страны. Вероятно, девяти министерств было бы достаточно, как это предусматривалось в законе 1925 года. Но при этом функции нынешнего Минэкономики пришлось бы перераспределить между другими структурами. Вернуться в прошлое в полном смысле уже невозможно.
Можно согласиться с Ашераденсом и Валайнисом, что с Минэнерго и слабым VARAM стоит что-то делать. Возможно, объединение с министерствами здравоохранения и благосостояния тоже оправданно. Но перед этим необходимо тщательно просчитать, каковы будут плюсы и минусы. Пока похоже, что подобных расчетов не проводилось — министры высказывают свои идеи совсем недавно, и дискуссия только начинается. В долгосрочной перспективе выгода возможна, но сначала, скорее всего, будут лишь трудности.
В Эстонии, в правительстве Кристена Михала — 13 министров. Большинство министерств называются так же, как в Латвии. Есть министерство климата. Нет министерства сообщения, но есть министерство инфраструктуры. Также есть министерство юстиции и цифровых дел, министерство региональных дел и сельского хозяйства. Примечательно, что часть функций латвийского VARAM в Эстонии отнесена к министерству земледелия.
Так же, как и в Латвии, в Эстонии есть отдельные министерства здравоохранения и социальной защиты, которые соответствуют министерству благосостояния.
В парламенте Эстонии — Рийгикогу — 101 депутат. Его работу курируют председатель и два заместителя. В Латвии в Сейме есть председатель, два заместителя, секретарь и его заместитель.
В Литве в правительстве премьер-министра Гинтаутаса Палуцка — 14 министров. В целом структура похожа на латвийскую, но есть и различия: например, министерство экономики и инноваций, министерство образования, науки и спорта, министерство энергетики, министерство окружающей среды и министерство социальной защиты и труда.
В Дании в правительстве Метте Фредериксен — 24 министра. Там есть министр налогов, министр цифровых технологий, министр городских и сельских дел, министр по делам церкви, министр по сотрудничеству с Северными странами, а также министр устойчивости и готовности. Но Дания — страна богатая, и может себе это позволить. Если бы уровень жизни в Латвии был сопоставим, можно было бы создать, например, министерство устойчивого развития и надежности или министерство по распределению средств европейских фондов.
В Германии в федеральном правительстве под руководством канцлера Фридриха Мерца — 17 министров. Есть министерство экономики и энергетики, но функции, аналогичные латвийскому министерству экономики, распределены между несколькими ведомствами. Например, существует министерство экономического сотрудничества и развития. А также министр сельского хозяйства, продовольствия и региональной идентичности — это подтверждает, что функции VARAM могли бы быть переданы министерству земледелия. По крайней мере, в части регионального развития. А вот экологические вопросы должны оставаться отдельно — охранять природу не должен тот, кто "разбрасывает удобрения по полям".
На Кипре в правительстве президента Ника Христодулидиса — 11 министров и 10 заместителей, которые исполняют функции вице-президентов, технических руководителей правительства или спецминистров в отдельных отраслях. Туризм и судоходство крайне важны для острова, но министерства туризма нет — есть заместитель министра туризма и заместитель министра судоходства.
В Польше в правительстве премьер-министра Дональда Туска — 19 министров, но не все возглавляют министерства. Например, Кшиштоф Гальковский — вице-премьер и куратор цифровых дел, Мачей Берек — член Совета министров и председатель Постоянного комитета. Польский аналог Райвиса Кронбергса — Ян Грабец, руководитель Государственной канцелярии, обладающий статусом министра и соответствующим окладом.