https://lv.sputniknews.ru/20250423/profsoyuz-protiv-otkaza-ot-russkogo-yazyka-v-sredney-shkole-i-prizyvaet-znat-yazyk-vraga-30150873.html
Профсоюз против отказа от русского языка в средней школе и призывает знать "язык врага"
Профсоюз против отказа от русского языка в средней школе и призывает знать "язык врага"
Sputnik Латвия
Руководитель Латвийского профсоюза работников образования и науки (LIZDA) Инга Ванага призвала не лишать школьников возможности изучать русский язык, учитывая... 23.04.2025, Sputnik Латвия
2025-04-23T18:30+0300
2025-04-23T18:30+0300
2025-04-23T18:30+0300
новости латвии
образование
русский язык
инга ванага
латвийский профсоюз работников образования и науки
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e8/03/1c/27590861_0:0:2970:1671_1920x0_80_0_0_12167278ac527544ebba81b713b76439.jpg
РИГА, 23 апр — Sputnik. Профсоюз выступает за возможность каждому школьнику изучать несколько иностранных языков, заявила Ванага: "Английский — это классика, он обязателен для всех. Но было очень хорошо, если бы можно было изучать даже несколько языков стран ЕС". Она признала, что это трудно реализовать на практике из-за нехватки учителей. "Мы знаем, что министерство образования и науки пытается наладить контакты с зарубежными посольствами, с гражданами европейских стран, живущими в Латвии. Но этого недостаточно даже для уровня основного образования", — сообщила Ванага. Ванага предлагает рассмотреть возможность сохранения русского языка в качестве одного из языков, доступных для изучения в школах. "Мы за то, чтобы, учитывая геополитическую ситуацию, не лишать молодежь всех возможностей изучать иностранные языки. Мы за то, чтобы знание каждого иностранного языка воспринималось как преимущество, определенное богатство", — сказала она. "Надо понимать, что мы не поменяем наше соседнее государство. Конечно, английский язык важен, но есть страны бывшего СССР, где русский язык активно используют для общения", — отмечает Ванага. Было бы важно узнать мнение работодателей — какой язык доминирует в сотрудничестве с такими странами, как Армения, Грузия, Казахстан и Таджикистан. "Здесь важно понять реальную практику", — подчеркнула она. Она считает неправильным оставлять вакуум в вопросе изучения иностранных языков. "Напомню и о поговорке, что полезно знать язык врага. Это не должно быть приоритетной причиной, но и это немаловажно", — добавила глава профсоюза.Ванага предполагает, что может возникнуть разрыв между сельскими и городскими школами. В сельской местности обеспечить преподавание еще одного иностранного языка сложнее. "Мы слышали, что сельские школы пытались организовать обучение иностранному языку удаленно. Однако — и это не данные исследований, а выводы практиков — особенно в небольших классах это сложнее", — отмечает она. Ванага считает, что при удаленном обучении сложнее добиться мотивации и концентрации, которые играют большую роль в изучении иностранного языка. "Есть методика изучения иностранного языка, произношение — несмотря на то, что удаленно можно обеспечить хорошее качество, результата достичь не получится", — считает она. "В административных центрах и крупных городах возможным вариантом часто становятся преподаватели иностранных языков, которые обучают и взрослых в частных структурах и языковых центрах (...). Понятно, что в частном секторе зарплата мотивирует больше. Мы рады, что некоторые откликнулись, согласились пройти педагогический минимум и готовы прийти на помощь школам", — сказала Ванага. Но в сельских районах таких возможностей практически нет. Ранее Сейм передал на рассмотрение ответственной комиссии поправки к закону об образовании, согласно которым ученики 10, 11, 12-х классов могут не начинать или не продолжать изучать русский язык в качестве второго иностранного, даже если учебное заведение не предлагает альтернативы. В апреле 2024 года был принят закон об отказе от русского как второго иностранного в основной школе (1—9-е классы) с 2026/27 учебного года. Школам вменено в обязанность постепенно заменить русский язык каким-либо из официальных языков ЕС. Школьники, которые к 1 сентября 2025 года начали в качестве второго иностранного изучать русский язык, могут продолжать изучать его до завершения основной школы. Учащиеся 4—8-х классов, отказавшиеся от изучения русского языка, могли перейти в следующий класс без оценивания второго иностранного языка. Для тех, кто окончил 9-й класс, в аттестате основного образования указана средняя оценка предыдущих лет по этому предмету.
https://lv.sputniknews.ru/20250403/kmse-rekomendoval-latvii-obespechit-pravo-russkikh-detey-uchitsya-na-rodnom-v-chastnykh-shkolakh-30026689.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e8/03/1c/27590861_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_f62f2a863c24c9307241aa9240943f82.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, образование, русский язык, инга ванага, латвийский профсоюз работников образования и науки
новости латвии, образование, русский язык, инга ванага, латвийский профсоюз работников образования и науки
Профсоюз против отказа от русского языка в средней школе и призывает знать "язык врага"
Руководитель Латвийского профсоюза работников образования и науки (LIZDA) Инга Ванага призвала не лишать школьников возможности изучать русский язык, учитывая нехватку преподавателей других иностранных языков
РИГА, 23 апр — Sputnik. Профсоюз выступает за возможность каждому школьнику изучать несколько иностранных языков, заявила Ванага: "Английский — это классика, он обязателен для всех. Но было очень хорошо, если бы можно было изучать даже несколько языков стран ЕС".
Она признала, что это трудно реализовать на практике из-за нехватки учителей. "Мы знаем, что министерство образования и науки пытается наладить контакты с зарубежными посольствами, с гражданами европейских стран, живущими в Латвии. Но этого недостаточно даже для уровня основного образования", — сообщила Ванага.
Ванага предлагает рассмотреть возможность сохранения русского языка в качестве одного из языков, доступных для изучения в школах. "Мы за то, чтобы, учитывая геополитическую ситуацию, не лишать молодежь всех возможностей изучать иностранные языки. Мы за то, чтобы знание каждого иностранного языка воспринималось как преимущество, определенное богатство", — сказала она.
"Надо понимать, что мы не поменяем наше соседнее государство. Конечно, английский язык важен, но есть страны бывшего СССР, где русский язык активно используют для общения", — отмечает Ванага. Было бы важно узнать мнение работодателей — какой язык доминирует в сотрудничестве с такими странами, как Армения, Грузия, Казахстан и Таджикистан. "Здесь важно понять реальную практику", — подчеркнула она.
Она считает неправильным оставлять вакуум в вопросе изучения иностранных языков. "Напомню и о поговорке, что полезно знать язык врага. Это не должно быть приоритетной причиной, но и это немаловажно", — добавила глава профсоюза.
Ванага предполагает, что может возникнуть разрыв между сельскими и городскими школами. В сельской местности обеспечить преподавание еще одного иностранного языка сложнее.
"Мы слышали, что сельские школы пытались организовать обучение иностранному языку удаленно. Однако — и это не данные исследований, а выводы практиков — особенно в небольших классах это сложнее", — отмечает она.
Ванага считает, что при удаленном обучении сложнее добиться мотивации и концентрации, которые играют большую роль в изучении иностранного языка. "Есть методика изучения иностранного языка, произношение — несмотря на то, что удаленно можно обеспечить хорошее качество, результата достичь не получится", — считает она.
"В административных центрах и крупных городах возможным вариантом часто становятся преподаватели иностранных языков, которые обучают и взрослых в частных структурах и языковых центрах (...). Понятно, что в частном секторе зарплата мотивирует больше. Мы рады, что некоторые откликнулись, согласились пройти педагогический минимум и готовы прийти на помощь школам", — сказала Ванага. Но в сельских районах таких возможностей практически нет.
Ранее Сейм передал на рассмотрение ответственной комиссии поправки к закону об образовании, согласно которым ученики 10, 11, 12-х классов могут не начинать или не продолжать изучать русский язык в качестве второго иностранного, даже если учебное заведение не предлагает альтернативы.
В апреле 2024 года был принят закон об отказе от русского как второго иностранного в основной школе (1—9-е классы) с 2026/27 учебного года. Школам вменено в обязанность постепенно заменить русский язык каким-либо из официальных языков ЕС.
Школьники, которые к 1 сентября 2025 года начали в качестве второго иностранного изучать русский язык, могут продолжать изучать его до завершения основной школы. Учащиеся 4—8-х классов, отказавшиеся от изучения русского языка, могли перейти в следующий класс без оценивания второго иностранного языка. Для тех, кто окончил 9-й класс, в аттестате основного образования указана средняя оценка предыдущих лет по этому предмету.