Кто заплатит за инвалидов? Как изменения в организации транспорта повлияют на пассажиров

© Sputnik / Sergey MelkonovОстановка общественного транспорта в Вентспилсе
Остановка общественного транспорта в Вентспилсе - Sputnik Латвия, 1920, 15.04.2025
Подписаться
В предыдущие двадцать лет Автотранспортная дирекция Латвии для организации пригородных и междугородных автобусных маршрутов создавала лоты из пучка маршрутов и объявляла закупку
РИГА, 15 апр — Sputnik. Автобусные фирмы подавали свои предложения, судились, в конечном итоге дирекция выбирала победителя, и он получал весь лот. Автобусы работали по утвержденным государством тарифам, а разницу между расходами и сборами (убытки) им погашало государство. Так как оно устанавливало цены на проезд, пишет газета "Сегодня".

Игра по новым правилам

В 2021 году система вдруг поменялась. Частные перевозчики получили право открывать коммерческие маршруты. То есть не по конкурсу, а откуда хочет и когда хочет за любую цену. Было лишь два ограничения: автобус не мог с конечной станции отправляться одновременно с поездом попутного направления, второе — перевозку инвалидов I и II групп государство им не компенсировало. А так — обширное поле деятельности.
Международный Женевский автосалон. Peugeot 208  - Sputnik Латвия, 1920, 13.04.2025
Европа массово переходит на экологичный транспорт
Первым появился маршрут Рига — Даугавпис. Но он протянул недолго. Последним пока был маршрут в аэропорт Рига, но он тоже закрылся.
А сейчас коммерческие перевозчики вдруг стали требовать от государства компенсаций за перевозку инвалидов I и II группы.
Но в таком случае извольте принимать участие в общих конкурсах, пытаться выиграть право обслуживать лоты — и работайте по общим тарифам. А не так: здесь играем — здесь не играем. Ибо это тогда не коммерческие рейсы.
Один из коммерческих перевозчиков уже подал заявление в министерство сообщения с просьбой компенсировать ему 317 тысяч евро за перевозку инвалидов.

Пассажира нет, а деньги есть?

Мечта перевозчиков — участвовать в конкурсах, когда можно открыть маршрут по своему усмотрению, взимать любую стоимость проезда и еще просить дотации. И не исключено, что дальше запрашивать государственные дотации могут начать такси. А почему нет?
На коммерческом автобусе билет до Риги стоит от 12,50 до 18,50 евро. А на автобусе Даугавпилсского автобусного парка — 10,80 евро. На поезде в вагоне повышенного комфорта 9,70 евро, а в простом вагоне — 7,83 евро.
Первый вопрос: а исходя из какого тарифа эти компенсации платить? Исходя из цены билета в автобусе? Или исходя из стоимости проезда в вагоне поезда?
Автобус фирмы Lux Express на автостанции Таллинна - Sputnik Латвия, 1920, 08.04.2025
Автобусы Lux Express больше не ходят в аэропорт
А если в коммерческом автобусе место для инвалида весь путь окажется свободным? То есть этот пассажир–инвалид компании ни во что не обходится. Ни дополнительно литра солярки на него не тратится, ни покрышки не изнашиваются…
Так что возвращаемся к началу: общие лоты, общие конкурсы, общие тарифы. И никаких коммерческих рейсов, которые требуют от государства компенсации за высококлассное обслуживание инвалидов, ибо изначально было прописано: хотите коммерческий рейс — открывайте, но без цента компенсаций со стороны государства. Или — все по лотам, конкурс и единый тариф.
Лента новостей
0