https://lv.sputniknews.ru/20250328/otrasl-passazhirskikh-perevozok-v-latvii-blizka-k-katastrofe-29998280.html
Отрасль пассажирских перевозок в Латвии близка к катастрофе
Отрасль пассажирских перевозок в Латвии близка к катастрофе
Sputnik Латвия
Средний возраст водителя автобуса в Латвии - пятьдесят лет 28.03.2025, Sputnik Латвия
2025-03-28T15:29+0200
2025-03-28T15:29+0200
2025-03-28T15:29+0200
новости экономики латвии
транспорт
лиепая
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/530/74/5307404_0:1:1229:692_1920x0_80_0_0_23b3813883b0e0d04ac2186b9fc395c0.jpg.webp
РИГА, 28 мар — Sputnik. В 2023 году Лиепайский автобусный парк, который занимается городскими перевозками в Лиепае и других городах и краях Латвии, а также работает на междугородных рейсах, то и дело отменял рейсы из-за нехватки водителей. В прошлом и этом году таких новостей практически нет. Но председатель правления LAP Гунтис Минцис ситуацию в отрасли считает сложной: "Если мы смотрим на средний возраст наших шоферов — это 50+. Так что с каждым годом ситуация становится тяжелее и тяжелее. Это если смотреть на индустрию. Если смотреть на нас, Лиепайский автобусный парк, то мы со своим внутренним ресурсом хорошо решаем эту ситуацию, держим под контролем. После 2023 года таких больших сбоев у нас не было. Сезонные заболевания доставляют нам проблемы, в эпидемию гриппа сложнее, есть регионы, где 30% наших работников заболевают всеми вирусными инфекциями, которые сейчас есть. Потому что мы ежегодно перевозим 6 млн человек и не все остаются дома, если у них насморк или кашель. Но в любом случае мы ситуацию, как компания, контролируем. В конце прошлого года мы создали концерн вместе с Nordeka, и мы сейчас самый большой региональный перевозчик в Латвии". Благодаря такому шагу, обе компании могут работать эффективнее, это позволяет решать и проблему с кадрами, тем самым не отменяя рейсы. Заместитель директора агентства Liepājas sabiedriskais transports Том Малкевич рад, что отмены рейсов после "кризиса 2023-го" — ситуация очень редкая, а проблемы оперативно решаются с перевозчиком: "Ясно, что мы знаем, какие рейсы загружены, какие нет. И если такой кризис, что нет водителя, мы оперативно работаем и максимально снижаем неудобства для пассажиров.В основном [отмена рейсов] из-за нехватки водителя — это не будничная ситуация, в прошлом году были небольшие проблемы в осенние месяцы, но с тех пор все рейсы осуществляются, в месяц выполняется 99,5% рейсов, это очень хорошо". В Liepājas tramvajs проблемы нехватки вагоновожатых нет. Член правления Liepājas tramvajs Айгарс Пукс рассказал, как этого удалось добиться: "Нас спасло то, что мы на протяжении нескольких лет обучали несколько групп, то есть мы обучили несколько десятков водителей за последние 10-15 лет. Не все у нас работают, только некоторые поступили сразу на работу. Некоторые работают в других местах. Если нам не хватает людей, мы с ними общаемся, приглашаем, иногда получается, иногда нет. В принципе, у нас есть резерв, это то, что нас спасает. Курсы проходят в Риге, есть только одна автошкола, которая занимается подготовкой трамвайных водителей. Теорию проходят, сначала там вождение на рижских трамваях, а потом уже практика и обучение конкретно на наших трамваях". Привлечение кадров — важнейший вопрос и для автобусных перевозок. Гунтис Минцис положительно оценивает изменение в правилах, которое упрощает получение категории D, необходимой для вождения автобуса. Компания предлагает потенциальным сотрудникам оплату обучения и гарантирует контракт на два года. Стараются привлекать и женщин — они в роли водителей автобусов пока редкость. Водителей из других городов Латвии приглашают переезжать в Лиепаю вместе с семьей. "Но это такие маленькие шаги. Мы активно говорим с Дирекцией автотранспорта, министерством сообщения, что надо менять отрасль в корне, надо посмотреть на ту же самую заработную плату, которую мы можем дать шоферу, чтобы эта профессия опять становилась престижной, как это было 20-30 лет назад. Зарплата, если смотреть по индустрии, мы конкурентоспособны, наша зарплата, мы видим, что она выше средней, если смотреть по этой категории. Но если смотреть вообще по отрасли, мы считаем, что нормальная зарплата — 12—14 евро/час. На данный момент, к сожалению, мы не можем такое обеспечить. Но мы на это идем. И мы говорим с нашими партнерами, что это шаг, куда нам надо идти. На данный момент его мы еще не достигли", — говорит Гунтис Минцис. Нехватка кадров в компании, на всех маршрутах, которые Лиепайский автобусный парк осуществляет по Латвии — 30—40 человек, это около 10% от общего числа водителей. И, как повторяет Гунтис Минцис, надо менять подход в отрасли в целом и думать, как сделать профессию водителя автобуса престижной и привлекательной для молодого поколения, иначе лет через 10 отрасль пассажирских перевозок ждет катастрофа.
https://lv.sputniknews.ru/20230822/otmena-avtobusnykh-reysov-kto-vinovat-25785539.html
https://lv.sputniknews.ru/20240419/tallinskiy-avtobus-vodit-zhizneradostnyy-nigeriets-27740188.html
https://lv.sputniknews.ru/20230917/krizis-obschestvennogo-transporta-v-vilnyuse-voditeli-v-zapoe-26011498.html
лиепая
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/530/74/5307404_153:0:1076:692_1920x0_80_0_0_430362be44cd9f4cabee62f9a5307d2b.jpg.webpSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, транспорт, лиепая
новости экономики латвии, транспорт, лиепая
Отрасль пассажирских перевозок в Латвии близка к катастрофе
Средний возраст водителя автобуса в Латвии - пятьдесят лет
РИГА, 28 мар — Sputnik. В 2023 году Лиепайский автобусный парк, который занимается городскими перевозками в Лиепае и других городах и краях Латвии, а также работает на междугородных рейсах, то и дело отменял рейсы из-за нехватки водителей.
В прошлом и этом году таких новостей практически нет. Но председатель правления LAP Гунтис Минцис ситуацию в отрасли считает сложной:
"Если мы смотрим на средний возраст наших шоферов — это 50+. Так что с каждым годом ситуация становится тяжелее и тяжелее. Это если смотреть на индустрию.
Если смотреть на нас, Лиепайский автобусный парк, то мы со своим внутренним ресурсом хорошо решаем эту ситуацию, держим под контролем. После 2023 года таких больших сбоев у нас не было.
Сезонные заболевания доставляют нам проблемы, в эпидемию гриппа сложнее, есть регионы, где 30% наших работников заболевают всеми вирусными инфекциями, которые сейчас есть. Потому что мы ежегодно перевозим 6 млн человек и не все остаются дома, если у них насморк или кашель.
Но в любом случае мы ситуацию, как компания, контролируем. В конце прошлого года мы создали концерн вместе с Nordeka, и мы сейчас самый большой региональный перевозчик в Латвии".
Благодаря такому шагу, обе компании могут работать эффективнее, это позволяет решать и проблему с кадрами, тем самым не отменяя рейсы. Заместитель директора агентства Liepājas sabiedriskais transports Том Малкевич рад, что отмены рейсов после "кризиса 2023-го" — ситуация очень редкая, а проблемы оперативно решаются с перевозчиком:
"Ясно, что мы знаем, какие рейсы загружены, какие нет. И если такой кризис, что нет водителя, мы оперативно работаем и максимально снижаем неудобства для пассажиров.В основном [отмена рейсов] из-за нехватки водителя — это не будничная ситуация, в прошлом году были небольшие проблемы в осенние месяцы, но с тех пор все рейсы осуществляются, в месяц выполняется 99,5% рейсов, это очень хорошо".
В Liepājas tramvajs проблемы нехватки вагоновожатых нет. Член правления Liepājas tramvajs Айгарс Пукс рассказал, как этого удалось добиться:
"Нас спасло то, что мы на протяжении нескольких лет обучали несколько групп, то есть мы обучили несколько десятков водителей за последние 10-15 лет. Не все у нас работают, только некоторые поступили сразу на работу. Некоторые работают в других местах. Если нам не хватает людей, мы с ними общаемся, приглашаем, иногда получается, иногда нет. В принципе, у нас есть резерв, это то, что нас спасает.
Курсы проходят в Риге, есть только одна автошкола, которая занимается подготовкой трамвайных водителей. Теорию проходят, сначала там вождение на рижских трамваях, а потом уже практика и обучение конкретно на наших трамваях".
Привлечение кадров — важнейший вопрос и для автобусных перевозок. Гунтис Минцис положительно оценивает изменение в правилах, которое упрощает получение категории D, необходимой для вождения автобуса.
Компания предлагает потенциальным сотрудникам оплату обучения и гарантирует контракт на два года. Стараются привлекать и женщин — они в роли водителей автобусов пока редкость. Водителей из других городов Латвии приглашают переезжать в Лиепаю вместе с семьей.
"Но это такие маленькие шаги. Мы активно говорим с Дирекцией автотранспорта, министерством сообщения, что надо менять отрасль в корне, надо посмотреть на ту же самую заработную плату, которую мы можем дать шоферу, чтобы эта профессия опять становилась престижной, как это было 20-30 лет назад.
Зарплата, если смотреть по индустрии, мы конкурентоспособны, наша зарплата, мы видим, что она выше средней, если смотреть по этой категории. Но если смотреть вообще по отрасли, мы считаем, что нормальная зарплата — 12—14 евро/час.
На данный момент, к сожалению, мы не можем такое обеспечить. Но мы на это идем. И мы говорим с нашими партнерами, что это шаг, куда нам надо идти. На данный момент его мы еще не достигли", — говорит Гунтис Минцис.
Нехватка кадров в компании, на всех маршрутах, которые Лиепайский автобусный парк осуществляет по Латвии — 30—40 человек, это около 10% от общего числа водителей.
И, как повторяет Гунтис Минцис, надо менять подход в отрасли в целом и думать, как сделать профессию водителя автобуса престижной и привлекательной для молодого поколения, иначе лет через 10 отрасль пассажирских перевозок ждет катастрофа.