Политолог: если Силиня уволит Бришкенса - может пасть все правительство

© Valsts kanceleja/State Chancellery / 20.09.2024. Ministru prezidente Evika Siliņa darba vizītē apmeklē RēzekniПремьер-министр Латвии Эвика Силиня во время рабочего визита в Резекне
Премьер-министр Латвии Эвика Силиня во время рабочего визита в Резекне - Sputnik Латвия, 1920, 18.02.2025
Подписаться
Работой правительства Латвии, судя по высказываниям, недоволен даже президент, но реорганизовать правительство так, чтобы оно не пало — задача не из легких
РИГА, 18 фев — Sputnik. За кулисами в правительстве уже ведутся разговоры о смене министров. Но это не совсем технический вопрос: если неумело потянуть за одну ниточку, рухнуть может все правительство. Хочет ли этого кто-либо из членов коалиции? Определенно нет. Что думает о положении в правительстве и коалиции политолог Филипп Раевский.
"Из того, что я вижу в публичной среде, могу сделать вывод, что нынешнее правительство Латвии не готово ничего делать. По крайней мере, не в этом составе. Это уже подтвердили все члены правительства, они не раз повторяли, что это правительство нужно "освежить", что-то нужно изменить и так далее... Это все подтверждает, что в таком составе члены правительства не готовы решать те задачи, которые ставит перед ними государство, те задачи, которые диктуют им как внешние, так и внутренние обстоятельства", — считает Раевский.
По его мнению, простая перетасовка министерских постов не поможет.
"Нет, я не думаю, что это поможет. В настоящее время оказывается огромное давление с требованием заменить министра транспорта Бришкенса. Но у коалиции недостаточно голосов, а значит, у главы правительства нет достаточной политической власти, чтобы это сделать. Юридически нет ничего проще: сказать, что Бришкенс уволен, и все. И премьер-министр Эвика Силиня имеет право сделать это в любой момент. Но в тот момент, когда она уволит Бришкенса, весьма вероятно, что она уволит и себя. Мне кажется, именно поэтому она не может решить это "дело Бришкенса" — тогда будет только одно решение: это правительство падет.
Понимаете, цепь прочна настолько, насколько прочно ее самое слабое звено. И сейчас все смотрят, как это слабое звено чудит, и это деградирует работу всей команды", — сказал Раевский.
Премьер-министр Латвии Эвика Силиня - Sputnik Латвия, 1920, 07.11.2024
"Нам нужны результаты" – Силиня насела на Бришкенса из-за Rail Baltica
Он указывает: "Прогрессивные" ясно дали понять, что, если Силиня уволит Бришкенса, они "оценят ситуацию". Андрис Шуваев ("Прогрессивные") сразу "прицелился": тогда будем оценивать Ашераденса, Аугулиса и других.
По мнению политолога, президент Эдгарс Ринкевичс тоже недоволен работой правительства.
"Полагаю, президент недоволен правительством. Время от времени он напоминает, что нужно собраться... А кому он это говорит? Он будто бы обращается к общественности, но на самом деле он обращается к правительству. Но вот в чем дело: президент имеет право назначать главу правительства, но не может отстранить его от должности. Президент может дать какие-то импульсы, но он не может свергнуть правительство", — сказал Раевский.
Он также указал, что в Латвии огромный чиновничий аппарат, и вместо увольнения министров правительство могло бы попытаться сделать работу более эффективной, сэкономив на содержании всех этих работников. Хватило бы даже на Rail Baltica.
"Вспомним, что когда-то сделал Валдис Домбровскис... Это дало ему хорошие очки как политику, и его до сих пор за этот поступок уважают. Он ликвидировал 19 тысяч должностей в министерствах, сэкономив тем самым 1,3 миллиарда латов. Сейчас цифры могут быть схожие, например, 2,1 млрд евро. Хватило бы на все: на Rail Baltica, на оборону и многое другое.
У нас ведь имеются не только министерства, но и агентства при министерствах. Чиновник на чиновнике. В США в сфере государственного управления занято 1,8% трудоспособного населения, тогда как в нашей стране на госслужбе занято около 20% трудоспособного населения. Это же ненормально", — сказал Раевский.
Один из возможных путей оптимизации — объединение министерств.
"Это один из вопросов, поскольку функции министерств часто пересекаются. Можно объединить министерства здравоохранения и благополучия, регионального развития, климата и экономики. Существует много версий, и объединение пошло бы на пользу. Для продуктивной работы нужно объединить министерства под одной крышей — в отличие от феодализма, где каждый борется за свою сферу. Результат феодализации уже предсказуем: лебедь, рак и щука тянут каждый в свою сторону", — сказал политолог.
Также он выразил мнение, что существование министерства энергетики и климата в Латвии, возможно, избыточно.
"Энергия для нас очень важна. Но меня удивляет, что энергетика отделена от экономики. Одно не может обойтись без другого. Поэтому энергетика должна находиться в ведении министерства экономики, ведь министерство экономики является акционером Latvenergo. (...) У нас есть Государственная экологическая служба, есть институты, которые борются за экологию.
Вопрос в том, необходимы ли эти институты в такой степени. Конечно, нельзя игнорировать окружающую среду и ее проблемы. Но министерство, которое борется с изменением климата... Да, это странно. Нельзя сказать, что у нас все идеально в плане экологии, но, пожалуйста, занимайтесь вопросами чистоты окружающей среды, а не изменений климата!" — сказал Раевский.
От отмечает: люди ожидают, что правительство будет действовать понятным для всех образом. Например, когда речь идет об экономии госсредств.
"Правительство не может требовать от общества того, чего оно само не готово сделать. И наоборот — общество не должно требовать от власти того, чего само общество не готово сделать. Бизнес-среда определенно не переполнена деньгами, предприниматели не ожирели. Если бизнес силен, то и страна должна быть сильной.
Одна из самых больших ошибок: правительство утверждает, что мы будем бороться с бюрократией, а не с бюрократами. Сильное заявление! Вторая ошибка: замученный диалог с бизнес-средой. Бюджетные расходы растут из года в год, и неспособность остановить этот процесс является большой и серьезной ошибкой. Третья ошибка — отсрочка строительства Rail Baltica. Чем дольше вы откладываете что-то, тем дороже и болезненнее это становится. Никаких решений не принято, все повисло в воздухе — это большая ошибка, которая обойдется очень дорого", — заключил политолог.
Лента новостей
0