Год назад в Латвии стали доступны услуги хосписа на дому

© Sputnik / Павел Лисицын / Перейти в фотобанкОткрытие первого детского хосписа в Уральском федеральном округе
Открытие первого детского хосписа в Уральском федеральном округе - Sputnik Латвия, 1920, 06.02.2025
Подписаться
Многие родственники пациентов до сих пор не знают об оплачиваемой государством услуге хосписа на дому
РИГА, 6 фев — Sputnik. С 2024 года в Латвии доступна оплачиваемая государством услуга хосписного ухода на дому. Благодаря ей большинство людей с неизлечимыми заболеваниями на финальном отрезке жизни могут получить необходимые лекарства и процедуры дома и уйти из жизни в куда более комфортных условиях, чем в стационаре.
Однако практика показывает, что очень многие из тех, кому она нужна, о ней не знают или узнают слишком поздно. Да и медучреждения далеко не сразу разобрались с тем, кому положен хоспис на дому и как дать к нему доступ, говорит соосновательница организации Hospiss.lv Илзе Зосуле.
В первые месяцы у пациентов специальных междисциплинарных команд (хоспис на дому включает социальную поддержку в виде услуг сиделки, медицинскую помощь, психологическую и др.) было совсем мало.
"Мы видим, что сейчас, спустя год, об этой услуге стало известно больше, но до сих пор многие люди о ней не знают. Это моя самая главная боль", — признала Зосуле.
Врач держит за руку больного - Sputnik Латвия, 1920, 26.05.2023
Со следующего года в Латвии услуги хосписа будет оплачивать государство
Хотя постепенно весть о новом крайне нужном сервисе распространяется и число получивших к нему доступ пациентов выросло (по словам Зосуле, по данным за девять месяцев, их по всей стране было около 1 800), проблема с донесением информации до нуждающихся не решена.
"Мы везде, где могли, — по форумам, на телевидение, радио — ходили, чтобы рассказывать: впервые за 33 года латвийской независимости есть такая услуга, которая оплачивается государством. У нас очень болело сердце из-за того, что нет информации. В результате люди ее не получают или получают поздно. И этот вопрос до сих пор не решен, хотя прошел уже год", — признала она.
Бывает так, что необходимое решение консилиума о том, что пациенту радикально уже не помочь и пора подключать услугу на дому, выдано два-три месяца назад, но родственники все это время сами ухаживали за больным, как могли.
"Мы все понимаем и не можем упрекнуть родных. Они не могут быть специалистами во всех сферах, они не могут быть специалистами по онкологии, по социальной помощи. Но такие ситуации означают, что система не сработала. Значит, врач в больнице, который подписал заключение, не дал информацию. Или, может, дал, но человек был в таком шоке или так занят заботами по перевозке лежачего пациента, что не понял, что делать дальше", — говорит Зосуле.
Палата в Даугавпилсской региональной больнице - Sputnik Латвия, 1920, 07.10.2024
Онколог: в Латвии мало специалистов по паллиативной помощи
Также, по ее словам, оказалось, что многие семейные врачи были не совсем в курсе, как это работает, да и в больницах было распространено убеждение (ложное), что необходимое для хосписного ухода на дому решение консилиума полагается пациентам только паллиативных отделений.
Услуга хосписа на дому реально облегчает жизнь неизлечимым пациентам. Но при этом критерии для доступа к ней составлены так, что многим приходится выбирать: или подольше помучиться, получая паллиативное лечение, или отказаться от него в пользу паллиативного ухода и тем самым сократить предполагаемый срок жизни, считает Андрей Пчелкин, главврач Латвийского онкологического центра Рижской Восточной клинической университетской больницы.
По его словам, есть серьезные проблемы бюрократического свойства, которые явно портят это хорошее начинание.
Во-первых, в решении консилиума врачей, которое необходимо, чтобы получить услугу хосписа на дому, должно быть сказано, что пациенту осталось жить не более шести месяцев. По словам Пчёлкина, первые два месяца шла борьба за то, чтобы не указывать этот срок в решении.
"Потому что решение на руки получает пациент. То есть он видит это, видят его родственники, и, конечно, у них шок: как мы можем предсказать, что он будет жить меньше шести месяцев?
Причем в большинстве случаев пациент на тот момент может быть еще в хорошем состоянии, но мы понимаем, какова биология этого заболевания, и что оно может очень быстро прогрессировать. И чтобы им не приходилось несколько раз приходить на консилиум, мы должны заблаговременно выдавать им такое решение, что их жизнь ограничена шестью месяцами", — объяснил он.
Больничная палата - Sputnik Латвия, 1920, 25.09.2024
Госконтроль: в Латвии нет системы паллиативной помощи
Но, главное, есть пациенты, которым радикально не помочь, но можно предоставить паллиативную химиотерапию, несколько продлив жизнь, и которым при этом было бы гуманно обеспечить хосписный уход. А это невозможно.
"Прописать пациенту одновременно лечение и хосписные услуги не можем. И в этом заключается самая большая проблема. […] То есть им приходится выбирать: либо они получают паллиативную химиотерапию, либо получают уход. Либо качество жизни, либо продолжительность жизни. Вместе нельзя", — признал Пчёлкин.
Он пояснил, что есть медикаменты, которые в рамках индивидуальной терапии могут продлить жизнь человеку, но в запросе к Национальной службе здравоохранения на компенсацию расходов для них, обязательно надо указывать, что предполагаемая продолжительность жизни пациента — больше шести месяцев, что автоматически делает недоступным хоспис на дому.
"И людям приходится выбирать — либо мучиться, но предположительно получить 2-3 месяца дополнительной жизни, либо выбрать качественный уход на дому. Я вижу здесь довольно-таки большие бюрократические проблемы, которые, в принципе, можно решить. Тем самым мы могли бы помочь нам намного большей группе пациентов", — уверен Пчёлкин.
Лента новостей
0