Lufthansa получит 10% акций airBaltic: не продешевила ли Латвия

© Sputnik / Natalia Seliverstova / Перейти в фотобанкБоинг-747 авиакомпании Lufthansa
Боинг-747 авиакомпании Lufthansa - Sputnik Латвия, 1920, 31.01.2025
Подписаться
В обмен на инвестиции в 14 млн евро Lufthansa получит 10% акций airBaltic, таким образом, стоимость национального перевозчика оказалась равна 140 млн евро
РИГА, 31 янв — Sputnik. Стратегическим инвестором латвийской авиакомпании airBaltic станет германская авиакомпания Lufthansa.
Министр сообщения Латвии Каспарс Бришкенс считает это большой удачей.
"Lufthansa — компания с более чем 70-летней историей, ее доходы в 2 раза превышают весь бюджет Латвии. Такой партнер хорош не только для airBaltic, но и для всего нашего государства", — подчеркнул министр.
По его словам, это увеличивает стоимость латвийской национальной авиакомпании, а также ее перспективы выхода на биржу в первой половине этого года. Бришкенс позитивно оценивает и тот факт, что человек от Lufthansa войдет в совет директоров airBaltic.
"В совет придет человек с большим опытом. Его компетенция повлияет на определение стратегических целей и общее развитие airBaltic", - считает он.
Премьер-министр Латвии Эвика Силиня - Sputnik Латвия, 1920, 24.01.2025
Премьер Латвии не знала, что airBaltic нужно 100 млн евро, потому что письмо попало в спам
В обмен на инвестиции в 14 млн евро Lufthansa получит 10% акций airBaltic. Таким образом, стоимость национального перевозчика - 140 млн евро. Бришкенс считает, что это справедливая оценка. По его словам, ранее обсуждавшаяся стоимость airBaltic в 309 миллионов могла бы стать целью, к которой следует стремиться, когда компания станет публичной.
Бывший министр сообщения Талис Линкайтс поддержал подписание договора.
"Сделка подтверждает как значимость национальной авиакомпании и ее место в европейском авиационном пространстве, так и правильность выбранной руководством стратегии на пути к первичному публичному размещению акций (IPO)", — сказал он.
Комментируя сумму сделки, Линкайтс заявил, что на данный момент это не самое главное. Важнее сам факт решения Lufthansa войти в капитал компании, стать инвестором, а также участвовать в принятии повседневных решений в совете airBaltic.
"Оценку стоимости airBaltic определит IPO. Тогда мы и увидим, насколько ценным является этот вклад Lufthansa", — добавил Линкайтс.
Еще один бывший министр сообщения Анрийс Матисс сказал, что "сделка с Lufthansa сама по себе не обеспечит рост airBaltic, так как для развития компании требуется гораздо больше средств. Очевидно, что реальная стоимость компании составляет 140 миллионов евро. Посмотрим, что будет дальше, поскольку привлечение таких стратегических инвесторов может повысить стоимость предприятия".
Председатель правления авиакомпании airBaltic Мартин Гаусс - Sputnik Латвия, 1920, 19.01.2025
Полет в неизвестность: судьба airBaltic решится уже совсем скоро
Оценивая участие Lufthansa в airBaltic в размере 10% конвертируемых акций, Матисс отметил, что это решение зависело от инвестора. "Это осторожный шаг с их стороны, с расчетом на будущее, в том числе IPO, поскольку существует возможность как увеличить, так и уменьшить это участие", - сказал экс-министр.
Экономист банка Luminor Петерис Страутиньш считает, что сумма сделки могла бы быть выше.
"Оценка, включенная в сделку, не радует, если сравнивать ее с предыдущими вложениями государства, однако необходимо учитывать косвенное положительное влияние этих инвестиций на экономику. Важно также то, что состоявшаяся сделка делает наименее вероятными наиболее негативные сценарии будущего.
В то же время важно обеспечить, чтобы руководство компании и впредь учитывало не только ее коммерческие интересы, но и действовало в интересах экономики Латвии, обеспечивая как можно более широкую маршрутную сеть", - заявил Страутиньш.
Инвест-банкир Гиртс Рунгайнис подчеркнул, что Lufthansa заплатила столько, сколько сочла справедливым.
"Это было то, что в процессе переговоров удалось достичь, учитывая необходимость обеспечить дальнейшее развитие компании, Lufthansa заплатила то, что считает справедливым, принимая во внимание разные сценарии развития. То, что получило латвийское государство, близко к лучшему, что можно было получить. Кто-то, конечно, может, не зная контекста, апеллировать к тому, что исторически было вложено [в airBaltic], но это не имеет смысла. Думаю, сумма адекватная", — сказал он.
Самолет Airbus A220-300 латвийской авиакомпании airBaltic в международном аэропорту Риги  - Sputnik Латвия, 1920, 09.01.2025
Lufthansa может потребовать огромную неустойку: почему airBaltic отменила рейсы
Руководитель SEB Investment Management Янис Розенфелдс заявил, что сделка с Lufthansa подает позитивные сигналы другим потенциальным инвесторам. По словам Розенфелдса, цена и условия сделки говорят о том, что Lufthansa на данный момент оценивает стоимость airBaltic в диапазоне от 140 до 280 млн евро.
При этом он отметил, что Lufthansa является стратегическим инвестором, который недавно продлил еще на три года контракт на аренду самолетов с экипажами у airBaltic. По его мнению, такая долгосрочная договоренность для стратегического инвестора, скорее всего, стоит больше 14 млн евро.
Эксперт также напомнил, что мировая авиационная отрасль уже десятилетиями сталкивается с серьезными вызовами, а возможности получения прибыли в этом бизнесе ограничены. В качестве примера он привел акции самой Lufthansa, которые сейчас на бирже торгуются примерно по той же цене, что и в 1995 году, а за последние 12 месяцев инвесторы потеряли около 15% стоимости.
Экономист банка Citadele Карлис Пургайлис считает, что соглашение airBaltic с Lufthansa Group стало настоящим спасательным кругом для латвийского национального перевозчика, учитывая его финансовые проблемы.
По его мнению, это обеспечит дальнейшее существование компании и возможность проведения первичного публичного размещения акций (IPO). Однако цена сделки, по оценке эксперта, очень низкая, а полученные 14 миллионов евро не дают ощутимого улучшения финансовой ситуации.
Работа международного аэропорта Рига - Sputnik Латвия, 1920, 12.01.2025
Профессор Арнис Саука: airBaltic может потерять все
"Если airBaltic должным образом подготовится к IPO, и, что особенно важно, потенциальные инвесторы поверят в перспективы бизнеса в сотрудничестве с Lufthansa, стоимость компании при IPO может быть значительно выше", — отметил Пургайлис.
Он добавил, что, по его мнению, airBaltic не следует спешить с IPO, а стоит максимально использовать возможности от партнерства с Lufthansa для улучшения восприятия инвесторами и повышения потенциала роста компании.
"Как Lufthansa, так и государство как акционер заинтересованы в том, чтобы получить максимальную оценку при IPO, чтобы при выпуске новых акций минимизировать размывание своей доли. Если оценка будет недостаточной, государству, возможно, придется сделать дополнительный вклад, чтобы сохранить 25%, но пока невозможно определить его размер", — подчеркнул Пургайлис.
Лента новостей
0