https://lv.sputniknews.ru/20250107/ogranichenie-tsen-na-produkty-chto-predpolagaet-zakonoproekt-i-ne-narushaet-li-on-konstitutsiyu-29486144.html
Ограничение цен на продукты: что предполагает законопроект и не нарушает ли он Конституцию
Ограничение цен на продукты: что предполагает законопроект и не нарушает ли он Конституцию
Sputnik Латвия
Цель законопроекта — содействие честной торговой практике, обеспечение равной конкуренции на рынке розничной торговли продтоварами и создание сбалансированного... 07.01.2025, Sputnik Латвия
2025-01-07T13:49+0200
2025-01-07T13:49+0200
2025-01-07T13:49+0200
новости экономики латвии
торговля
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/0a/04/18672319_0:0:1955:1100_1920x0_80_0_0_4be86ba37368f898cf72e50c42452814.jpg
РИГА, 7 янв — Sputnik. Сегодня кабмин рассмотрит поправки Минэкономики к закону "О запрете недобросовестной торговой практики". Они предусматривают регулирование государством договорных отношений между розничными торговцами (магазинами) и поставщиками сельскохозпродукции и продовольствия. Фактически, государство предлагает закрепить в законе механизм ценообразования. Торговые сети не смогут так давить на поставщиков, следует из аннотации к законопроекту Министерства экономики. "Покупатель сельскохозяйственных и продовольственных товаров, обладающий экономическим превосходством, несправедливо использует свое положение, нанося ущерб поставщику, который в правовых отношениях с таким покупателем не в состоянии полноценно защищать свои интересы и права", - указывает ведомство. Какие запреты вводятся? Расширено понятие "запрещенной недобросовестной торговой практики". Розничным торговцам (сетям) запретят "устанавливать несправедливые, необоснованные или односторонние санкции за нарушение условий договора" в отношении поставщиков. За невыполнение обязательств должны в равной мере караться и сами розничные торговцы, если они не выполняют договорные обязательства или нормативные акты. Торговым сетям запретят прямо или косвенно дискриминировать отдельных поставщиков. Минэкономики предлагает запретить торговым сетям "применять разные условия сотрудничества и торговли для поставщика сельскохозяйственных и продовольственных товаров в сравнимых сделках с другими поставщиками таких товаров или осуществлять действия, которые прямо или косвенно дискриминируют поставщика, создавая для него менее благоприятные конкурентные условия". Именно это норма, которая фактически вводит косвенный механизм регуляции цен со стороны государства, вызывает больше всего возражений у отрасли. Запретят "изменять ассортимент товаров без письменного уведомления поставщика менее, чем за 30 дней. Или за 10 дней, если изменения в ассортименте обоснованы несоответствием товаров условиям договора. Сетям запретят дольше 20 дней устанавливать необоснованно долгие сроки расчетов за свежие овощи и ягоды, поставляемые не менее трех раз в неделю. Вводится понятие "прогноз поставок сельскохозяйственных и продовольственных товаров". Это объем товаров, поставляемый по договору на период не менее 30 дней, о котором розничный торговец проинформировал поставщика. Он должен быть согласован сторонами. Появление этого понятия позволяет государству на законодательном уровне регулировать взаимоотношения поставщика и розничного торговца сельскохозяйственными и продовольственными товарами: торговец не сможет применять к поставщику санкции за срыв поставки, если стоимость непоставленных товаров не превышает 10% от стоимости прогноза поставок;поставщик также не сможет применять санкции за исполнение прогноза поставок, если стоимость непринятых торговцем товаров не превышает 10% от стоимости прогноза поставок. Законопроект увеличивает штрафы для розничных торговцев непродовольственными товарами и покупателей, за нарушение норм закона. На сегодня Совет по конкуренции вправе применить к обеим сторонам штраф до 0,2% от его чистого оборота за последний отчетный год, но не менее 70 евро. Предлагается установить штраф до 4% от его чистого оборота за последний отчетный год, но не менее 700 евро. Отрасль против нововведений К проекту поправок Минэкономики приложены заключения ряда отраслевых организаций, а также торговой сети MAXIMA Latvijа. Эти заключения состоят преимущественно из возражений, отраслевые организации не согласовали законопроект. MAXIMA Latvijа резко возражает против предложенной нормы, предусматривающей фактическое регулирование государством цен. Представителей сети возмущает норма, по которой нельзя на разных условиях сотрудничать с разными поставщиками в сравнимых сделках, создавая для отдельных поставщиков менее благоприятные условия. MAXIMA характеризует норму как нарушающую права собственности. "Ограничение распоряжения имуществом, в данном случае товарами, принадлежащими розничному продавцу, включая регулирование цен - это грубое вмешательство в право собственности, гарантированное 105-й статьей Сатверсме. Такое вмешательство допускается только при условии его пропорциональности. Если легитимная цель предложения может быть определена, например, как обеспечение справедливой торговой практики или защита потребителей, мы считаем необходимым провести тщательное изучение менее ограничительных альтернативных мер. Например, рассмотреть возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость на продовольственные товары", - считает торговая сеть. Латвийская торгово-промышленная палата (LTRK) в своем заключении также указывает на то, что норма о регулировании цен недостаточно четко сформулирована и может быть широко интерпретируема. "Например, размещение товаров/продуктов на (разных) полках розничного магазина также может быть истолковано как создание неблагоприятных условий, - указывает LTRK.- Расчет наценки в любой отрасли и сфере деятельности зависит от разных факторов, которые известны и определяются только самим предприятием. Такое государственное вмешательство в деятельность компании может существенно ограничить работу розничной торговли и поставить под угрозу существование свободной рыночной экономики". Латвийская ассоциация торговцев продовольственными товарами считает, что норма о регулировании слишком широко интерпретируется, и считает, что повышение штрафов за нарушения закона несоразмерны. Организация предлагает более мягкое определение "прогноза поставки" - как "объема товаров, которые покупатель планирует приобрести у поставщика сельскохозяйственных и продовольственных товаров на основании договора, заранее информируя об этом поставщика".
https://lv.sputniknews.ru/20241209/tseny-na-produkty-v-latvii-rastut-a-fermerskim-organizatsiyam-grozyat-shtrafami-za-kommentarii-29305946.html
https://lv.sputniknews.ru/20241212/magaziny-snizyat-tseny-na-yaytsa-i-podnimut-na-alkogol-eksperty-ob-initsiativakh-valaynisa-29329579.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/0a/04/18672319_0:0:1763:1322_1920x0_80_0_0_db4e7a55e5a8c279432f7bb6eb07fe93.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, торговля
новости экономики латвии, торговля
Ограничение цен на продукты: что предполагает законопроект и не нарушает ли он Конституцию
Цель законопроекта — содействие честной торговой практике, обеспечение равной конкуренции на рынке розничной торговли продтоварами и создание сбалансированного сотрудничества
РИГА, 7 янв — Sputnik. Сегодня кабмин рассмотрит поправки Минэкономики к закону "О запрете недобросовестной торговой практики". Они предусматривают регулирование государством договорных отношений между розничными торговцами (магазинами) и поставщиками сельскохозпродукции и продовольствия. Фактически, государство предлагает закрепить в законе механизм ценообразования.
Торговые сети не смогут так давить на поставщиков, следует из аннотации к законопроекту Министерства экономики.
"Покупатель сельскохозяйственных и продовольственных товаров, обладающий экономическим превосходством, несправедливо использует свое положение, нанося ущерб поставщику, который в правовых отношениях с таким покупателем не в состоянии полноценно защищать свои интересы и права", - указывает ведомство.
Расширено понятие "запрещенной недобросовестной торговой практики". Розничным торговцам (сетям) запретят "устанавливать несправедливые, необоснованные или односторонние санкции за нарушение условий договора" в отношении поставщиков. За невыполнение обязательств должны в равной мере караться и сами розничные торговцы, если они не выполняют договорные обязательства или нормативные акты.
Торговым сетям запретят прямо или косвенно дискриминировать отдельных поставщиков. Минэкономики предлагает запретить торговым сетям "применять разные условия сотрудничества и торговли для поставщика сельскохозяйственных и продовольственных товаров в сравнимых сделках с другими поставщиками таких товаров или осуществлять действия, которые прямо или косвенно дискриминируют поставщика, создавая для него менее благоприятные конкурентные условия".
Именно это норма, которая фактически вводит косвенный механизм регуляции цен со стороны государства, вызывает больше всего возражений у отрасли.
Запретят "изменять ассортимент товаров без письменного уведомления поставщика менее, чем за 30 дней. Или за 10 дней, если изменения в ассортименте обоснованы несоответствием товаров условиям договора.
Сетям запретят дольше 20 дней устанавливать необоснованно долгие сроки расчетов за свежие овощи и ягоды, поставляемые не менее трех раз в неделю.
Вводится понятие "прогноз поставок сельскохозяйственных и продовольственных товаров". Это объем товаров, поставляемый по договору на период не менее 30 дней, о котором розничный торговец проинформировал поставщика. Он должен быть согласован сторонами.
Появление этого понятия позволяет государству на законодательном уровне регулировать взаимоотношения поставщика и розничного торговца сельскохозяйственными и продовольственными товарами:
торговец не сможет применять к поставщику санкции за срыв поставки, если стоимость непоставленных товаров не превышает 10% от стоимости прогноза поставок;
поставщик также не сможет применять санкции за исполнение прогноза поставок, если стоимость непринятых торговцем товаров не превышает 10% от стоимости прогноза поставок.
Законопроект увеличивает штрафы для розничных торговцев непродовольственными товарами и покупателей, за нарушение норм закона. На сегодня Совет по конкуренции вправе применить к обеим сторонам штраф до 0,2% от его чистого оборота за последний отчетный год, но не менее 70 евро. Предлагается установить штраф до 4% от его чистого оборота за последний отчетный год, но не менее 700 евро.
Отрасль против нововведений
К проекту поправок Минэкономики приложены заключения ряда отраслевых организаций, а также торговой сети MAXIMA Latvijа. Эти заключения состоят преимущественно из возражений, отраслевые организации не согласовали законопроект.
MAXIMA Latvijа резко возражает против предложенной нормы, предусматривающей фактическое регулирование государством цен. Представителей сети возмущает норма, по которой нельзя на разных условиях сотрудничать с разными поставщиками в сравнимых сделках, создавая для отдельных поставщиков менее благоприятные условия.
MAXIMA характеризует норму как нарушающую права собственности. "Ограничение распоряжения имуществом, в данном случае товарами, принадлежащими розничному продавцу, включая регулирование цен - это грубое вмешательство в право собственности, гарантированное 105-й статьей Сатверсме. Такое вмешательство допускается только при условии его пропорциональности. Если легитимная цель предложения может быть определена, например, как обеспечение справедливой торговой практики или защита потребителей, мы считаем необходимым провести тщательное изучение менее ограничительных альтернативных мер. Например, рассмотреть возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость на продовольственные товары", - считает торговая сеть.
Латвийская торгово-промышленная палата (LTRK) в своем заключении также указывает на то, что норма о регулировании цен недостаточно четко сформулирована и может быть широко интерпретируема.
"Например, размещение товаров/продуктов на (разных) полках розничного магазина также может быть истолковано как создание неблагоприятных условий, - указывает LTRK.- Расчет наценки в любой отрасли и сфере деятельности зависит от разных факторов, которые известны и определяются только самим предприятием. Такое государственное вмешательство в деятельность компании может существенно ограничить работу розничной торговли и поставить под угрозу существование свободной рыночной экономики".
Латвийская ассоциация торговцев продовольственными товарами считает, что норма о регулировании слишком широко интерпретируется, и считает, что повышение штрафов за нарушения закона несоразмерны. Организация предлагает более мягкое определение "прогноза поставки" - как "объема товаров, которые покупатель планирует приобрести у поставщика сельскохозяйственных и продовольственных товаров на основании договора, заранее информируя об этом поставщика".