Лучше против экономического роста, чем за Шлесерса: как коалиция принимает бюджет

CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns / Saeimas 5.decembra sēdeЗаседание Сейма Латвии
Заседание Сейма Латвии  - Sputnik Латвия, 1920, 06.12.2024
Подписаться
Оппозиция не может предложить ничего лучше, чем коалиция, а некоторые требования к бюджету противоречивы, особенно это заметно, если при рассмотрении законопроекта их рассматривают одно за другим
РИГА, 6 дек — Sputnik. Депутаты представленных в Сейме оппозиционных партий абсолютно правы в том, что содержание проекта госбюджета на 2025 год, предложенного правящей коалицией, не соответствует лозунгам и характеристикам, которые на него навесила коалиция, а вот содержание требований оппозиции противоречит друг другу, пишет Арнис Клуйнис.
Принятие госбюджета на 2025 год идет по дорожкам, проведенным в Сейме уже несколько десятилетий назад. Оппозиция выдвигает заведомо невыполнимые требования, а коалиция их отвергает. Уже известный результат получается после долгих споров. О первой поправке к закону о бюджете депутаты спорят три часа, а последнюю – 311-ю одобрят менее чем за минуту, так как это предложение бюджетной комиссии Сейма чисто технического характера. И тогда уже будет неважно, должна ли коалиции одобрить свои собственные предложения или отклонить предложения оппозиции, которыми в данном случае является предложение депутата Нацобъединения Илзе Индриксоне уже сейчас распределить 35 миллионов евро из резервных фондов между муниципалитетами. Темп голосования будет диктоваться лишь тем, насколько "высохли рты" депутатов.

Предложения оппозиции отвергаются в принципе

Ход бюджетной сессии подчеркнуто традиционный. Эти традиции включают, прежде всего, непропорционально длинные разговоры о первых предложениях и несправедливо короткие – о последних. Последние еще впереди, но три часа на отклонение первого предложения – это уже экстремальное выражение традиций. По времени это заняло все три часа, за исключением нескольких минут на организационные вопросы и вопрос о Грузии. Во-вторых, коалиция демонстративно отвергла предложение оппозиции, хотя оно и было таким, что его коалиция могла бы и принять, хотя бы для галочки. На жаргоне бюджетной процедуры это было фискально нейтральное предложение. Но – нет! Никакой дружбы с Айнарсом Шлесером и его "Латвией на первом месте". Давайте посмотрим на статью 1 закона о бюджете, которая, подобно хорошо заметному бую, плавает над океаном цифр:
Вариант коалиции: подготовкой этого закона и принятием решений и действий, связанных с государственным бюджетом, реализуются принципы фискальной политики, определенные в законе о бюджетной дисциплине, и приоритетное направление развития среднесрочной бюджетной политики – безопасность.
Монеты евро - Sputnik Латвия, 1920, 27.11.2024
"Дефолт все реальнее" – эксперт о бюджете Латвии
Вариант Шлесерса: подготовкой этого закона и принятием решений и действий, связанных с государственным бюджетом, реализуются принципы фискальной политики, определенные в законе о бюджетной дисциплине, и приоритетное направление развития среднесрочной бюджетной политики – безопасность и экономическое развитие.
Коалиции кажется более уместным показать, что она выступает против экономического роста, чем заявить, будто она выступает за Шлесерса или идет вместе с ним. То, что коалиция выступает еще и за экономический рост, было записано не в законе, а в протоколе дебатов Сейма, как и рассказ Скайдрите Абрамы, депутата от "Прогрессивных", о происхождении микроволновой печи из разработки оборудования, предназначенного для военных целей. Оборонный бюджет Латвии уже настолько велик, что его освоение принесет замечательные открытия и инновации, которые обеспечат экономический рост и процветание.
Дети не рождаются потому, что грозит банкротство, а банкротство надвигается потому, что не рождаются дети
За неполные три часа депутатам от оппозиции удалось высказать огромное количество обвинений в адрес коалиции и уполномоченного ею правительства, которые основывались на двух фундаментальных истинах. Во-первых, нынешний уровень рождаемости исключает возможность населения управлять территорией страны, когда нынешние взрослые выйдут из трудоспособного возраста, а их дети трудоспособного возраста достигнут. Во-вторых, страна развалится быстрее, чем пару десятков лет, необходимых для смены поколений, потому что и сейчас оставшиеся жители не в состоянии платить государству в виде налогов столько денег, сколько необходимо для выполнения государственных функций. Дефицит покрывается за счет заимствований, которые потребуют непомерной суммы для выплаты процентов по долгу.
Эдмундс Зивтиньш, представитель партии "Латвия на первом месте", поделился расчетами: в этом году государство выплатит проценты в размере 500 млн евро – 1,5 млн евро в день (по одному евро в день с каждого жителя страны от новорожденных до долгожителей, неспособных платить ни одного евро), в следующем году — 630 млн, или два евро в день на человека и так далее.
Эту же мысль, только другими словами, высказал представитель "Объединенного списка" Дидзис Шмитс, который бюджет следующего года назвал "бюджетом неплатежеспособности". До неплатежеспособности страны и возвращения финансов в управление кредиторам, как это уже было после экономического кризиса 2008 года, — вопрос пары лет. Однако этот кризис напоминает о вине Шлесерса в усилении этого кризиса своим лозунгом "газ в пол", когда он был в правительстве и проводил совершенно неверную экономическую и социальную политику. Об этом и других грехах депутаты ему несколько раз напоминали.

Требования и обещания оппозиции действительно безответственны

Как бы ни было заманчиво найти компромат на политических соперников, все-таки нужно жить настоящим и беспокоиться о будущем. С этой точки зрения оппозиция не может предложить ничего лучшего, чем коалиция. Оппозиция лишь предлагает нечто более приятное в том смысле, что одним она может обещать одно, а другим – совершенно противоположное, все, что каждый хочет услышать.
И коалиция, и оппозиция расщеплены на партии, и это позволяет всем этим партиям не брать на себя ответственность за обещания коалиции или оппозиции. Поэтому остановимся на "Объединенном списке", который устами Шмитса требовал от государства жесткой экономии. При этом данная партия внесла требование о сокращении доли государства в распределении денег, полученных с налога на доход населения, в пользу самоуправлений с 22 до 20% хотя бы с 2026 года, что было бы столь же декларативно, как присоединение к словам Шлесерса об "экономическом росте". Однако коалиция совершенно справедливо отвергла возможность побаловать муниципалитеты даже ни к чему не обязывающим обещанием, чтобы не побуждать их к еще большим растратам. Чтобы хоть как-то привести в порядок государственные финансы, как требует Шмитс, необходимо сократить вдвое как количество самоуправлений, так и выделяемое им финансирование.
Кулдига - Sputnik Латвия, 1920, 24.10.2024
Самоуправлениям все труднее планировать бюджеты
К разговору о финансировании самоуправлений побудило совпадение, что противоречивые требования Шмитса и "Объединенного списка" в Сейме следовали друг за другом очень близко, а за пределами Сейма в Елгавском крае разразился скандал, дошедший уже до той точки, в которой через пару лет будет вся Латвия. Край фактически стал неплатежеспособным. Улдис Айнарс, недавно избранный председатель краевой думы, заявил, что его предшественники в конце прошлого года заметили остаток на счете в размере 10 млн евро и раздали эти миллионы в виде надбавок к зарплате себе и муниципальным служащим в целом. Но на самом деле самоуправление не в состоянии выплачивать такие зарплаты.
Лента новостей
0