Запад упустил африканское чудо

© iStock / CarlFourieСолнечные панели в Кении
Солнечные панели в Кении - Sputnik Латвия, 1920, 06.09.2024
Подписаться
В Африке с китайским участием и прежде всего финансированием построено десять тысяч километров железных дорог, 100 тысяч километров шоссе, более 1000 мостов, почти сто морских портов и 66 тысяч километров ЛЭП
Как вам такая перспектива: Африка — мировой эпицентр технологического развития, мотор глобального роста? А ведь это происходит, хотя понятно, что медленно. Но уже сегодня такой вариант всепланетного будущего иной раз ясно обозначается благодаря внезапному девятому валу публикаций на эту тему, пишет колумнист Дмитрий Косырев на сайте РИА Новости.
Публикации приурочены к проходящему в Пекине с 4 по 6 сентября саммиту FOCAC — Форума сотрудничества Китая и Африки — с участием высших лидеров более 50 государств континента (всего стран там 54). Как оценивать такие форумы, где встречаются и говорят тысячи людей и проходит одновременно множество заседаний (кстати, точно как на проходящем в то же время ВЭФ во Владивостоке)? Оценивать можно в том числе по взрывному эффекту прозвучавших или опубликованных там данных. По которым видно, к чему идет весь мир, а не только Африка.
Если коротко, то так: закончен длинный первый этап сотрудничества Китая с Черным континентом. Начался новый, ключевые слова в котором: индустриализация, модернизация, выращивание талантов. До того речь шла о создании инфраструктуры для развития. Но она в целом уже создана, хотя старые проекты будут доделываться, появятся и новые.
Туристы катаются на плотах по реке Юлонг в округе Яншо, Гуанси-Чжуанский автономный район, Китай - Sputnik Латвия, 1920, 11.08.2020
США перепутали Китай с Африкой
Если вы хотите получить в одном флаконе все гадости на тему "Китай — Африка", то это у Bloomberg, конечно, где же еще. Тщательная запись ненавидящего шипения коллективного Запада. Шипения насчет "долговой ловушки" — Китай дает денег африканцам по "непрозрачным схемам" — или насчет остановленных проектов (то, кстати, была коронавирусная пауза, когда останавливалось много чего другого по всему миру).
Почему злобствуют? А потому что раньше расслабились, махнули рукой на Африку. Сейчас сильно по этому поводу огорчаются. История такая: в начале 90-х Африка перестала быть полем соревнования СССР и США, Запад к ней сильно охладел. Максимум — были встречи тогдашней G8 с общими рассуждениями о том, что надо бы как-то подбросить африканцам благотворительности.
Сегодня пекинская "Жэньминь жибао" напоминает: в 90-е западные инвестиции и помощь вошли в пике, ВВП континента вместо роста начал сокращаться, а долги Африки к 1994 году составили более 80% от всего ее коллективного ВВП. Это к разговору о "долговой ловушке". В итоге лондонский The Economist опубликовал ставшую печально знаменитой статью "Безнадежная Африка" в 2000-м. Но именно в том году был создан африкано-китайский FOCAC и началась новая жизнь континента.
Стартовала работа и вправду с инфраструктуры. Дело в том, что Китай, без особого шума работавший в Африке с 60-х, давно уже определил там ключевую проблему: современные дороги если и были, то не соединяли страны континента. Они вели вовне, к портам, через которые колонизаторы вывозили или ввозили что хотели. Не было никакого единого африканского рынка. Что задирало цены на любые проекты внутри континента, иногда на 30%.
За это время с китайским участием и прежде всего финансированием построено десять тысяч километров железных дорог, 100 тысяч километров шоссе, более 1000 мостов, почти сто морских портов и 66 тысяч километров ЛЭП. Будут строить и дальше — сегодня в Пекине активно обсуждалась замершая дорога из Кении в Уганду и прочее.
Президент США Джо Байден и премьер-министр Индии Нарендра Моди во время саммита G20 на Бали, Индонезия - Sputnik Латвия, 1920, 21.09.2023
Победителем конфликта на Украине может стать Глобальный Юг
Соединить, скрепить целый континент металлом и асфальтом — это было эффектно, и мало кто замечал совсем другие достижения, вроде бы и пустяковые. Ну это они поначалу казались пустяками. Но их было много и становится все больше. Вот, скажем, инвестиционный проект: фабрика стекла в Танзании сгенерировала 1012 рабочих мест и еще 3857 мест у смежников. Или "план развития талантов", согласно которому китайцы учат по всей Африке… учителей, которые будут знать китайский и растить на местах будущих гениев хай-тека.
Еще раз: главное и ключевое свойство новых отношений двух партнеров сегодня в том, что упор делается на модернизацию, на самые современные технологии — и не забудем, кто в сегодняшнем мире технологический лидер. Подсказка: не Запад. Понятно, что Африка с жадностью импортирует высокотехнологичные товары из Китая, рассчитывая, что дальше все это окупится. Пока что баланс сводится с заметным дефицитом для африканцев — примерно как в торговле США и Китая. Товарооборот Китая с Африкой вырос до 282,1 миллиарда долларов, то есть он примерно в десять раз больше, чем у Африки и России. Но с упомянутого 2000 года в Китае вырос средний класс, численность которого определяют в 400 миллионов человек. И они покупают товары в том числе у Африки.
Итак, это вчерашний день — говорить о том, что на этом континенте у Китая получилось то, чего там не смогли или не пожелали делать западные колонизаторы. Вчерашний день также — говорить об инфраструктуре как о фундаменте для будущих достижений. Потому что этот фундамент уже есть и впереди новый этап развития. Несомненно, сложный, вероятно, с ошибками и кризисами. Но в итоге будет какая-то качественно новая африканская экономика, с точками и зонами роста — как в сельском хозяйстве, так и во всем, что составит в завтрашнем мире высокие технологии развития.
Здесь можно вспомнить, что аналогичный случай был в 60-е в Восточной и Юго-Восточной Азии. Тамошние малые тигры и драконы, с которых начиналось азиатское чудо (к нему подключился потом и Китай), попросту производили или покупали сразу все новое, перепрыгнув через несколько этапов технологического развития, которые Запад проходил долго. И дальше большинство стремительно развивавшихся азиатов смогли удержаться на переднем технологическом крае, а потом и сами стали этим самым передним краем.
Комбинированный контейнерный поезд из Европы в Китай - Sputnik Латвия, 1920, 05.08.2024
Впасть в зависимость от Китая вместо России? Латвия не знает, как торговать с Поднебесной
Но что уж такого уникального в Африке, чтобы считать только ее будущим чудом, лидером мирового развития и так далее? Да ничего. Дело в том, что ровно такую же стратегию Пекин проводит и на Ближнем Востоке, и в Латинской Америке, просто Африка стала тут чем-то вроде первого испытательного полигона для пекинских и аналогичных стратегий развития больших территорий с разными государствами на них. Но нет никакой гарантии того, что через несколько лет те же стратегии не сработают где-то еще. Так же сработают, а то и лучше.
Может быть, в завтрашнем мире впавшие в системный кризис европейцы или американцы попросят Китай повторить на их территории африканское чудо? Все возможно.
Лента новостей
0