Почему латвийские школьники хорошо сдают экзамены по английскому, а по математике - плохо?

© Pxfuel Доска и мел
Доска и мел - Sputnik Латвия, 1920, 06.08.2024
Подписаться
Экс-министр образования Латвии Марите Сейле считает, что экзамен по иностранному языку можно убрать из списка обязательных и добавить туда какой-нибудь предмет из естественных наук
РИГА, 6 авг — Sputnik. Латвийские школьники относительно хорошо сдают экзамены по английскому языку, а вот в математике несильны. Почему так и о чем вообще говорят результаты централизованных экзаменов, рассказала руководитель отдела инноваций в обучении Латвийского университета, бывший министр образования и науки Марите Сейле.

Математика - дело сложное

"Для достижения хороших результатов в любом учебном предмете, особенно в математике и других точных науках, необходима продолжительная, точная и сосредоточенная работа, а также своевременное выявление проблем", - считает Сейле.
По ее мнению, если ученик не освоил какую-то тему в математике, это оказывает немедленное влияние на его дальнейшую успеваемость в этом предмете, так как следующие темы базируются на ранее усвоенных знаниях и навыках. Если в школе нет системы, как своевременно "выловить" детей с недостаточными знаниями, особенно в точных предметах, то потом вернуть их к успешной учебе становится очень сложно.
"В Латвии нам годами не удавалось продвинуть реальные решения этой проблемы, и нет четкой системы, что делать, если ребенок в 4, 5 или 6-м классе понемногу отстает. Именно на этом этапе успеваемость детей начинает сильно различаться, и существует большой риск, что ученики, в том числе одаренные дети, могут стать неуспевающими", - утверждает Сейле.
Девочка в школьном кабинете - Sputnik Латвия, 1920, 30.07.2024
Как решать задачи по математике, когда выпускники школ Латвии даже читают плохо?
Сейле надеется, что по заказу Минобразования начнется анализ стандартов математики и подготовка методических материалов для учителей, а также создание полноценной и долговременной системы методической поддержки по всем учебным предметам в сотрудничестве с самим министерством, вузами и профессиональными ассоциациями учителей.
Что же касается хороших успехов латвийских школьников по английскому языку - это, по мнению Сейле, отражает повседневную жизнь большинства латвийских подростков. Английский язык стал для них активно используемым и живым. Поэтому хорошие результаты на экзаменах - это успех не только системы образования.

Порог в 10% на экзаменах - это много или мало?

Сейчас сдавшим экзамен считается тот выпускник основной школы, который выполнил экзаменационное задание на 10%. Для девятиклассников сохранили прежний порог, но проваливших экзамены в этом году было меньше. Марите Сейле уклонилась от прямого комментария - нужно анализировать данные.
По поводу средних школ, для которых порог подняли до 15%, на прямой вопрос, не слишком ли это мало, экс-глава Минобразования ответила так: "Выпускник средней школы должен понимать, что даже если он получил сертификат о среднем образовании, нижнего уровня будет недостаточно для поступления и учебы в университете".
Сейле считает, что, устанавливая порог успеваемости, государство должно иметь план, что делать с теми молодыми людьми, которые не могут сдать экзамены.
Во-первых, выпускники с очень низкой успеваемостью (они есть в любой системе) - очень важный индикатор успешности общей образовательной системы. Вопрос в том, какой этот процент и в чем причины.
Во-вторых, важно разобраться, что происходит с молодыми людьми, которые не сдают экзамены за 9-й класс. Зачастую второгодники не возвращаются в школу и вообще выпадают из системы образования.
Идея министерства о создании специальных поддерживающих программ при профессиональных образовательных учреждениях может быть разумным шагом. По такой программе усиленно изучаются предметы, по которым ученик не успевает, и параллельно он осваивает какую-то профессию.

Зачем нужны централизованные экзамены?

Марите Сейле считает, что, централизованные экзамены не могут быть единственным критерием оценки знаний и успеваемости учащихся. Однако этот метод проверки знаний ученика необходим.
"Цель централизованных экзаменов — это лишь окончательная оценка того, насколько успешна была наша образовательная система и насколько эффективно было вложено финансирование в эту систему. Это итоговая оценка", — считает Сейле.
Сдача экзаменов зимней сессии в Дальневосточном федеральном университете - Sputnik Латвия, 1920, 14.07.2023
Старшеклассники лучше сдали экзамен по английскому языку, хуже - по математике
В образовательной системе используются разные виды оценок — суммативная и формативная. Суммативная оценка — итоговая, а формативная позволяет понять, как у ребенка идет учеба сегодня и что делать дальше. Процесс обучения сопряжен с обратной связью, если ученик не получает информацию о своей оценке, он не понимает, усвоил он материал или нет, а учителю обратная связь нужна, чтобы своевременно понять, как проходит учебный процесс и что стоит изменить, иначе процесс не будет эффективен... Централизованный экзамен — это итоговая оценка, которая дает обратную связь для самоуправлений и школ, насколько хорошо мы работаем", — пояснила экс-министр.
"Централизованные экзамены необходимы как максимально объективный измеритель, чтобы понять, почему государство вкладывает деньги в образовательную систему и достигаются ли намеченные цели... Опыт Латвии, когда не было централизованных экзаменов, показал значительные различия между школами и разочарование у выпускников, которые поступают в вуз с, казалось бы, хорошими оценками, но не справляются с учебой и отстают от учеников других школ. Централизованные экзамены - это и инструмент, который формирует более точное понимание достижений в школах", - считает Сейле.
Также актуален вопрос, по каким предметам выпускники должны сдавать централизованные экзамены. "Я думаю, что математика и латышский язык, а также какой-либо из предметов естественных наук должны быть в списке централизованных экзаменов. Насчет иностранных языков я не уверена", - сказала бывший министр.
Лента новостей
0