https://lv.sputniknews.ru/20240806/pochemu-latviyskie-shkolniki-khorosho-sdayut-ekzameny-po-angliyskomu-a-po-matematike---plokho-28470671.html
Почему латвийские школьники хорошо сдают экзамены по английскому, а по математике - плохо?
Почему латвийские школьники хорошо сдают экзамены по английскому, а по математике - плохо?
Sputnik Латвия
Экс-министр образования Латвии Марите Сейле считает, что экзамен по иностранному языку можно убрать из списка обязательных и добавить туда какой-нибудь предмет... 06.08.2024, Sputnik Латвия
2024-08-06T18:49+0300
2024-08-06T18:49+0300
2024-08-06T18:49+0300
новости латвии
образование
экзамен
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/629/04/6290498_0:100:1920:1180_1920x0_80_0_0_933f37ced058c58d30edf23c10b987bc.jpg
РИГА, 6 авг — Sputnik. Латвийские школьники относительно хорошо сдают экзамены по английскому языку, а вот в математике несильны. Почему так и о чем вообще говорят результаты централизованных экзаменов, рассказала руководитель отдела инноваций в обучении Латвийского университета, бывший министр образования и науки Марите Сейле. Математика - дело сложное "Для достижения хороших результатов в любом учебном предмете, особенно в математике и других точных науках, необходима продолжительная, точная и сосредоточенная работа, а также своевременное выявление проблем", - считает Сейле. По ее мнению, если ученик не освоил какую-то тему в математике, это оказывает немедленное влияние на его дальнейшую успеваемость в этом предмете, так как следующие темы базируются на ранее усвоенных знаниях и навыках. Если в школе нет системы, как своевременно "выловить" детей с недостаточными знаниями, особенно в точных предметах, то потом вернуть их к успешной учебе становится очень сложно. "В Латвии нам годами не удавалось продвинуть реальные решения этой проблемы, и нет четкой системы, что делать, если ребенок в 4, 5 или 6-м классе понемногу отстает. Именно на этом этапе успеваемость детей начинает сильно различаться, и существует большой риск, что ученики, в том числе одаренные дети, могут стать неуспевающими", - утверждает Сейле. Сейле надеется, что по заказу Минобразования начнется анализ стандартов математики и подготовка методических материалов для учителей, а также создание полноценной и долговременной системы методической поддержки по всем учебным предметам в сотрудничестве с самим министерством, вузами и профессиональными ассоциациями учителей. Что же касается хороших успехов латвийских школьников по английскому языку - это, по мнению Сейле, отражает повседневную жизнь большинства латвийских подростков. Английский язык стал для них активно используемым и живым. Поэтому хорошие результаты на экзаменах - это успех не только системы образования. Порог в 10% на экзаменах - это много или мало? Сейчас сдавшим экзамен считается тот выпускник основной школы, который выполнил экзаменационное задание на 10%. Для девятиклассников сохранили прежний порог, но проваливших экзамены в этом году было меньше. Марите Сейле уклонилась от прямого комментария - нужно анализировать данные. По поводу средних школ, для которых порог подняли до 15%, на прямой вопрос, не слишком ли это мало, экс-глава Минобразования ответила так: "Выпускник средней школы должен понимать, что даже если он получил сертификат о среднем образовании, нижнего уровня будет недостаточно для поступления и учебы в университете". Сейле считает, что, устанавливая порог успеваемости, государство должно иметь план, что делать с теми молодыми людьми, которые не могут сдать экзамены. Во-первых, выпускники с очень низкой успеваемостью (они есть в любой системе) - очень важный индикатор успешности общей образовательной системы. Вопрос в том, какой этот процент и в чем причины. Во-вторых, важно разобраться, что происходит с молодыми людьми, которые не сдают экзамены за 9-й класс. Зачастую второгодники не возвращаются в школу и вообще выпадают из системы образования. Идея министерства о создании специальных поддерживающих программ при профессиональных образовательных учреждениях может быть разумным шагом. По такой программе усиленно изучаются предметы, по которым ученик не успевает, и параллельно он осваивает какую-то профессию. Зачем нужны централизованные экзамены? Марите Сейле считает, что, централизованные экзамены не могут быть единственным критерием оценки знаний и успеваемости учащихся. Однако этот метод проверки знаний ученика необходим. "Цель централизованных экзаменов — это лишь окончательная оценка того, насколько успешна была наша образовательная система и насколько эффективно было вложено финансирование в эту систему. Это итоговая оценка", — считает Сейле. В образовательной системе используются разные виды оценок — суммативная и формативная. Суммативная оценка — итоговая, а формативная позволяет понять, как у ребенка идет учеба сегодня и что делать дальше. Процесс обучения сопряжен с обратной связью, если ученик не получает информацию о своей оценке, он не понимает, усвоил он материал или нет, а учителю обратная связь нужна, чтобы своевременно понять, как проходит учебный процесс и что стоит изменить, иначе процесс не будет эффективен... Централизованный экзамен — это итоговая оценка, которая дает обратную связь для самоуправлений и школ, насколько хорошо мы работаем", — пояснила экс-министр. "Централизованные экзамены необходимы как максимально объективный измеритель, чтобы понять, почему государство вкладывает деньги в образовательную систему и достигаются ли намеченные цели... Опыт Латвии, когда не было централизованных экзаменов, показал значительные различия между школами и разочарование у выпускников, которые поступают в вуз с, казалось бы, хорошими оценками, но не справляются с учебой и отстают от учеников других школ. Централизованные экзамены - это и инструмент, который формирует более точное понимание достижений в школах", - считает Сейле. Также актуален вопрос, по каким предметам выпускники должны сдавать централизованные экзамены. "Я думаю, что математика и латышский язык, а также какой-либо из предметов естественных наук должны быть в списке централизованных экзаменов. Насчет иностранных языков я не уверена", - сказала бывший министр.
https://lv.sputniknews.ru/20240730/kak-reshat-zadachi-po-matematike-kogda-vypuskniki-shkol-latvii-dazhe-chitayut-plokho-28416086.html
https://lv.sputniknews.ru/20230714/starsheklassniki-luchshe-sdali-ekzamen-po-angliyskomu-yazyku-khuzhe---po-matematike-25530637.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/629/04/6290498_107:0:1814:1280_1920x0_80_0_0_4f63b7ab10f1d2929d1b0e7a6de4c598.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, образование, экзамен
новости латвии, образование, экзамен
Почему латвийские школьники хорошо сдают экзамены по английскому, а по математике - плохо?
Экс-министр образования Латвии Марите Сейле считает, что экзамен по иностранному языку можно убрать из списка обязательных и добавить туда какой-нибудь предмет из естественных наук
РИГА, 6 авг — Sputnik. Латвийские школьники относительно хорошо сдают экзамены по английскому языку, а вот в математике несильны. Почему так и о чем вообще говорят результаты централизованных экзаменов, рассказала руководитель отдела инноваций в обучении Латвийского университета, бывший министр образования и науки Марите Сейле.
Математика - дело сложное
"Для достижения хороших результатов в любом учебном предмете, особенно в математике и других точных науках, необходима продолжительная, точная и сосредоточенная работа, а также своевременное выявление проблем", - считает Сейле.
По ее мнению, если ученик не освоил какую-то тему в математике, это оказывает немедленное влияние на его дальнейшую успеваемость в этом предмете, так как следующие темы базируются на ранее усвоенных знаниях и навыках. Если в школе нет системы, как своевременно "выловить" детей с недостаточными знаниями, особенно в точных предметах, то потом вернуть их к успешной учебе становится очень сложно.
"В Латвии нам годами не удавалось продвинуть реальные решения этой проблемы, и нет четкой системы, что делать, если ребенок в 4, 5 или 6-м классе понемногу отстает. Именно на этом этапе успеваемость детей начинает сильно различаться, и существует большой риск, что ученики, в том числе одаренные дети, могут стать неуспевающими", - утверждает Сейле.
Сейле надеется, что по заказу Минобразования начнется анализ стандартов математики и подготовка методических материалов для учителей, а также создание полноценной и долговременной системы методической поддержки по всем учебным предметам в сотрудничестве с самим министерством, вузами и профессиональными ассоциациями учителей.
Что же касается хороших успехов латвийских школьников по английскому языку - это, по мнению Сейле, отражает повседневную жизнь большинства латвийских подростков. Английский язык стал для них активно используемым и живым. Поэтому хорошие результаты на экзаменах - это успех не только системы образования.
Порог в 10% на экзаменах - это много или мало?
Сейчас сдавшим экзамен считается тот выпускник основной школы, который выполнил экзаменационное задание на 10%. Для девятиклассников сохранили прежний порог, но проваливших экзамены в этом году было меньше. Марите Сейле уклонилась от прямого комментария - нужно анализировать данные.
По поводу средних школ, для которых порог подняли до 15%, на прямой вопрос, не слишком ли это мало, экс-глава Минобразования ответила так: "Выпускник средней школы должен понимать, что даже если он получил сертификат о среднем образовании, нижнего уровня будет недостаточно для поступления и учебы в университете".
Сейле считает, что, устанавливая порог успеваемости, государство должно иметь план, что делать с теми молодыми людьми, которые не могут сдать экзамены.
Во-первых, выпускники с очень низкой успеваемостью (они есть в любой системе) - очень важный индикатор успешности общей образовательной системы. Вопрос в том, какой этот процент и в чем причины.
Во-вторых, важно разобраться, что происходит с молодыми людьми, которые не сдают экзамены за 9-й класс. Зачастую второгодники не возвращаются в школу и вообще выпадают из системы образования.
Идея министерства о создании специальных поддерживающих программ при профессиональных образовательных учреждениях может быть разумным шагом. По такой программе усиленно изучаются предметы, по которым ученик не успевает, и параллельно он осваивает какую-то профессию.
Зачем нужны централизованные экзамены?
Марите Сейле считает, что, централизованные экзамены не могут быть единственным критерием оценки знаний и успеваемости учащихся. Однако этот метод проверки знаний ученика необходим.
"Цель централизованных экзаменов — это лишь окончательная оценка того, насколько успешна была наша образовательная система и насколько эффективно было вложено финансирование в эту систему. Это итоговая оценка", — считает Сейле.
В образовательной системе используются разные виды оценок — суммативная и формативная. Суммативная оценка — итоговая, а формативная позволяет понять, как у ребенка идет учеба сегодня и что делать дальше. Процесс обучения сопряжен с обратной связью, если ученик не получает информацию о своей оценке, он не понимает, усвоил он материал или нет, а учителю обратная связь нужна, чтобы своевременно понять, как проходит учебный процесс и что стоит изменить, иначе процесс не будет эффективен... Централизованный экзамен — это итоговая оценка, которая дает обратную связь для самоуправлений и школ, насколько хорошо мы работаем", — пояснила экс-министр.
"Централизованные экзамены необходимы как максимально объективный измеритель, чтобы понять, почему государство вкладывает деньги в образовательную систему и достигаются ли намеченные цели... Опыт Латвии, когда не было централизованных экзаменов, показал значительные различия между школами и разочарование у выпускников, которые поступают в вуз с, казалось бы, хорошими оценками, но не справляются с учебой и отстают от учеников других школ. Централизованные экзамены - это и инструмент, который формирует более точное понимание достижений в школах", - считает Сейле.
Также актуален вопрос, по каким предметам выпускники должны сдавать централизованные экзамены. "Я думаю, что математика и латышский язык, а также какой-либо из предметов естественных наук должны быть в списке централизованных экзаменов. Насчет иностранных языков я не уверена", - сказала бывший министр.