https://lv.sputniknews.ru/20240719/latviya-gotovitsya-smyagchit-trebovaniya-k-prepodavatelyam-inostrannykh-yazykov-28340103.html
Латвия готовится смягчить требования к преподавателям иностранных языков
Латвия готовится смягчить требования к преподавателям иностранных языков
Sputnik Латвия
Нехватка преподавателей языков ЕС вынуждает Латвию снижать требования к уровню подготовки педагогов 19.07.2024, Sputnik Латвия
2024-07-19T13:47+0300
2024-07-19T13:47+0300
2024-07-19T13:47+0300
новости латвии
образование
педагоги
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/288/77/2887756_0:159:3077:1890_1920x0_80_0_0_8307e67a406edda2c4d4f41e89bd5476.jpg
РИГА, 19 июл — Sputnik. Латвия готовится смягчить требования к учителям в школах: для преподавания второго иностранного языка будет достаточно уровня B2. Дело в том, что в стране не хватает преподавателей официальных языков ЕС - а спрос на них из-за того, что школы все чаще отказываются от русского как второго иностранного, стремительно растет. Проект правил кабмина, предусматривающий снижение требований к учителям, еще не рассмотрен правительством. Он предполагает, что преподавать второй иностранный язык в школе сможет учитель, у которого есть какое-либо высшее образование, категория владения соответствующим языком B2, а также свидетельство о том, что пройдены 72-часовые педагогические курсы или языковые курсы, организованные признанными и аккредитованными учебными заведениями. На начало 2023/2024 учебного года в латвийских школах, по данным Минобразования, не хватало 1031 учителя, в том числе преподавателей иностранных языков. Ситуация усугубляется 118-й статьей переходных правил к закону "Об образовании": она предусматривает отказ от преподавания русского языка как второго иностранного и переход на преподавание в этом качестве официальных языков ЕС. Особая оговорка для учителей иностранных языков Требования к образованию и профессиональной квалификации педагогов определяют правила кабмина № 569 от 11 сентября 2018 года "О необходимом для педагогов образовании и квалификации и порядке усовершенствования профессиональной компетенции педагогов". Сейчас в 7-й статье документа говорится, что педагогом общего, профессионального образования или образования по интересам вправе работать человек, получивший, во-первых, высшее образование. Во-вторых, освоивший в рамках учебы часть программы, которая соответствует предмету, модулю или занятию по интересам, которые он собирается преподавать. Оговаривается также, что часть учебной программы, соответствующая тому предмету, который потенциальный учитель собирается преподавать, должна быть в объеме не менее 240 часов или давать 6 кредитных пунктов. В-третьих, выдвигается еще одно требование - такой учитель должен освоить еще и 72-часовую программу совершенствования профессиональной компетенции. Итог таких курсов - получение сертификата педагога. То есть суть нормы уже сейчас: фактически учителем в условиях дефицита кадров может работать человек, не имеющий специального, именно педагогического образования (фигурирует пункт о высшем образовании как таковом), но все же углубленно изучавший предмет, который собирается преподавать в школе, и освоивший навыки именно педагога на специальных курсах. Теперь же Минобразования предлагает дополнить 7-ю статью правил новым подпунктом, который оговаривает требования непосредственно к учителям иностранных языков. Предлагаемая норма гласит, что учителем иностранного языка может работать человек, получивший высшее образование и освоивший соответствующий иностранный язык как минимум на один уровень выше, чем этот же язык должны в итоге освоить его ученики. Также такой педагог должен будет пройти 72-часовую программу профессиональной квалификации по методике преподавания иностранного языка, получив сертификат педагога, или же освоить программу повышения квалификации, которую могут реализовывать в Латвии и иностранные учреждения по согласованию с Минобразования. На один уровень выше учеников. Что это значит? В аннотации авторы поправок поясняют, какие требования выдвигаются к освоению иностранных языков школьниками и, соответственно, к уровню владению иностранным языком теми, кто им будет преподавать этот предмет. Эти требования зафиксированы в правилах кабинета министров номер 416 от 3 сентября 2019 года "О государственном стандарте всеобщего среднего образования и образцах программ всеобщего среднего образования". Школьникам, согласно этому документу, предлагают освоить первый иностранный язык на уровне B2, второй иностранный язык - на уровне B1. "Педагог должен быть минимум на один уровень выше уровня учащегося. От педагога требуется самый низкий уровень (B2), чтобы он мог преподавать второй иностранный язык в образовательном учреждении. Таким образом, обучать второму иностранному языку сможет педагог с владением языком на уровне B2. Второй иностранный язык не предусматривает углубленных курсов", - сказано в аннотации. Напомним, что общепринятая система оценки владения языком такова: A - низшая степень (A1 - начальный уровень, так называемый Beginners, A2 - элементарный, или Elementary, B - средняя ступень (B1 - ниже среднего, Pre-Intermediate, B2 - средний уровень, или Upper-Intermediate), C - высшая ступень (С1 - выше среднего, или Advanced, C2 - экспертный уровень, Mastery или Proficiency). А есть ли возражения? До 17 июля юридические организации могли подавать свои заключения и возражения к проекту правил. Латвийская конфедерация работодателей указала на то, что не была организована процедура вовлечения общества в обсуждение проекта, и нужно убедиться, как новые правила повлияют на педагогов, самоуправления и качество образования. И Латвийский союз свободных профсоюзов, и Латвийский профсоюз работников образования и науки (LIZDA) считают, что новые требования к учителям иностранных языков должны быть лишь временной мерой - и действовать только до 31 августа 2027 года. LIZDA также настаивает на том, что учителя иностранного языка - без уточнения, какой иностранный язык, первый или второй они преподают - должны владеть им на уровне C1 (то есть выше среднего). В ближайшее время проект будет рассмотрен кабмином.
https://lv.sputniknews.ru/20240507/otkaz-ot-russkogo-kak-vtorogo-inostrannogo-prepodavanie-drugikh-yazykov-budet-vdvoe-dorozhe-27841819.html
https://lv.sputniknews.ru/20240618/zamenit-1200-uchiteley-russkogo-yazyka-nekem-chast-shkol-ostanetsya-bez-vtorogo-inostrannogo-28131541.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/288/77/2887756_173:0:2904:2048_1920x0_80_0_0_8b7c36ed958f445516fd735006d55bd0.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, образование, педагоги
новости латвии, образование, педагоги
Латвия готовится смягчить требования к преподавателям иностранных языков
Нехватка преподавателей языков ЕС вынуждает Латвию снижать требования к уровню подготовки педагогов
РИГА, 19 июл — Sputnik. Латвия готовится смягчить требования к учителям в школах: для преподавания второго иностранного языка будет достаточно уровня B2. Дело в том, что в стране не хватает преподавателей официальных языков ЕС - а спрос на них из-за того, что школы все чаще отказываются от русского как второго иностранного, стремительно растет.
Проект правил кабмина, предусматривающий снижение требований к учителям, еще не рассмотрен правительством. Он предполагает, что преподавать второй иностранный язык в школе сможет учитель, у которого есть какое-либо высшее образование, категория владения соответствующим языком B2, а также свидетельство о том, что пройдены 72-часовые педагогические курсы или языковые курсы, организованные признанными и аккредитованными учебными заведениями.
На начало 2023/2024 учебного года в латвийских школах, по данным Минобразования, не хватало 1031 учителя, в том числе преподавателей иностранных языков. Ситуация усугубляется 118-й статьей переходных правил к закону "Об образовании": она предусматривает отказ от преподавания русского языка как второго иностранного и переход на преподавание в этом качестве официальных языков ЕС.
Особая оговорка для учителей иностранных языков
Требования к образованию и профессиональной квалификации педагогов определяют правила кабмина № 569 от 11 сентября 2018 года "О необходимом для педагогов образовании и квалификации и порядке усовершенствования профессиональной компетенции педагогов". Сейчас в 7-й статье документа говорится, что педагогом общего, профессионального образования или образования по интересам вправе работать человек, получивший, во-первых, высшее образование. Во-вторых, освоивший в рамках учебы часть программы, которая соответствует предмету, модулю или занятию по интересам, которые он собирается преподавать. Оговаривается также, что часть учебной программы, соответствующая тому предмету, который потенциальный учитель собирается преподавать, должна быть в объеме не менее 240 часов или давать 6 кредитных пунктов. В-третьих, выдвигается еще одно требование - такой учитель должен освоить еще и 72-часовую программу совершенствования профессиональной компетенции. Итог таких курсов - получение сертификата педагога.
То есть суть нормы уже сейчас: фактически учителем в условиях дефицита кадров может работать человек, не имеющий специального, именно педагогического образования (фигурирует пункт о высшем образовании как таковом), но все же углубленно изучавший предмет, который собирается преподавать в школе, и освоивший навыки именно педагога на специальных курсах.
Теперь же Минобразования предлагает дополнить 7-ю статью правил новым подпунктом, который оговаривает требования непосредственно к учителям иностранных языков. Предлагаемая норма гласит, что учителем иностранного языка может работать человек, получивший высшее образование и освоивший соответствующий иностранный язык как минимум на один уровень выше, чем этот же язык должны в итоге освоить его ученики. Также такой педагог должен будет пройти 72-часовую программу профессиональной квалификации по методике преподавания иностранного языка, получив сертификат педагога, или же освоить программу повышения квалификации, которую могут реализовывать в Латвии и иностранные учреждения по согласованию с Минобразования.
На один уровень выше учеников. Что это значит?
В аннотации авторы поправок поясняют, какие требования выдвигаются к освоению иностранных языков школьниками и, соответственно, к уровню владению иностранным языком теми, кто им будет преподавать этот предмет. Эти требования зафиксированы в правилах кабинета министров номер 416 от 3 сентября 2019 года "О государственном стандарте всеобщего среднего образования и образцах программ всеобщего среднего образования". Школьникам, согласно этому документу, предлагают освоить первый иностранный язык на уровне B2, второй иностранный язык - на уровне B1.
"Педагог должен быть минимум на один уровень выше уровня учащегося. От педагога требуется самый низкий уровень (B2), чтобы он мог преподавать второй иностранный язык в образовательном учреждении. Таким образом, обучать второму иностранному языку сможет педагог с владением языком на уровне B2. Второй иностранный язык не предусматривает углубленных курсов", - сказано в аннотации.
Напомним, что общепринятая система оценки владения языком такова: A - низшая степень (A1 - начальный уровень, так называемый Beginners, A2 - элементарный, или Elementary, B - средняя ступень (B1 - ниже среднего, Pre-Intermediate, B2 - средний уровень, или Upper-Intermediate), C - высшая ступень (С1 - выше среднего, или Advanced, C2 - экспертный уровень, Mastery или Proficiency).
До 17 июля юридические организации могли подавать свои заключения и возражения к проекту правил. Латвийская конфедерация работодателей указала на то, что не была организована процедура вовлечения общества в обсуждение проекта, и нужно убедиться, как новые правила повлияют на педагогов, самоуправления и качество образования.
И Латвийский союз свободных профсоюзов, и Латвийский профсоюз работников образования и науки (LIZDA) считают, что новые требования к учителям иностранных языков должны быть лишь временной мерой - и действовать только до 31 августа 2027 года. LIZDA также настаивает на том, что учителя иностранного языка - без уточнения, какой иностранный язык, первый или второй они преподают - должны владеть им на уровне C1 (то есть выше среднего).
В ближайшее время проект будет рассмотрен кабмином.