Депутат ЕП Ушаков просит Еврокомиссию остановить Rail Baltica и провести аудит

© Sputnik / Sergey MelkonovВ будущем здесь будет станция Rail Baltica
В будущем здесь будет станция Rail Baltica - Sputnik Латвия, 1920, 26.06.2024
Подписаться
Если Прибалтика хочет проект Rail Baltica спасти и в итоге все-таки построить новую железную дорогу, нужно сначала "остановить весь тот дурдом, который сейчас происходит", считает Нил Ушаков
РИГА, 26 июн — Sputnik. Депутат Европарламента от Латвии Нил Ушаков обратился в Еврокомиссию с инициативой о немедленной остановке строительства железной дороги Rail Baltica и полном аудите проекта.
"Rail Baltica планировался как проект, который даст дополнительный толчок для развития балтийских экономик и для повышения безопасности. Сейчас все идет к тому, что вместо толчка для экономик будет экономический кризис.
Сейчас единственное решение для всех – полностью остановить проект, провести полный аудит, понять, что и сколько будет стоить, от чего надо отказаться, а что мы и ЕС сможем себе позволить. И только после этого браться за продолжение строительства. А параллельно надо наказать виновных в удорожании, задержках и срывах.
Надо быть просто безумцем, чтобы продолжать давить педаль газа в пол и строить вокзалы в Латвии стоимостью 1 миллиард каждый. Особенно учитывая, что сейчас мы даже не знаем, будет ли соединение с Ригой", – написал Ушаков в соцсетях.

В каком состоянии проект находится сейчас

На прошлой неделе комиссия Сейма по публичным расходам и ревизии получила документ – "Изменения покрытия латвийского участка Rail Baltica за время приемки", составленный под руководством члена совета Госконтроля, директора Первого ревизионного департамента Инесе Калване. Этот документ – "за короткое время проведенное обобщение фактов", "по актуальным для общества вопросам", "не делая выводов и не предоставляя замечаний". Документ содержит информацию о трех основных направлениях проекта: региональных станциях, Рижском центральном пассажирском станционном узле и строительстве основной трассы.
Презентация плана строительства Центрального рижского узла новой железной дороги Rail Baltica - Sputnik Латвия, 1920, 24.06.2024
Минсообщения Латвии ищет способ сэкономить на Rail Baltica: "под нож" могут пойти зарплаты
В Латвии за стройку отвечают Минсообщения, Минфин и SIA "Eiropas dzelzceļa līnijas".
Прежде всего ревизоры отписались о бюджете Rail Baltica: "Предусматриваемые затраты осуществления проекта Rail Baltica выросли более чем в 4 раза: с 5,8 миллиарда евро в 2017 году до 23,8 миллиарда евро в 2023 году. Латвийские прогнозируемые расходы выросли с 1,97 до 9,59 миллиарда евро".

Предполагается 2-летний разрыв финансирования

"Главный риск проекта – неясность в вопросе источников финансирования и своевременной доступности финансирования, – продолжает Госконтроль. – Период финансирования ЕС заканчивается в 2027 году, и предполагается 2-летний разрыв финансирования во время, когда происходят активные строительные работы. Нет уверенности, что нынешний главный инструмент финансирования проекта будет продолжаться и каким будет его бюджет".

Сокращение проекта

Как Латвия собирается сократить затраты, чтобы к 2030 году, как это занесено в европейскую регулу TEN-T, осуществить проект в "уменьшенном объеме"?
Во-первых, будет только один рельсовый путь вместо двух.
Во-вторых, построят вместо 17 – всего 3 региональные станции (Скулте, Иецава, Бауска).
В-третьих, не будет грузовых терминалов.
Дальше – неизвестность: "Временной график осуществления второй очереди и источник финансирования неизвестны".
Однако даже в столь урезанном виде Rail Baltica "по меньшей мере на пять лет отстает от определенного в 2017 году срока". Ведь изначально железная дорога должна была быть сдана в эксплуатацию до конца 2025 года. Проектировочные работы в Латвии требовалось завершить до конца 2021 года. Между тем в нашей республике проектирование трассы осуществлено только на 53,8%. Для сравнения: у эстонцев на 66,5%, у литовцев – на 14,5%.
А вот как обстоят дела с отчуждением земли: в Эстонии у владельцев выкупили только 45% участков, через которые должны пройти рельсы. Но это и максимум: в Литве это 30%, а в Латвии – всего 13%.
Лента новостей
0