Латвия не будет строить Rail Baltica, потому что может сделать только трамвайную линию

© Sputnik / Sergey MelkonovОфициальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 18.06.2024
Подписаться
Проект Rail Baltica поддерживает только одно: желание стран Прибалтики получить деньги от ЕС и построить что-то более полезное, чем предполагаемая трасса от Таллина до Польши
РИГА, 18 июн — Sputnik. Истинные намерения Латвии по освоению денег, предназначенных для Rail Baltica, журналисты раскрыли еще в 2017 году, например, в статье "Rail Baltica будет хотя бы трамваем из Риги в аэропорт". А Литва надеялась выманить деньги Евросоюза, чтобы построить железную дорогу европейского стандарта из Вильнюса в Польшу. Только Эстония какое-то время старалась в одиночку сохранить официальную линию Rail Balticа, но теперь и она декорирует Таллин по примеру Риги, пишет Арнис Клуйнис в Neatkarīgā.
Проект Rail Baltica продвигался только по одной причине – из-за опасений, что Еврокомиссия потребует от стран Балтии деньги, выделенные в свое время в обмен на обещания построить железнодорожную линию от Таллина до польской границы. Если таких путей нет, не получится оправдать расходы, показав какие-то участки, проложенные на эти деньги, и оправдываясь, что и все остальное построенное связано с этими путями. Результаты таких инвестиций ничем не отличались бы от освоения других денег ЕС в строительстве, в том числе объектов железнодорожной инфраструктуры, на которые Латвии из фондов ЕС в общей сложности выделили более миллиарда евро, но в данном случае речь идет не о построенных объектах – речь об учете расходов.

Латвия сберегла деньги ЕС

Латвия долго и упорно боролась за то, чтобы финансирование Rail Baltica не было включено в сумму помощи из фондов ЕС, используемую с 2004 года. То есть, чтобы финансирование Rail Baltica не привело к сокращению средств, выделяемых для других целей, чтобы даже речи не было о таком сокращении. Такое требование Латвия выдвинула за то, чтобы вообще присоединиться к проекту Rail Baltica. Своей цели Латвия добилась – она заключила соглашение о финансировании с Европейским агентством по климату, инфраструктуре и окружающей среде, имеющим собственный бюджет. И это агентство не может списать несколько миллиардов евро на не связанные между собой объекты.
Срок соединения – 2030 год. Скорее всего, никто и не заметит задержку выполнения работ на пару лет – так с проектами ЕС бывает, но совсем другое дело – открыто отказаться от Rail Baltica и использовать деньги только для приспособления недостроенных объектов к хоть какому-то местному использованию. Тогда агентству придется идти по следу денег, переданных странам Балтии, и искать виновных, которые нецелесообразно использовали эти деньги. Скандал, который в течение последних недель раскрутился вокруг Rail Baltica, можно считать примером того, как бюрократия ЕС будет искать потраченные деньги и виновных. Уже сейчас ясно, что виновниками будут страны Балтии и деньги придется взять из бюджетов этих стран.

Министры и застройщики делают вид, что работают

Скорее всего, сложение расходов, необходимых на строительство и содержание Rail Baltica, не заставит страны Балтии и Еврокомиссию смело объявить о прекращении проекта, разделе и списании расходов. Страны продолжат трату денег и ресурсов, имитируя строительство и ожидая благоприятного предлога для прекращения проекта. Ковидное безумие и геополитическая ситуация свидетельствуют об огромном желании и изобретательности в создании таких предлогов.
Анрийс Матисс - Sputnik Латвия, 1920, 17.06.2024
Экс-министр сообщения: чтобы достроить Rail Baltica, НДС в Латвии надо поднять на 5%
Боязнь ЕС и Латвии принять действительно важные решения подтверждают действия правительства Латвии 11 июня. Формально принято решение о продолжении работ под Бауской и расширении проектов объездной дороги Иецавы стоимостью около одного миллиарда евро. Остается лишь улыбнуться: то, что можно назвать решением правительства Эвики Силини, заключается не в строительстве дороги, - кто-то вытащил уже готовое решение из 80-х годов прошлого века, из архива тогдашнего Совета министров. Разговоры о кольцевой дороге в Бауске звучат как минимум с 60-х годов прошлого века. Все это происходило во времена, когда и железнодорожные перевозки были в почете и росли объемы, но тогда никто не говорил, что нужно строить железную дорогу параллельно шоссе Вильнюс – Таллин, проходящему через Бауску.

Полуразрушенную Via Baltica дополнит недостроенная Rail Baltica

При царе были построены и до сих пор эксплуатируются железнодорожные линии, которые могли бы обеспечить большие объемы перевозок в странах Балтии в направлении север – юг. В 90-х годах прошлого века были демонтированы пути на самом прямом маршруте между Ригой и Таллином, все деньги были вложены в развитие автомагистрали Вильнюс – Таллин, чтобы та соответствовала названию Via Baltica. Многое было улучшено, только полуразрушенный мост в Салацгриве показывает, что этот план не был осуществлен до конца.
И как следствие, и как причину невыполнения плана можно представить следующий план – о том, что Via Baltica суждено умереть, поскольку железная дорога будет перевозить пассажиров и грузы по тому же маршруту. В Латвии об этом плане известно меньше, поскольку власти боялись расстроить народ, отобрав всеми любимый автотранспорт. Но в структурах ЕС вполне серьезно решалось и решается, что электромобили будут использоваться только в городах, а между городами люди будут путешествовать на электричках, и на каждом вокзале им будет доступна аренда электромобилей. Правительство Латвии присоединилось к этому плану с расчетом, что народ примет железную дорогу, когда она будет готова. Главное, чтобы строительство железной дороги дало возможность оборачивать большие деньги, а бюджетные – не тратить.
Правительство Латвии решило инвестировать в железную дорогу не деньги, а природу и имущество жителей. Там, где будет проходить Rail Baltica, природу и недвижимость уничтожат. Но нужно строить новую трассу, чтобы скоростные поезда могли за несколько часов пройти по почти прямой дороге между Каунасом и Таллином. Теперь оказывается, что денег нет ни на пути, подходящие для скоростных поездов, ни на сами скоростные поезда. Если Rail Balticа действительно построят, один путь не позволит поездам, идущим в противоположных направлениях, двигаться быстрее, чем в советские времена. Действительно ли Латвии нужна полуразвалившаяся Via Baltica и недостроенная Rail Baltica?

Лжецы сами себя обманули

Примеры с Рижской думой и правительством Литвы показывают, что все это время поддерживало жизнь Rail Baltica. Это желание получить деньги и построить что-то более полезное.
Сбылся прогноз, упомянутый в статье "В Rail Baltica будет хотя бы трамваем от Риги до аэропорта", опубликованной в 2017 году, о том, что в названные тогда общие затраты Rail Baltica – 5,8 млрд евро – в лучшем случае удастся втиснуть расходы на рижский участок Rail Baltica, а не всего маршрута из Таллина в Каунас. Сейчас проект оценивается более чем в 20 миллиардов евро.
Презентация плана строительства Центрального рижского узла новой железной дороги Rail Baltica - Sputnik Латвия, 1920, 12.06.2024
Латвия решила включить Ригу в первый этап строительства Rail Baltica. Но денег на это нет
В публикации нет ни слова о разговоре с будущим министром сообщения Латвии Талисом Линкайтисом. Разговор состоялся в декабре 2016 года. В то время карьеру Линкайтиса на посту министра было невозможно предсказать. Как эксперт по вопросам дорожного движения он говорил, что Латвия намерена построить путь до аэропорта, а с остальной трассой – как бог даст.
Некоторые статьи того же периода рассказывают, почему Латвия не надеялась на Rail Baltica из-за литовцев. "Литва с самого начала требовала возможность получить деньги на строительство железной дороги без обязательств отчитываться о том, что Литва на эти деньги на самом деле построит", – писали журналисты и рассказывали о попытках Литвы сдвинуть с поста Байбу Рубесе, исполнительного директора совместного предприятия стран Балтии. В ее присутствии литовцы не смогли бы деньгами Rail Baltica оплатить путь европейской колеи от польской границы до Вильнюса, а не до Каунаса, который был официально отмечен в проекте. Маршрут Rail Baltica в Литве должен был быть пригодным для движения, таким же как разрушенный литовцами участок железной дороги от Мажейкяя до границы Латвии. Литовцы избавились от Рубесе, но взамен получили местами развороченную землю и смету, оплатить которую им так же сложно, как и Латвии.
Лента новостей
0