Латвия решила включить Ригу в первый этап строительства Rail Baltica. Но денег на это нет

© Sputnik / Sergey MelkonovПрезентация плана строительства Центрального рижского узла новой железной дороги Rail Baltica
Презентация плана строительства Центрального рижского узла новой железной дороги Rail Baltica - Sputnik Латвия, 1920, 12.06.2024
Подписаться
Латвия хотела бы к 2030 году соединить железнодорожный вокзал Риги и аэропорт с основной трассой Rail Baltica, но у проекта многомиллиардный дефицит, где найти недостающие средства страна должна решить к 30 сентября
РИГА, 12 июн — Sputnik. Во вторник, 11 июня, правительство после долгих обсуждений согласовало дорожную карту проекта Rail Baltica, но полной ясности по привлечению финансирования до сих пор нет, признала на пресс-конференции премьер-министр Эвика Силиня.
Кабмин рассмотрел подготовленный Минсообщения информационный доклад о масштабах и планах реализации проекта Rail Baltica. Предложенный объем первого этапа проекта Rail Baltica до 2030 года оценивается в 6,4 млрд евро.
Правительство полностью одобрило часть проекта, финансируемую Европейским инструментом соединения инфраструктуры, а также приняло к сведению ту часть, которая не может быть профинансирована этим инструментом. Элементы этой части проекта и необходимое финансирование должны быть утверждены отдельными решениями правительства.
В то же время министры согласились с тем, что приоритетом Латвии на первом этапе реализации проекта должна стать полноценная интеграция Риги. "Есть четкий политический сигнал, что Рига должна быть", — сказала премьер Эвика Силиня.
К 30 сентября правительство должно принять решение об источниках финансирования, в том числе, в части обеспечения требований военной мобильности. Рассматривается вариант частно-государственного партнерства, иностранная финансовая помощь и другие модели.

Результаты ревизии проекта

Сегодня Государственный контроль сообщил о результатах проверки проекта Rail Baltica ревизионными учреждениями Латвии, Эстонии и Литвы.
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 11.06.2024
Одна колея вместо двух и движение по советскому мосту: как будут строить Rail Baltica
Проекту железнодорожной магистрали Rail Baltic грозит дефицит бюджета, который может составить от 10 до 19 млрд евро, говорится в совместном отчете.
Ситуация усугубляется прогнозируемым двухлетним (2027-2028) дефицитом финансирования со стороны Евросоюза, что потребует большего вклада от трех стран Балтии.
По оценкам органов госконтроля Эстонии, Латвии и Литвы, для полного завершения проекта Rail Balticа необходимо дополнительно 19 миллиардов евро. С учетом последнего бюджета проекта в каждой стране и уже выделенных денежных средств, для завершения проекта необходимо изыскать дополнительно 2,7 млрд евро в Эстонии, 7,6 млрд евро в Латвии и 8,7 млрд евро в Литве.
Чтобы справиться с возросшим бюджетом и сжатыми сроками сдачи железной дороги в эксплуатацию к 2030 году, правительства Эстонии, Латвии и Литвы готовятся сократить объем работ, которые должны быть завершены к 2030 году, и сосредоточиться на строительстве основной железнодорожной линии, отмечается в документе.
Сокращение масштабов проекта означает, что местные станции будут построены позже или с минимальной функциональностью, а вместо двух пар путей на некоторых участках железной дороги будет построена только одна.
Также это, по подсчетам экспертов, позволит сократить прогнозируемый дефицит к 2030 году почти вдвое. Согласно сценарию первого этапа строительства, дефицит бюджета в трех странах составит 10,1 млрд евро: 1,8 млрд евро в Эстонии, 4,4 млрд евро в Латвии и 3,9 млрд евро в Литве.
Однако пока неясно, будут ли выделены средства из фондов ЕС, и в каком объеме, в период финансирования Европейского союза, который начнется в 2028 году, а также какова будет ставка софинансирования.
Проект Rail Baltic – запланированная 870-километровая железнодорожная линия от Таллинна до литовско-польской границы (213 км в Эстонии, 265 км в Латвии и 392 км в Литве), является крупнейшим инфраструктурным проектом в истории независимости стран Балтии.
До сих пор основным источником финансирования проекта был Фонд "Инструмент Соединяющий Европу" (CEF), а доля софинансирования со стороны Европейского союза составляла до 85%.
Лента новостей
0