https://lv.sputniknews.ru/20240613/latvii-pridetsya-povysit-nalogi-chtoby-obespechit-estontsam-poezd-v-evropu-28103470.html
Латвии придется повысить налоги, чтобы обеспечить эстонцам поезд в Европу?
Латвии придется повысить налоги, чтобы обеспечить эстонцам поезд в Европу?
Sputnik Латвия
Из трех стран Балтии Латвия столкнулась с наибольшими проблемами при реализации проекта Rail Baltic, денег катастрофически не хватает, а ответственность за это... 13.06.2024, Sputnik Латвия
2024-06-13T15:31+0300
2024-06-13T15:31+0300
2024-06-13T15:31+0300
новости экономики латвии
rail baltica
железная дорога
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e4/0b/17/14726163_0:107:2048:1259_1920x0_80_0_0_6d24311ed7abad43ab53bb001ded1472.jpg
РИГА, 13 июн — Sputnik. Лет этак через 20 эстонцы, прихлебывая польское пиво, будут из окон вагонов смотреть, как латыши с затянутыми поясами грустно наблюдают за поездом, который потихоньку катит в сторону Европы. Самим-то ездить некогда – нужно возвращать внешние долги и усердно платить большие налоги. Такая картина возникает перед глазами, пока читаешь исследование проекта Rail Baltica, опубликованное Госконтролем, пишет Марис Краутманис в Neatkarīgā. Во всей этой истории есть одна радостная новость – Госконтроль сказал суровую и неприятную для политиков правду. Уже из содержания документа становится понятно, что за все эти годы никто со стороны государства и ответственных структур толком не следил за ходом реализации проекта Rail Baltica. Большие деньги как-то успешно потрачены. Сейчас, когда денег больше нет, все те, кто должен за что-то отвечать, хотя бы теоретически, разводят руками и что-то бессвязно "булькают". Даже содержание документа Госконтроля показывает верхушку айсберга всеобъемлющей безответственности: "По-прежнему существует значительная неопределенность относительно бюджета проекта RB; не все затраты по проекту включены в бюджетную смету; основной риск проекта – отсутствие финансирования в нужный момент; проект отстает от графика как минимум на пять лет; еще необходимо завершить разработку детальных строительных проектов и отчуждение земельных участков; еще не внедрена система управления рисками и изменениями проекта RB; правительства и парламенты не всегда информированы о проблемах; не принято решение о модели эксплуатации и управления железнодорожной линией; решения о будущем АО RB Rail нет". Что-то в проекте сделано, а по-настоящему не сделано ничего. А в бюджете проекта в странах Балтии вдруг возник дефицит в 10–19 млрд евро: затраты у Эстонии с 2017 года выросли с 1,35 млрд до 4,03 млрд евро, у Латвии – с 1,97 млрд до 9,59 млрд евро, у Литвы - с 2,47 млрд до 10,23 млрд евро. В мае 2024 года в Министерство финансов Латвии был подан запрос на выделение средств из госбюджета в размере более 2,8 млрд евро для проектной деятельности в 2025–2027 гг., предстоит купить и сами поезда (мы же умеем покупать поезда!) – 300 млн евро, а еще надо помнить, что ежегодные расходы на эксплуатацию железнодорожной линии составляют 500 млн евро. Где взять деньги? Единственным смелым политиком оказался министр финансов Арвилс Ашераденс. Он заявил, что надо на 1% повысить НДС с нынешних 21 до 22%. Правда, его резко оборвала премьер-министр Эвика Силиня. Оправданно? Госконтроль в своем заключении высказался предельно ясно – если мы хотим железную дорогу, нам нужны деньги. А их отобрать можно только у наименее защищенных – у населения. Не повышать же налоги для скандинавских и других иностранных банков! Наш министр финансов этого не допустит. Арифметика говорит: придется поднять НДС, и не на один процент. Придется повысить и другие налоги. Железной дороге в Европу быть! И не беда, что денег может не хватить, чтобы протянуть нитку по Риге. Латыши пусть обождут, потерпят. Посмотрят, как эстонцы катаются. Но главный вопрос в следующем: если проект продвигается с таким трудом и кровью, каково же его экономическое обоснование? Действительно ли он принесет 6,6 млрд евро – и 80% прибыли с пассажирских перевозок? Это предположения или реальные расчеты? Если расчеты, то на чем они основаны? Получается, что в лучшем случае проект окупится только через 70 лет. Никто и нигде не слышал, чтобы рельсы скоростных поездов служили 70 лет. Хотя… почему бы и нет? Интересно, сколько пассажиров будет ездить по этой линии каждый день и сколько будет стоить билет? Будет ли он дешевле самолетов авиакомпании Мартина Гаусса? Журналисты уже давно пытаются найти ответы на эти и другие вопросы. Но пока либо внятного ответа нет, либо в ответ – могильная тишина. Будто вагон заехал в депо и дверь захлопнулась. Но вот депутатам "привалило счастье" – парламентская следственная комиссия. Конечно! Это же доплата к зарплате. Посмотрим, что об управлении деньгами Rail Baltica и решениях скажут мудрецы в Риге, бульвар Калпака, 6 (Генпрокуратура). Пока – тишина. Спешить некуда. Конечно, другое дело, если бы все это можно было бы связать с Айварсом Лембергсом или Айнарсом Шлесерсом. А других-то в чем винить? В конце концов все равно все запутается и утихнет.
https://lv.sputniknews.ru/20240612/latviya-reshila-vklyuchit-rigu-v-pervyy-etap-stroitelstva-rail-baltica-no-deneg-na-eto-net-28095001.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e4/0b/17/14726163_114:0:1935:1366_1920x0_80_0_0_126e9519b7c44ae8af20a3bd8a5b6021.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, rail baltica, железная дорога
новости экономики латвии, rail baltica, железная дорога
Латвии придется повысить налоги, чтобы обеспечить эстонцам поезд в Европу?
Из трех стран Балтии Латвия столкнулась с наибольшими проблемами при реализации проекта Rail Baltic, денег катастрофически не хватает, а ответственность за это брать никто не хочет
РИГА, 13 июн — Sputnik. Лет этак через 20 эстонцы, прихлебывая польское пиво, будут из окон вагонов смотреть, как латыши с затянутыми поясами грустно наблюдают за поездом, который потихоньку катит в сторону Европы. Самим-то ездить некогда – нужно возвращать внешние долги и усердно платить большие налоги. Такая картина возникает перед глазами, пока читаешь исследование проекта Rail Baltica, опубликованное Госконтролем, пишет Марис Краутманис в
Neatkarīgā.
Во всей этой истории есть одна радостная новость – Госконтроль сказал суровую и неприятную для политиков правду.
Уже из содержания документа становится понятно, что за все эти годы никто со стороны государства и ответственных структур толком не следил за ходом реализации проекта Rail Baltica. Большие деньги как-то успешно потрачены. Сейчас, когда денег больше нет, все те, кто должен за что-то отвечать, хотя бы теоретически, разводят руками и что-то бессвязно "булькают".
Даже содержание документа Госконтроля показывает верхушку айсберга всеобъемлющей безответственности: "По-прежнему существует значительная неопределенность относительно бюджета проекта RB; не все затраты по проекту включены в бюджетную смету; основной риск проекта – отсутствие финансирования в нужный момент; проект отстает от графика как минимум на пять лет; еще необходимо завершить разработку детальных строительных проектов и отчуждение земельных участков; еще не внедрена система управления рисками и изменениями проекта RB; правительства и парламенты не всегда информированы о проблемах; не принято решение о модели эксплуатации и управления железнодорожной линией; решения о будущем АО RB Rail нет".
Что-то в проекте сделано, а по-настоящему не сделано ничего. А в бюджете проекта в странах Балтии вдруг возник дефицит в 10–19 млрд евро: затраты у Эстонии с 2017 года выросли с 1,35 млрд до 4,03 млрд евро, у Латвии – с 1,97 млрд до 9,59 млрд евро, у Литвы - с 2,47 млрд до 10,23 млрд евро. В мае 2024 года в Министерство финансов Латвии был подан запрос на выделение средств из госбюджета в размере более 2,8 млрд евро для проектной деятельности в 2025–2027 гг., предстоит купить и сами поезда (мы же умеем покупать поезда!) – 300 млн евро, а еще надо помнить, что ежегодные расходы на эксплуатацию железнодорожной линии составляют 500 млн евро.
Где взять деньги? Единственным смелым политиком оказался министр финансов Арвилс Ашераденс. Он заявил, что надо на 1% повысить НДС с нынешних 21 до 22%. Правда, его резко оборвала премьер-министр Эвика Силиня. Оправданно? Госконтроль в своем заключении высказался предельно ясно – если мы хотим железную дорогу, нам нужны деньги. А их отобрать можно только у наименее защищенных – у населения. Не повышать же налоги для скандинавских и других иностранных банков! Наш министр финансов этого не допустит. Арифметика говорит: придется поднять НДС, и не на один процент. Придется повысить и другие налоги. Железной дороге в Европу быть! И не беда, что денег может не хватить, чтобы протянуть нитку по Риге. Латыши пусть обождут, потерпят. Посмотрят, как эстонцы катаются.
Но главный вопрос в следующем: если проект продвигается с таким трудом и кровью, каково же его экономическое обоснование? Действительно ли он принесет 6,6 млрд евро – и 80% прибыли с пассажирских перевозок? Это предположения или реальные расчеты? Если расчеты, то на чем они основаны? Получается, что в лучшем случае проект окупится только через 70 лет. Никто и нигде не слышал, чтобы рельсы скоростных поездов служили 70 лет. Хотя… почему бы и нет? Интересно, сколько пассажиров будет ездить по этой линии каждый день и сколько будет стоить билет? Будет ли он дешевле самолетов авиакомпании Мартина Гаусса? Журналисты уже давно пытаются найти ответы на эти и другие вопросы. Но пока либо внятного ответа нет, либо в ответ – могильная тишина. Будто вагон заехал в депо и дверь захлопнулась.
Но вот депутатам "привалило счастье" – парламентская следственная комиссия. Конечно! Это же доплата к зарплате. Посмотрим, что об управлении деньгами Rail Baltica и решениях скажут мудрецы в Риге, бульвар Калпака, 6 (Генпрокуратура). Пока – тишина. Спешить некуда. Конечно, другое дело, если бы все это можно было бы связать с Айварсом Лембергсом или Айнарсом Шлесерсом. А других-то в чем винить? В конце концов все равно все запутается и утихнет.