Латвии придется повысить налоги, чтобы обеспечить эстонцам поезд в Европу?

© Sputnik / Sergey MelkonovОфициальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 13.06.2024
Подписаться
Из трех стран Балтии Латвия столкнулась с наибольшими проблемами при реализации проекта Rail Baltic, денег катастрофически не хватает, а ответственность за это брать никто не хочет
РИГА, 13 июн — Sputnik. Лет этак через 20 эстонцы, прихлебывая польское пиво, будут из окон вагонов смотреть, как латыши с затянутыми поясами грустно наблюдают за поездом, который потихоньку катит в сторону Европы. Самим-то ездить некогда – нужно возвращать внешние долги и усердно платить большие налоги. Такая картина возникает перед глазами, пока читаешь исследование проекта Rail Baltica, опубликованное Госконтролем, пишет Марис Краутманис в Neatkarīgā.
Во всей этой истории есть одна радостная новость – Госконтроль сказал суровую и неприятную для политиков правду.
Уже из содержания документа становится понятно, что за все эти годы никто со стороны государства и ответственных структур толком не следил за ходом реализации проекта Rail Baltica. Большие деньги как-то успешно потрачены. Сейчас, когда денег больше нет, все те, кто должен за что-то отвечать, хотя бы теоретически, разводят руками и что-то бессвязно "булькают".
Даже содержание документа Госконтроля показывает верхушку айсберга всеобъемлющей безответственности: "По-прежнему существует значительная неопределенность относительно бюджета проекта RB; не все затраты по проекту включены в бюджетную смету; основной риск проекта – отсутствие финансирования в нужный момент; проект отстает от графика как минимум на пять лет; еще необходимо завершить разработку детальных строительных проектов и отчуждение земельных участков; еще не внедрена система управления рисками и изменениями проекта RB; правительства и парламенты не всегда информированы о проблемах; не принято решение о модели эксплуатации и управления железнодорожной линией; решения о будущем АО RB Rail нет".
Что-то в проекте сделано, а по-настоящему не сделано ничего. А в бюджете проекта в странах Балтии вдруг возник дефицит в 10–19 млрд евро: затраты у Эстонии с 2017 года выросли с 1,35 млрд до 4,03 млрд евро, у Латвии – с 1,97 млрд до 9,59 млрд евро, у Литвы - с 2,47 млрд до 10,23 млрд евро. В мае 2024 года в Министерство финансов Латвии был подан запрос на выделение средств из госбюджета в размере более 2,8 млрд евро для проектной деятельности в 2025–2027 гг., предстоит купить и сами поезда (мы же умеем покупать поезда!) – 300 млн евро, а еще надо помнить, что ежегодные расходы на эксплуатацию железнодорожной линии составляют 500 млн евро.
Презентация плана строительства Центрального рижского узла новой железной дороги Rail Baltica - Sputnik Латвия, 1920, 12.06.2024
Латвия решила включить Ригу в первый этап строительства Rail Baltica. Но денег на это нет
Где взять деньги? Единственным смелым политиком оказался министр финансов Арвилс Ашераденс. Он заявил, что надо на 1% повысить НДС с нынешних 21 до 22%. Правда, его резко оборвала премьер-министр Эвика Силиня. Оправданно? Госконтроль в своем заключении высказался предельно ясно – если мы хотим железную дорогу, нам нужны деньги. А их отобрать можно только у наименее защищенных – у населения. Не повышать же налоги для скандинавских и других иностранных банков! Наш министр финансов этого не допустит. Арифметика говорит: придется поднять НДС, и не на один процент. Придется повысить и другие налоги. Железной дороге в Европу быть! И не беда, что денег может не хватить, чтобы протянуть нитку по Риге. Латыши пусть обождут, потерпят. Посмотрят, как эстонцы катаются.
Но главный вопрос в следующем: если проект продвигается с таким трудом и кровью, каково же его экономическое обоснование? Действительно ли он принесет 6,6 млрд евро – и 80% прибыли с пассажирских перевозок? Это предположения или реальные расчеты? Если расчеты, то на чем они основаны? Получается, что в лучшем случае проект окупится только через 70 лет. Никто и нигде не слышал, чтобы рельсы скоростных поездов служили 70 лет. Хотя… почему бы и нет? Интересно, сколько пассажиров будет ездить по этой линии каждый день и сколько будет стоить билет? Будет ли он дешевле самолетов авиакомпании Мартина Гаусса? Журналисты уже давно пытаются найти ответы на эти и другие вопросы. Но пока либо внятного ответа нет, либо в ответ – могильная тишина. Будто вагон заехал в депо и дверь захлопнулась.
Но вот депутатам "привалило счастье" – парламентская следственная комиссия. Конечно! Это же доплата к зарплате. Посмотрим, что об управлении деньгами Rail Baltica и решениях скажут мудрецы в Риге, бульвар Калпака, 6 (Генпрокуратура). Пока – тишина. Спешить некуда. Конечно, другое дело, если бы все это можно было бы связать с Айварсом Лембергсом или Айнарсом Шлесерсом. А других-то в чем винить? В конце концов все равно все запутается и утихнет.
Лента новостей
0