"Я не плачу, как только счет ляжет на стол": Бришкенс спорит со строителями Rail Baltica

CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns / Saeimas 8.decembra sēdeДепутат Сейма Латвии Каспарс Бришкенс
Депутат Сейма Латвии Каспарс Бришкенс  - Sputnik Латвия, 1920, 04.06.2024
Подписаться
EDzL приняла обязательства перед строителями, хотя денег на это в бюджете нет - министр сообщения требует оценить ответственность руководства компании
РИГА, 4 июн — Sputnik. Счета на 39 миллионов евро, выставленные строителями проекта Rail Baltica на покрытие инфляции, будут детально оценены, заявил министр сообщения Каспарс Бришкенс, указав, что сотрудники Eiropas Dzelzceļa līnijas и чиновники Минсообщения, возможно, приняли решения, не входящие в их полномочия.
Министр финансов Арвилс Ашераденс также отметил, что рост стоимости строительных работ не выглядит объективным.
Накануне стало известно, что компания Минсообщения Eiropas Dzelzceļa līnijas (EDzL), ответственная за реализацию работ на Рижском центральном вокзале и в аэропорту в рамках проекта Rail Baltica, испытывает трудности с оплатой счетов. Договоры со строителями предусматривали и коэффициенты инфляции, и выяснилось, что уплатить надо 39 млн евро.
Бришкенс отметил, что не будет слепо оплачивать все счета, которые положили ему на стол, и заявил – легитимность запроса будут детально проверять. "Это неприемлемые расходы, правление Eiropas Dzelzceļa līnijas взяло на себя обязательства по недоступному ей финансированию", – пояснил министр.
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 03.06.2024
Вокзал останется недостроенным призраком? У Rail Baltica в Латвии новые проблемы
Бришкенс признал, что на данный момент денег на погашение долга перед строителями нет. "Работы завершены и проиндексированы согласно указанным в контракте коэффициентам инфляции, но при этом правление Eiropas Dzelzceļa līnijas и, возможно, должностные лица Минсообщения, чью ответственность мы сейчас оцениваем, не имели полномочий взять на себя обязательства, зная, что денег нет. Всегда ведь было ощущение: сейчас мы придем с большим чеком и отправим его министру сообщения, который передаст его правительству".
Между тем министр финансов Ашераденс сообщил, что о долге перед строителями в размере 39 млн евро узнал две недели назад.
"В этом году мы эти деньги найти не сможем совершенно точно. Госбюджет очень напряжен. Если мы перейдем грань дефицита, мы окажемся в совершенно новой финансовой ситуации. И выражаю уважение министрам, которые сейчас не берут на себя новые обязательства", — сказал Ашераденс.
Министр финансов также отметил, что необходимо оценить контракты. "Задержки в проекте такие, что мало не покажется. Обычно это ответственность застройщика. И что это за рост цен? Такие проценты роста цен не выглядят объективными", – подчеркнул Ашераденс.
Бришкенс рассказал, что необходимое финансирование для покрытия обязательств по проектам Минсообщения будет искать в других европейских фондах, подчеркнув при этом, что "вся проблема – в решениях, которые люди приняли на свою голову".
Что касается возможной неплатежеспособности Eiropas Dzelzceļa līnijas, Бришкенс заявил, что такая ситуация недопустима.
В EDzL также заявили, что не рассматривает возможность открытия процедуры неплатежеспособности. В EDzL отметили, что в настоящее время строители Rail Baltica получают оплату за текущие работы, а также частично начали покрываться расходы на индексацию, вызванную инфляцией. Все вовлеченные стороны решают вопросы финансовых потоков Rail Baltica, со строителями ведутся активные и конструктивные переговоры по поводу пересмотра графика платежей, заявили в компании.
Минсообщения уже представило правительству информативный отчет о ходе реализации Rail Baltica. Пока что он имеет статус ограниченного доступа, но позже основная информация будет предоставлена и общественности.
Каспарс Бришкенс уже сообщил, что общие расходы Латвии на проект Rail Baltica пять лет назад оценивались примерно в 1,9 млрд евро, а теперь доля расходов на первом этапе как минимум утроилась.
Доклад может быть рассмотрен кабмином 11 июня. В докладе среди прочего обозначен сценарий реализации первой фазы проекта, что также важно для партнеров в Евросоюзе. "Мы прекрасно осознаем проблемы, связанные с наличием или частичным отсутствием финансирования", – сказал министр, добавив, что в докладе отмечены некоторые альтернативные источники финансирования.
Предполагается ли в докладе отказ от строительства трассы через Ригу на первом этапе, министр не уточнил.
Лента новостей
0