https://lv.sputniknews.ru/20240527/milliony-evro-na-khranenie-latviya-nikak-ne-vypustit-rossiyskie-udobreniya-27982591.html
Миллионы евро на хранение: Латвия никак не выпустит российские удобрения
Миллионы евро на хранение: Латвия никак не выпустит российские удобрения
Sputnik Латвия
Часть удобрений была вывезена из Латвии в рамках Всемирной продовольственной программы ООН, но более 120 тыс. тонн продолжает храниться в Латвии, и когда груз... 27.05.2024, Sputnik Латвия
2024-05-27T10:30+0300
2024-05-27T10:30+0300
2024-10-30T08:42+0200
новости латвии
калийные удобрения
uralchem trading sia
оон
удобрения
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/487/48/4874857_0:108:2049:1261_1920x0_80_0_0_5374c66f7d3a976e493d631388f8de14.jpg
РИГА, 27 мая — Sputnik. Уже более двух лет в Латвии остаются российские минеральные удобрения, которые были заблокированы из-за санкций в отношении Дмитрия Мазепина. Хранение потенциально опасного груза беспокоит Государственную службу среды (ГСС). Главные опасения связаны с хранением удобрений в Рижском порту, на территории компании Systems Recycling, у которой на складе размещены около сотни контейнеров примерно с 6 тыс. тонн замороженных грузов. Калвис Авотиньш, директор Рижского регионального управления ГСС, обращает внимание на то, что хранение у этого предприятия происходит без полного соблюдения нормативных актов — нет программы управления рисками для работы с такими грузами. Минимальные меры безопасности там соблюдаются, но проблема в том, что там хранятся как минимум шесть разных видов минеральных удобрений в расфасованном виде. Вывоз этих грузов может быть сложным и дорогим. Соблюдение повышенных мер безопасности заставляет предприятие ежемесячно вкладывать около 40 тыс. евро. Systems Recycling уже несколько раз обращалась в ответственные учреждения, министерства, Сейм и даже к президенту страны с просьбой помочь найти решение и вывезти удобрения. Глава компании Иварс Валлис в письменном комментарии отмечает: "Многократная переписка за два года не дала никакого результата. Ровно наоборот — привела к неприятным последствиям. Мы получили штрафы от предприятий в условиях, на которые не можем повлиять. И у нас возникли другие издержки". Министерство охраны среды и регионального развития ищет альтернативные решения без программы ООН. В апреле правительству направили доклад, рассмотрение которого отложили, видимо, до осени. У документа статус ограниченной доступности. Руководитель юридической дирекции МИД Санита Пекале сообщила, что резолюцией премьера поручено искать решения и оценить, не создает ли нынешняя ситуация угрозы для среды: "Потому что мы видим, что таможенный склад Systems Recycling не предназначен для долгого хранения таких минеральных удобрений". Больше всего удобрений, которые есть в Латвии и из-за санкций никуда не двигаются, находится на судне Asian Majesty — 55 тыс. тонн стоимостью около 17 млн евро. Само судно пришвартовано в Рижском заливе с 5 марта 2022-го, поскольку вскоре после его загрузки владелец Мазепин — на тот момент владелец "Уралхима" — был включен в санкционный список Евросоюза, и Таможенное управления Службы госдоходов запретило вывозить этот груз. Его даже нельзя было выгрузить обратно на терминал Riga Fertilizer Terminal, поскольку контрольный пакет стивидора также принадлежит Мазепину. В Таможенном управлении отмечают, что решение было предложено — перевезти груз в какую-то другую страну ЕС. "К сожалению, ни со стороны владельцев судна, ни со стороны владельцев груза никаких действий не последовало", — сообщила заместитель директора этого управления Сандра Карклиня-Админе. Решение Таможенного управления оспорил в суде владелец судна, тайваньская компания U Ming Marine Transport, в заявлении выразив недовольство принудительным хранением замороженного груза. Расходы из-за простоя судна могут измеряться миллионами. Оно отправляется на заправку на Готланд, команда — более десяти человек — каждые несколько месяцев меняется, выполняет свои задачи, получает зарплату. Суд первой инстанции заявление U Ming Marine Transport отклонил. Административный окружной суд решение огласит через месяц. Сообщается, что вопрос о передаче груза с Asian Majesty для нужд программы ООН сейчас приближается к согласованию. Из публичных источников известно, что судно может отправиться в Шри-Ланку. "Ни одно латвийское учреждение не вовлечено в решение этого вопроса напрямую, потому что договор заключается между страной — получателем Продовольственной программы ООН и владельцем груза. По нашей договоренности с Программой, как только договор будет заключен, мы его получим. Министерство иностранных дел получает договор и дает зеленый свет латвийским учреждениям, чтобы судно могло выйти из Рижского порта", — пояснила Пекале из МИД. Латвия согласилась участвовать в Продовольственной программе ООН в конце 2022 года. С того момента из Вентспилса и Риги вывезли три груза — в Кению, Зимбабве и Нигерию. Последняя отправка позволила разгрузить склады вентспилсского стивидора Kālija parks. После отправки первой партии удобрений ООН убытки предприятия были покрыты в несколько миллионов евро. На терминале Kālija parks находится еще около 18 тыс. тонн удобрений. Как рассказал представитель компании, присяжный адвокат Янис Лозе, предприятие надеется в сотрудничестве со Службой финансовой разведки прийти к решению — продаже груза. На терминале же Riga Fertilizer Terminal находятся 47 тыс. тонн минеральных удобрений, включая 9 тыс. тонн нитрата аммония. Защитники среды призывают решить этот вопрос как можно быстрее, потому что надзор требует ресурсов и со стороны контролирующей службы. "Ситуация неудовлетворительная. Что я в основном хочу отметить — неопределенные обстоятельства в отношении этого пожертвования в рамках программы ООН", — сообщил Калвис Авотиньш из Госслужбы охраны среды. МИД признает, что решение вопроса с Продовольственной программой ООН трудно прогнозировать и что это якобы не зависит от Латвии — разрешение дано в декабре 2022 года.
https://lv.sputniknews.ru/20240508/mid-rf-vlasti-latvii-estonii-belgii-uderzhivayut-100-tysyach-tonn-rossiyskikh-udobreniy-27858928.html
https://lv.sputniknews.ru/20240403/sudno-s-rossiyskimi-udobreniyami-tretiy-god-ne-mozhet-pokinut-rigu-27624103.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/487/48/4874857_113:0:1936:1367_1920x0_80_0_0_9b19c2daba979f3fe87f45423c0d04de.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, калийные удобрения, uralchem trading sia, оон, удобрения
новости латвии, калийные удобрения, uralchem trading sia, оон, удобрения
Миллионы евро на хранение: Латвия никак не выпустит российские удобрения
10:30 27.05.2024 (обновлено: 08:42 30.10.2024) Часть удобрений была вывезена из Латвии в рамках Всемирной продовольственной программы ООН, но более 120 тыс. тонн продолжает храниться в Латвии, и когда груз сможет покинуть страну, неясно
РИГА, 27 мая — Sputnik. Уже более двух лет в Латвии остаются российские минеральные удобрения, которые были заблокированы из-за санкций в отношении Дмитрия Мазепина.
Хранение потенциально опасного груза беспокоит Государственную службу среды (ГСС). Главные опасения связаны с хранением удобрений в Рижском порту, на территории компании Systems Recycling, у которой на складе размещены около сотни контейнеров примерно с 6 тыс. тонн замороженных грузов.
Калвис Авотиньш, директор Рижского регионального управления ГСС, обращает внимание на то, что хранение у этого предприятия происходит без полного соблюдения нормативных актов — нет программы управления рисками для работы с такими грузами. Минимальные меры безопасности там соблюдаются, но проблема в том, что там хранятся как минимум шесть разных видов минеральных удобрений в расфасованном виде. Вывоз этих грузов может быть сложным и дорогим.
Соблюдение повышенных мер безопасности заставляет предприятие ежемесячно вкладывать около 40 тыс. евро. Systems Recycling уже несколько раз обращалась в ответственные учреждения, министерства, Сейм и даже к президенту страны с просьбой помочь найти решение и вывезти удобрения. Глава компании Иварс Валлис в письменном комментарии отмечает: "Многократная переписка за два года не дала никакого результата. Ровно наоборот — привела к неприятным последствиям. Мы получили штрафы от предприятий в условиях, на которые не можем повлиять. И у нас возникли другие издержки".
Министерство охраны среды и регионального развития ищет альтернативные решения без программы ООН. В апреле правительству направили доклад, рассмотрение которого отложили, видимо, до осени. У документа статус ограниченной доступности. Руководитель юридической дирекции МИД Санита Пекале сообщила, что резолюцией премьера поручено искать решения и оценить, не создает ли нынешняя ситуация угрозы для среды: "Потому что мы видим, что таможенный склад Systems Recycling не предназначен для долгого хранения таких минеральных удобрений".
Больше всего удобрений, которые есть в Латвии и из-за санкций никуда не двигаются, находится на судне Asian Majesty — 55 тыс. тонн стоимостью около 17 млн евро. Само судно пришвартовано в Рижском заливе с 5 марта 2022-го, поскольку вскоре после его загрузки владелец Мазепин — на тот момент владелец "Уралхима" — был включен в санкционный список Евросоюза, и Таможенное управления Службы госдоходов запретило вывозить этот груз.
Его даже нельзя было выгрузить обратно на терминал Riga Fertilizer Terminal, поскольку контрольный пакет стивидора также принадлежит Мазепину.
В Таможенном управлении отмечают, что решение было предложено — перевезти груз в какую-то другую страну ЕС. "К сожалению, ни со стороны владельцев судна, ни со стороны владельцев груза никаких действий не последовало", — сообщила заместитель директора этого управления Сандра Карклиня-Админе.
Решение Таможенного управления оспорил в суде владелец судна, тайваньская компания U Ming Marine Transport, в заявлении выразив недовольство принудительным хранением замороженного груза.
Расходы из-за простоя судна могут измеряться миллионами. Оно отправляется на заправку на Готланд, команда — более десяти человек — каждые несколько месяцев меняется, выполняет свои задачи, получает зарплату.
Суд первой инстанции заявление U Ming Marine Transport отклонил. Административный окружной суд решение огласит через месяц.
Сообщается, что вопрос о передаче груза с Asian Majesty для нужд программы ООН сейчас приближается к согласованию. Из публичных источников известно, что судно может отправиться в Шри-Ланку.
"Ни одно латвийское учреждение не вовлечено в решение этого вопроса напрямую, потому что договор заключается между страной — получателем Продовольственной программы ООН и владельцем груза. По нашей договоренности с Программой, как только договор будет заключен, мы его получим. Министерство иностранных дел получает договор и дает зеленый свет латвийским учреждениям, чтобы судно могло выйти из Рижского порта", — пояснила Пекале из МИД.
Латвия согласилась участвовать в Продовольственной программе ООН в конце 2022 года. С того момента из Вентспилса и Риги вывезли три груза — в Кению, Зимбабве и Нигерию. Последняя отправка позволила разгрузить склады вентспилсского стивидора Kālija parks. После отправки первой партии удобрений ООН убытки предприятия были покрыты в несколько миллионов евро.
На терминале Kālija parks находится еще около 18 тыс. тонн удобрений. Как рассказал представитель компании, присяжный адвокат Янис Лозе, предприятие надеется в сотрудничестве со Службой финансовой разведки прийти к решению — продаже груза.
На терминале же Riga Fertilizer Terminal находятся 47 тыс. тонн минеральных удобрений, включая 9 тыс. тонн нитрата аммония. Защитники среды призывают решить этот вопрос как можно быстрее, потому что надзор требует ресурсов и со стороны контролирующей службы. "Ситуация неудовлетворительная. Что я в основном хочу отметить — неопределенные обстоятельства в отношении этого пожертвования в рамках программы ООН", — сообщил Калвис Авотиньш из Госслужбы охраны среды.
МИД признает, что решение вопроса с Продовольственной программой ООН трудно прогнозировать и что это якобы не зависит от Латвии — разрешение дано в декабре 2022 года.