https://lv.sputniknews.ru/20240415/peredel-kormushki-mogut-li-novye-reformy-v-latvii-izmenit-appetity-chinovnikov-27707387.html
Передел кормушки: могут ли новые реформы в Латвии изменить аппетиты чиновников
Передел кормушки: могут ли новые реформы в Латвии изменить аппетиты чиновников
Sputnik Латвия
На последнем заседании коалиционного совета случилась мини-сенсация – премьер договорилась с партнерами по правительству о радикальной реформе управления... 15.04.2024, Sputnik Латвия
2024-04-15T11:40+0300
2024-04-15T11:40+0300
2024-04-15T12:05+0300
новости латвии
латвия
чиновники
эвика силиня
деньги
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/44/19/441930_0:0:1401:788_1920x0_80_0_0_4cdb5823ba730dcc26a65e69a3475562.jpg
РИГА, 15 апр — Sputnik. Насколько эта реформа действительно будет радикальной – это откроется со временем, но пока, насколько можно понять по итогам пресс-конференции Эвики Силини, речь идет о планах уменьшить число членов правления и советов этих самых предприятий, пишет газета "Сегодня". Подработка и еще подработка Мы уже неоднократно обращали внимание на кормушку, которую устроили себе многие руководители (члены правления и советов) госпредприятий. Некоторые особо наглые и одаренные функционеры умудряются работать сразу в двух-трех советах или одновременно на госпредприятии или муниципальном предприятии и в частном бизнесе. Как возможно все это совмещать и успевать? Во-первых, система устроена таким образом, что члены совета могут на работе как бы и не появляться – кроме обязательных собраний и совещаний (пару раз в месяц), но это не мешает им получать ежемесячное вознаграждение. Критерии отбора на данные должности очень размыты, ответственность членов совета на порядок ниже или даже она весьма условная, в отличие от членов правления, которые осуществляют реальное управление. Красиво жить не запретишь, а если попробовать? Впрочем, размытые полномочия не мешают членам совета, еще и совмещая эту работу с подработкой (подработками), получать очень даже конкурентоспособное жалованье. Отдельные особо одаренные функционеры таким образом умудряются в месяц зарабатывать по 10–14 тысяч евро на руки! То есть зарплату, которой бы позавидовали многие топ-менеджеры больших компаний, реально зарабатывающие деньги за счет продуманного бизнеса, в условиях жесткой конкуренции, а не за счет бюджетных и европейских ассигнований и пользуясь зачастую монопольным положением предприятия. Теперь премьер "грозится" повысить требования к управленцам и больше привлекать специалистов европейского уровня – со знанием иностранных языков или, точнее, официальных языков стран ЕС. Очевидно, что иностранцев можно будет привлекать скорее на работу в совет, нежели в правление, поскольку для работы в правлении необходимо владеть госязыком на высшую категорию. Или придется менять закон. По-прежнему актуален вопрос, а нужны ли нам на госпредприятиях советы? Может, стоит вернуться к посткризисному времени – с 2009-го по 2013-й, – когда советов не было? Правления в этом случае могут напрямую подчиняться держателям капитала – руководству министерств и исполнительным директорам самоуправлений соответственно. Это сэкономит средства, упростит вертикаль власти, и ответственность более не будет размыта. Биржа как толчок к переменам Так или иначе, но подобная реформа назрела и даже перезрела. Безусловно, толчком к ней послужило не только и не столько желание "умерить аппетиты" тех, кто дорвался до кормушки, сколько необходимость навести порядок в управлении из-за планов правительства начать котировку акций государственных и крупных муниципальных предприятий на бирже. Понятно, что инвесторы уж точно не захотят кормить этих, простите, зажравшихся функционеров. Чтобы предприятие было привлекательным в глазах будущих акционеров, пусть и миноритарных, оно должно иметь действительно профессиональных управленцев. Подобраться к чиновникам Справедливости ради заметим, что это не единственная административно-управленческая реформа, которую затеяла премьер. Так, запущен, правда, пока весьма медленно, процесс уменьшения бюрократической нагрузки в разных сферах – начать власти решили с упрощения регулирования всего, что связано с недвижимостью (проект строительства, утверждение проекта, различные требования по строительству и согласования…). Но ясно, что нужна "дебюрократизация" и в других сферах – в частности, давно пора сократить срок ответа на запросы и вопросы физических и юридических лиц. Оптимальный срок должен был быть 10 рабочих дней. И лишь в редких случаях, когда требуется какая-то дополнительная проверка, – 20 рабочих дней, а не минимум месяц, как сейчас. Нужна другая реформа! Все это, конечно, хорошо, но… явно недостаточно! Уже давно нужно было властям решиться на сокращение госуправления – такое количество клерков при постоянно уменьшающемся населении и повышающемся уровне компьютеризации, когда уже задействован и искусственный интеллект, Латвии точно не нужно. Скажем даже больше – такой госаппарат оставшимся жителям уже не потянуть! Можно спорить о том, следует ли сократить госаппарат на 30 процентов, как предлагает оппозиция, или, для начала, на 10–15 процентов, но главное – начать! Сделать первый шаг! Фактически на такие масштабные реформы у правящих совсем мало времени – около полутора лет. Потом начнется уже предвыборная кампания в Сейм и страх правящих обидеть значимую долю электората – чиновников. Сокращение госаппарата позволит высвободить десятки миллионов евро – особенно если власти решатся и на объединение ряда министерств. Именно такая реформа необходима сегодня Латвии, а не какие-то косметические изменения.
https://lv.sputniknews.ru/20240228/yaschik-pandory-v-latvii-gotovyatsya-peresmatrivat-itogi-kraevoy-reformy-27355683.html
https://lv.sputniknews.ru/20240406/za-sovety-schedro-platyat-latviyskie-chinovniki-znayut-gde-kormushka-27645422.html
латвия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/44/19/441930_117:0:1168:788_1920x0_80_0_0_5773f50d30d32716462a5b9729216a2e.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, латвия, чиновники, эвика силиня, деньги
новости латвии, латвия, чиновники, эвика силиня, деньги
Передел кормушки: могут ли новые реформы в Латвии изменить аппетиты чиновников
11:40 15.04.2024 (обновлено: 12:05 15.04.2024) На последнем заседании коалиционного совета случилась мини-сенсация – премьер договорилась с партнерами по правительству о радикальной реформе управления государственными и муниципальными предприятиями
РИГА, 15 апр — Sputnik. Насколько эта реформа действительно будет радикальной – это откроется со временем, но пока, насколько можно понять по итогам пресс-конференции Эвики Силини, речь идет о планах уменьшить число членов правления и советов этих самых предприятий, пишет газета "Сегодня".
Подработка и еще подработка
Мы уже неоднократно обращали внимание на кормушку, которую устроили себе многие руководители (члены правления и советов) госпредприятий. Некоторые особо наглые и одаренные функционеры умудряются работать сразу в двух-трех советах или одновременно на госпредприятии или муниципальном предприятии и в частном бизнесе. Как возможно все это совмещать и успевать?
Во-первых, система устроена таким образом, что члены совета могут на работе как бы и не появляться – кроме обязательных собраний и совещаний (пару раз в месяц), но это не мешает им получать ежемесячное вознаграждение. Критерии отбора на данные должности очень размыты, ответственность членов совета на порядок ниже или даже она весьма условная, в отличие от членов правления, которые осуществляют реальное управление.
Красиво жить не запретишь, а если попробовать?
Впрочем, размытые полномочия не мешают членам совета, еще и совмещая эту работу с подработкой (подработками), получать очень даже конкурентоспособное жалованье. Отдельные особо одаренные функционеры таким образом умудряются в месяц зарабатывать по 10–14 тысяч евро на руки! То есть зарплату, которой бы позавидовали многие топ-менеджеры больших компаний, реально зарабатывающие деньги за счет продуманного бизнеса, в условиях жесткой конкуренции, а не за счет бюджетных и европейских ассигнований и пользуясь зачастую монопольным положением предприятия.
Теперь премьер "грозится" повысить требования к управленцам и больше привлекать специалистов европейского уровня – со знанием иностранных языков или, точнее, официальных языков стран ЕС. Очевидно, что иностранцев можно будет привлекать скорее на работу в совет, нежели в правление, поскольку для работы в правлении необходимо владеть госязыком на высшую категорию. Или придется менять закон.
По-прежнему актуален вопрос, а нужны ли нам на госпредприятиях советы? Может, стоит вернуться к посткризисному времени – с 2009-го по 2013-й, – когда советов не было? Правления в этом случае могут напрямую подчиняться держателям капитала – руководству министерств и исполнительным директорам самоуправлений соответственно. Это сэкономит средства, упростит вертикаль власти, и ответственность более не будет размыта.
Биржа как толчок к переменам
Так или иначе, но подобная реформа назрела и даже перезрела. Безусловно, толчком к ней послужило не только и не столько желание "умерить аппетиты" тех, кто дорвался до кормушки, сколько необходимость навести порядок в управлении из-за планов правительства начать котировку акций государственных и крупных муниципальных предприятий на бирже.
Понятно, что инвесторы уж точно не захотят кормить этих, простите, зажравшихся функционеров. Чтобы предприятие было привлекательным в глазах будущих акционеров, пусть и миноритарных, оно должно иметь действительно профессиональных управленцев.
Справедливости ради заметим, что это не единственная административно-управленческая реформа, которую затеяла премьер. Так, запущен, правда, пока весьма медленно, процесс уменьшения бюрократической нагрузки в разных сферах – начать власти решили с упрощения регулирования всего, что связано с недвижимостью (проект строительства, утверждение проекта, различные требования по строительству и согласования…).
Но ясно, что нужна "дебюрократизация" и в других сферах – в частности, давно пора сократить срок ответа на запросы и вопросы физических и юридических лиц. Оптимальный срок должен был быть 10 рабочих дней. И лишь в редких случаях, когда требуется какая-то дополнительная проверка, – 20 рабочих дней, а не минимум месяц, как сейчас.
Все это, конечно, хорошо, но… явно недостаточно! Уже давно нужно было властям решиться на сокращение госуправления – такое количество клерков при постоянно уменьшающемся населении и повышающемся уровне компьютеризации, когда уже задействован и искусственный интеллект, Латвии точно не нужно. Скажем даже больше – такой госаппарат оставшимся жителям уже не потянуть! Можно спорить о том, следует ли сократить госаппарат на 30 процентов, как предлагает оппозиция, или, для начала, на 10–15 процентов, но главное – начать! Сделать первый шаг!
Фактически на такие масштабные реформы у правящих совсем мало времени – около полутора лет. Потом начнется уже предвыборная кампания в Сейм и страх правящих обидеть значимую долю электората – чиновников. Сокращение госаппарата позволит высвободить десятки миллионов евро – особенно если власти решатся и на объединение ряда министерств. Именно такая реформа необходима сегодня Латвии, а не какие-то косметические изменения.