https://lv.sputniknews.ru/20240401/nikto-tochno-ne-znaet-chto-budet-s-latviey-v-sluchae-prekrascheniya-torgovli-s-rf-27608114.html
Никто точно не знает, что будет с Латвией в случае прекращения торговли с РФ
Никто точно не знает, что будет с Латвией в случае прекращения торговли с РФ
Sputnik Латвия
В Латвии идет дискуссия относительно разрыва экономических связей с РФ, в Сейме прошли многочасовые дебаты, но никаких решений не было принято. Никто не знает... 01.04.2024, Sputnik Латвия
2024-04-01T12:39+0300
2024-04-01T12:39+0300
2024-04-01T12:39+0300
новости экономики латвии
грузоперевозки
латвийская железная дорога (ldz)
арвилс ашераденс
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/487/43/4874324_0:214:2049:1367_1920x0_80_0_0_9542dd8f63dc4422486b47c79c9cddfd.jpg
РИГА, 1 апр — Sputnik. Правящая коалиция придерживается убеждения, что для Латвии неэффективно в одностороннем порядке запрещать торговлю с Россией. На российскую экономику это не повлияет, но ослабит латвийскую. Коалиция считает, что решение о прекращении экономического сотрудничества с РФ в целом или хотя бы на уровне отдельных секторов должен принимать весь ЕС, сообщает TV3."Мы обязательно добьемся того, что на уровне всего Евросоюза эта марганцевая руда будет запрещена, потому что мы были первой страной и наш премьер вынесла этот вопрос на повестку дня Совета Европы и поставила перед нашими региональными партнерами. Это будет сделано", - заявил депутат Сейма от "Нового Единства" Эдмундс Юревицс. С момента начатого российской СВО на Украине экспорт из Латвии в Россию не сильно изменился - еще в прошлом году он превышал 1,2 млрд евро. Однако импорт сократился: с 1,8 млрд евро в 2022 году до 606 млн в прошлом. Больше всего от России зависят латвийские порты и железная дорога. Грузооборот портов в прошлом году сократился до 38,7 млн тонн - это почти вдвое меньше, чем 10 лет назад. Еще заметнее спад в грузоперевозках по железной дороге - объем уменьшился в 3,5 раза, в прошлом году составив лишь чуть более 15,6 млн тонн. В этой связи государству пришлось дотировать LDz - собственных доходов уже не хватает на содержание инфраструктуры, которая необходима и для осуществления и пассажироперевозок. "Сейчас у нас образовалась уже 65-миллионная недостача. Это означает, что государство уже сейчас платит железнодорожной инфраструктуре на 65 миллионов. Ведь доходов, получаемых Latvijas dzelzceļš от своей коммерческой деятельности, недостаточно, чтобы покрыть эту инфраструктуру", - заявил министр сообщения Каспарс Бришкенс ("Прогрессивные"). Председатель правления Latvijas dzelzceļš Риналдс Плявниекс отметил, что объем перевезенных государственным предприятием грузов в Россию и Беларусь составляет около 50%. Из них 45% грузов идет в Россию, 6% - в Беларусь. Политики приводят разные цифры, характеризующие влияние России на народное хозяйство Латвии. У каждого они разные. Министр земледелия Армандс Краузе заявил, что это влияние еще только подсчитывается. Но Минземледелия - не профильное ведомство, и этой работой оно не занимается. В Минфине заявили, что расчеты влияния разрыва экономических связей с Россией на бюджет не ведутся. Там опираются на доступную информацию о показателях импорта и экспорта с Россией. Министр финансов Арвилс Ашераденс ("Новое Единство"): "Мы сами подсчитали только прямое влияние. В целом, если я правильно помню, общий объем экспорта в Россию в 2023 году составил 1,3 млрд евро, а импорт - около 620 млн евро. Тот баланс, который мы оцениваем в министерстве финансов, составляет примерно 500-550 млн евро, что было бы его прямым влиянием на экономику. Если мы экстраполируем его прямое влияние на ВВП, это будет между 0,5-1% ВВП, что следует считать в минусе, если мы прекратим торговлю с Россией". Некоторые расчеты сделало министерство экономики. На прошлой неделе на заседании бюджетной комиссии Сейма представитель министерства пояснил, что оценено, в каких секторах сотрудничество с Россией может быть прекращено. Документ, впрочем, имеет статус ограниченного доступа. Единственный, кто провел комплексную оценку, - Банк Латвии, но это было два года назад. Эксперты тогда пришли к выводу, что экономические отношения с Россией составляют около 2% ВВП Латвии. В денежном выражении это 800-900 миллионов евро. Руководитель управления монетарной политики Банка Латвии Улдис Руткасте указывает: "По большому счету те предприятия, которые сотрудничают с Россией, у них объем бизнеса уменьшается. Практические последствия будут заключаться в том, что, скорее всего, у части из них бизнес закончится совсем, они уволят сотрудников, и влияние на тот момент будет негативным. Но надо понимать, что сейчас рынок труда достаточно напряженный, в очень многих отраслях работников не хватает. Если какая-то отрасль, например транзит, увольняет работников, в таких условиях значительная их часть вскоре найдет работу в другом месте". Президент Банка Латвии Мартиньш Казакс уверен, что с российского рынка латвийским компаниям нужно уходить. "Тот миф, или надежда, или бизнес-модель, что Латвия будет мостом между Востоком и Западом, давно себя изжила. Там нет ни моста, ни мостков. Там уже ничего нет", - сказал он. По его мнению, уходя с российского рынка, Латвия "получает лучший будущий рост и гораздо более успешное использование ресурсов". На созванном в четверг заседании Совета портов решено сформировать очередную рабочую группу и в течение двух месяцев изучить, какие последствия для латвийской экономики будет иметь полный разрыв транзита и торговли с Россией. Отрасли должны изучить несколько сценариев. Правда, вопреки положению, заседание Совета портов было объявлено закрытым, поскольку там обсуждалась информация ограниченного доступа. Теперь от общества ждут доверия к тайно принятым правительственным решениям, об обоснованности которых ответственные лица избегают говорить публично.
https://lv.sputniknews.ru/20240329/latviya-khochet-za-dva-mesyatsa-pridumat-chem-budut-zanimatsya-ee-porty-i-zhd-bez-gruzov-iz-rf-27595652.html
https://lv.sputniknews.ru/20240328/latviyskie-deputaty-poboyalis-golosovat-za-razryv-ekonomicheskikh-svyazey-s-rf-27589247.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/487/43/4874324_226:0:2049:1367_1920x0_80_0_0_dba8788e0949d217470f9c001f7d9f4e.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, грузоперевозки, латвийская железная дорога (ldz), арвилс ашераденс
новости экономики латвии, грузоперевозки, латвийская железная дорога (ldz), арвилс ашераденс
Никто точно не знает, что будет с Латвией в случае прекращения торговли с РФ
В Латвии идет дискуссия относительно разрыва экономических связей с РФ, в Сейме прошли многочасовые дебаты, но никаких решений не было принято. Никто не знает точно, что для экономики Латвии означал бы полный разрыв торговых связей с Россией
РИГА, 1 апр — Sputnik. Правящая коалиция придерживается убеждения, что для Латвии неэффективно в одностороннем порядке запрещать торговлю с Россией. На российскую экономику это не повлияет, но ослабит латвийскую. Коалиция считает, что решение о прекращении экономического сотрудничества с РФ в целом или хотя бы на уровне отдельных секторов должен принимать весь ЕС, сообщает
TV3.
"Мы обязательно добьемся того, что на уровне всего Евросоюза эта марганцевая руда будет запрещена, потому что мы были первой страной и наш премьер вынесла этот вопрос на повестку дня Совета Европы и поставила перед нашими региональными партнерами. Это будет сделано", - заявил депутат Сейма от "Нового Единства" Эдмундс Юревицс.
С момента начатого российской СВО на Украине экспорт из Латвии в Россию не сильно изменился - еще в прошлом году он превышал 1,2 млрд евро. Однако импорт сократился: с 1,8 млрд евро в 2022 году до 606 млн в прошлом.
Больше всего от России зависят латвийские порты и железная дорога. Грузооборот портов в прошлом году сократился до 38,7 млн тонн - это почти вдвое меньше, чем 10 лет назад. Еще заметнее спад в грузоперевозках по железной дороге - объем уменьшился в 3,5 раза, в прошлом году составив лишь чуть более 15,6 млн тонн. В этой связи государству пришлось дотировать LDz - собственных доходов уже не хватает на содержание инфраструктуры, которая необходима и для осуществления и пассажироперевозок.
"Сейчас у нас образовалась уже 65-миллионная недостача. Это означает, что государство уже сейчас платит железнодорожной инфраструктуре на 65 миллионов. Ведь доходов, получаемых Latvijas dzelzceļš от своей коммерческой деятельности, недостаточно, чтобы покрыть эту инфраструктуру", - заявил министр сообщения Каспарс Бришкенс ("Прогрессивные").
Председатель правления Latvijas dzelzceļš Риналдс Плявниекс отметил, что объем перевезенных государственным предприятием грузов в Россию и Беларусь составляет около 50%. Из них 45% грузов идет в Россию, 6% - в Беларусь.
Политики приводят разные цифры, характеризующие влияние России на народное хозяйство Латвии. У каждого они разные.
Министр земледелия Армандс Краузе заявил, что это влияние еще только подсчитывается. Но Минземледелия - не профильное ведомство, и этой работой оно не занимается.
В Минфине заявили, что расчеты влияния разрыва экономических связей с Россией на бюджет не ведутся. Там опираются на доступную информацию о показателях импорта и экспорта с Россией.
Министр финансов Арвилс Ашераденс ("Новое Единство"): "Мы сами подсчитали только прямое влияние. В целом, если я правильно помню, общий объем экспорта в Россию в 2023 году составил 1,3 млрд евро, а импорт - около 620 млн евро. Тот баланс, который мы оцениваем в министерстве финансов, составляет примерно 500-550 млн евро, что было бы его прямым влиянием на экономику. Если мы экстраполируем его прямое влияние на ВВП, это будет между 0,5-1% ВВП, что следует считать в минусе, если мы прекратим торговлю с Россией".
Некоторые расчеты сделало министерство экономики. На прошлой неделе на заседании бюджетной комиссии Сейма представитель министерства пояснил, что оценено, в каких секторах сотрудничество с Россией может быть прекращено. Документ, впрочем, имеет статус ограниченного доступа.
Единственный, кто провел комплексную оценку, - Банк Латвии, но это было два года назад. Эксперты тогда пришли к выводу, что экономические отношения с Россией составляют около 2% ВВП Латвии. В денежном выражении это 800-900 миллионов евро.
Руководитель управления монетарной политики Банка Латвии Улдис Руткасте указывает: "По большому счету те предприятия, которые сотрудничают с Россией, у них объем бизнеса уменьшается. Практические последствия будут заключаться в том, что, скорее всего, у части из них бизнес закончится совсем, они уволят сотрудников, и влияние на тот момент будет негативным. Но надо понимать, что сейчас рынок труда достаточно напряженный, в очень многих отраслях работников не хватает. Если какая-то отрасль, например транзит, увольняет работников, в таких условиях значительная их часть вскоре найдет работу в другом месте".
Президент Банка Латвии Мартиньш Казакс уверен, что с российского рынка латвийским компаниям нужно уходить. "Тот миф, или надежда, или бизнес-модель, что Латвия будет мостом между Востоком и Западом, давно себя изжила. Там нет ни моста, ни мостков. Там уже ничего нет", - сказал он.
По его мнению, уходя с российского рынка, Латвия "получает лучший будущий рост и гораздо более успешное использование ресурсов".
На созванном в четверг заседании Совета портов решено сформировать очередную рабочую группу и в течение двух месяцев изучить, какие последствия для латвийской экономики будет иметь полный разрыв транзита и торговли с Россией. Отрасли должны изучить несколько сценариев.
Правда, вопреки положению, заседание Совета портов было объявлено закрытым, поскольку там обсуждалась информация ограниченного доступа. Теперь от общества ждут доверия к тайно принятым правительственным решениям, об обоснованности которых ответственные лица избегают говорить публично.