https://lv.sputniknews.ru/20240329/latviya-khochet-za-dva-mesyatsa-pridumat-chem-budut-zanimatsya-ee-porty-i-zhd-bez-gruzov-iz-rf-27595652.html
Латвия хочет за два месяца придумать, чем будут заниматься ее порты и ж/д без грузов из РФ
Латвия хочет за два месяца придумать, чем будут заниматься ее порты и ж/д без грузов из РФ
Sputnik Латвия
Премьер-министр Эвика Силиня поручила Минсообщения и Минэкономики разработать план по переориентации транспортно-логистического сектора с России и Беларуси 29.03.2024, Sputnik Латвия
2024-03-29T10:45+0200
2024-03-29T10:45+0200
2024-03-29T10:49+0200
новости экономики латвии
каспарс бришкенс
грузоперевозки
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/06/07/17054229_256:0:3897:2048_1920x0_80_0_0_ed7fcf0eb7c5d014d5fcb76fcecd4b8f.jpg
РИГА, 29 мар — Sputnik. Минсообщения на заседании Латвийского совета портов, транзита и логистики предложило пять направлений переориентации латвийских портов и логистической отрасли, которая сейчас ориентирована на грузопотоки из России и Беларуси. Премьер Эвика Силиня после заседания сообщила, что пришла к выводу, что отрасль готова к переменам. Министр сообщения Каспарс Бришкенс заявил, что поставить точку в многолетней зависимости от транзита российского происхождения — в интересах безопасности и роста Латвии. На заседании совета Минсообщения предложило пять приоритетных направлений, как конкретно переориентировать латвийскую отрасль портов и логистики, а именно: грузопотоки и инвестиции из стран-союзниц, латвийский экспорт и внутренние перевозки, промышленное развитие в портах / специальных экономических зонах, энергетические проекты возобновляемых ресурсов и военная мобильность. Что касается грузопотоков и инвестиций из стран-союзниц — Бришкенс отметил, что новые грузы сами по себе не появятся, поэтому Латвии придется их активно искать. Все последние годы представители транзитной отрасли и политики об этом и говорили, но на практике ни один масштабный проект реализовать не удалось. В первую очередь латвийские стивидоры рассчитывали на грузы из Китая, но латвийский коридор оказался невостребованным, а в свете новых геополитических событий о Новом шелковом пути в Латвии перестали говорить. Но Бришкенс предлагает новые направления, опираясь на США. "За последние 12 лет я первый министр сообщения, который обратился к транспортному секретарю США по поводу инвестиций США в латвийские порты. В последние годы США направляют существенные инвестиции и делают поставки индустриальных грузов в Центральную Азию, а также в регионы Каспийского моря и Кавказа. Например, уже сейчас в Рижском порту используется автокраны General Motors для доставки грузов в Узбекистан. Это возможность для Латвии. Мы должны активно лоббировать свою роль в обеспечении интересов США — выгода будет не только для экономики, но и для нашей безопасности ", — отметил министр. Бришкенс также собирается посетить Германию, Данию и Бельгию с целью поиска новых возможностей для сотрудничества. По его словам, латвийские порты сейчас не используют весь свой потенциал для конкуренции с крупными портами Европы. "Например, если сравнивать всю цепочку поставок Гамбург — Прага и Рига — Прага, у нас преимущество в 300—400 евро на каждый перевезенный контейнер. Это очень важное преимущество, которым уже долгое время пользуются наши южные соседи", — отметил Бришкенс. Он подчеркивает, что если сейчас от транзита низкой добавленной стоимости экономика Латвии получает около 17 евро на тонну, то вхождение в такие цепочки поставок более высокой добавленной стоимости выгоду Латвии как минимум удвоит. "Латвия должна стратегически смотреть на рынки Северной Америки, западных и северных стран, а также Центральной Азии", — добавил Бришкенс. Кроме того, приоритетными являются перевозки грузов ро-ро, в том числе укрепление стратегического сотрудничества со Stena Line и направление инвестиций на реконструкцию причалов, что позволит принимать более крупные суда. В качестве второго направления Бришкенс отметил латвийский экспорт и внутренние перевозки. Российские грузы Латвийской железной дороге, по его замыслу, должны заменить латвийские, которые нужно перенаправить с автотранспорта. Бришкенс говорит, что Латвия долгое время инвестировала огромные средства фондов ЕС в дешевое расширение транзитной инфраструктуры, позабыв о необходимости соединения индустриальных парков с железной дорогой, а также о создании внутренних терминалов. "Эти ошибки надо срочно исправлять. Например, мы начали сотрудничество с зерноводческими кооперативами по интеграции зерновых элеваторов в железнодорожную систему, а также начнем переговоры с Минземледелия о том, чтобы Latvijas valsts meži использовало железную дорогу для своего экспорта древесины. Дополнительно Минсообщения направит в кабмин предложение о перераспределении фондов ЕС для создания нескольких внутренних интермодальных терминалов, или сухих портов", — сказал Бришкенс. Он подчеркнул, что Минсообщения поддержит проекты развития портовых территорий для стимулирования экспорта, конкретно проекты Лиепайской специальной экономической зоны (СЭЗ) и Вентспилсского свободного порта по созданию терминалов питьевой воды для экспорта на Ближний Восток и в другие регионы мира. В-третьих, Минсообщения делает акцент на промышленном развитии в портах специальных экономических зонах. "Деятельность портов не должна оцениваться только в переваленных тоннах. Уже сейчас больше пользы народному хозяйству Латвии приносит именно промышленное развитие портовых территорий", — заявил Бришкенс. Он сообщил, что в индустриальных парках Лиепайского и Вентспилсского портов в общей сложности уже более 50 производств. Поддерживая дальнейшее развитие этих индустриальных парков и индустриальный парк Спилве в Рижском свободном порту, можно привлечь иностранные инвестиции и обеспечить присутствие новых экспортоспособных предприятий в Латвии, уверен министр. Четвертое направление — энергетические проекты возобновляемых ресурсов. Как отмечает Бришкенс, компания Van Oord Dredging and Marine Contractors B.V. уже подписала с Лиепайским портом договор о строительстве опорной базы ветропарков и терминала для крупногабаритных грузов. Аналогичным образом Вентспилсский порт участвует в проекте Elwind. "Конкретно мы говорим о возможностях для производственной базы конструкций ветротурбин, их сборки и комплектации", — пояснил министр. Бришкенс также отметил, что Латвия может позиционировать себя в сфере преобразования произведенной энергии в водород, зеленый аммиак и другом производстве и хранении продуктов возобновляемой энергии. Минсообщения поддерживает планы Лиепаи и Вентспилса по строительству водородных заводов, а также готово участвовать в развитии водородной экономики будущего. "Государство должно оказать необходимую поддержку для обеспечения инфраструктуры и привлечения иностранных инвесторов. Эти вложения окупятся в виде хорошо оплачиваемых рабочих мест, увеличения налоговых поступлений и достижения климатических целей", — заявил министр. Пятым направлением является военная мобильность. Бришкенс отмечает, что для Латвии критически важно способствовать сообщению с союзниками на Западе для быстрой доставки военных грузов в Балтию, добавив, что инфраструктура железной дороги и портов является неотъемлемой частью архитектуры безопасности Латвии. "Необходимо развитие портовых терминалов, чтобы создать у нас как можно больше мест, в которых любую технику — от полуприцепов до танков — можно было оперативно разгрузить и переместить", — отмечает Бришкенс, добавляя, что для мобильности этих грузов необходимо адаптировать и железнодорожную сеть и с этой целью Минсообщения сотрудничает с Минобороны. После заседания совета премьер Эвика Силиня поручила Минсообщения и Минэкономики в течение двух месяцев разработать план по переориентации транспортно-логистического сектора с России и Беларуси и возможные решения. Для этого будет создана группа оперативного управления, задачей которой станет разработка сценариев развития отрасли и внесение предложений совету о дальнейших действиях, сообщила Силиня.
https://lv.sputniknews.ru/20240328/latviyskie-deputaty-poboyalis-golosovat-za-razryv-ekonomicheskikh-svyazey-s-rf-27589247.html
https://lv.sputniknews.ru/20240327/rizhskiy-port-poteryaet-20-gruzov-a-ekonomika-latvii---2-vvp-chem-grozit-razryv-s-rf-27583512.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/06/07/17054229_711:0:3442:2048_1920x0_80_0_0_b3a4dbc6f6842545b02ee1bc5d617c2e.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, каспарс бришкенс, грузоперевозки
новости экономики латвии, каспарс бришкенс, грузоперевозки
Латвия хочет за два месяца придумать, чем будут заниматься ее порты и ж/д без грузов из РФ
10:45 29.03.2024 (обновлено: 10:49 29.03.2024) Премьер-министр Эвика Силиня поручила Минсообщения и Минэкономики разработать план по переориентации транспортно-логистического сектора с России и Беларуси
РИГА, 29 мар — Sputnik. Минсообщения на заседании Латвийского совета портов, транзита и логистики предложило пять направлений переориентации латвийских портов и логистической отрасли, которая сейчас ориентирована на грузопотоки из России и Беларуси. Премьер Эвика Силиня после заседания сообщила, что пришла к выводу, что отрасль готова к переменам.
Министр сообщения Каспарс Бришкенс заявил, что поставить точку в многолетней зависимости от транзита российского происхождения — в интересах безопасности и роста Латвии.
На заседании совета Минсообщения предложило пять приоритетных направлений, как конкретно переориентировать латвийскую отрасль портов и логистики, а именно: грузопотоки и инвестиции из стран-союзниц, латвийский экспорт и внутренние перевозки, промышленное развитие в портах / специальных экономических зонах, энергетические проекты возобновляемых ресурсов и военная мобильность.
Что касается грузопотоков и инвестиций из стран-союзниц — Бришкенс отметил, что новые грузы сами по себе не появятся, поэтому Латвии придется их активно искать. Все последние годы представители транзитной отрасли и политики об этом и говорили, но на практике ни один масштабный проект реализовать не удалось. В первую очередь латвийские стивидоры рассчитывали на грузы из Китая, но латвийский коридор оказался невостребованным, а в свете новых геополитических событий о Новом шелковом пути в Латвии перестали говорить.
Но Бришкенс предлагает новые направления, опираясь на США.
"За последние 12 лет я первый министр сообщения, который обратился к транспортному секретарю США по поводу инвестиций США в латвийские порты. В последние годы США направляют существенные инвестиции и делают поставки индустриальных грузов в Центральную Азию, а также в регионы Каспийского моря и Кавказа. Например, уже сейчас в Рижском порту используется автокраны General Motors для доставки грузов в Узбекистан. Это возможность для Латвии. Мы должны активно лоббировать свою роль в обеспечении интересов США — выгода будет не только для экономики, но и для нашей безопасности ", — отметил министр.
Бришкенс также собирается посетить Германию, Данию и Бельгию с целью поиска новых возможностей для сотрудничества.
По его словам, латвийские порты сейчас не используют весь свой потенциал для конкуренции с крупными портами Европы.
"Например, если сравнивать всю цепочку поставок Гамбург — Прага и Рига — Прага, у нас преимущество в 300—400 евро на каждый перевезенный контейнер. Это очень важное преимущество, которым уже долгое время пользуются наши южные соседи", — отметил Бришкенс.
Он подчеркивает, что если сейчас от транзита низкой добавленной стоимости экономика Латвии получает около 17 евро на тонну, то вхождение в такие цепочки поставок более высокой добавленной стоимости выгоду Латвии как минимум удвоит. "Латвия должна стратегически смотреть на рынки Северной Америки, западных и северных стран, а также Центральной Азии", — добавил Бришкенс.
Кроме того, приоритетными являются перевозки грузов ро-ро, в том числе укрепление стратегического сотрудничества со Stena Line и направление инвестиций на реконструкцию причалов, что позволит принимать более крупные суда.
В качестве второго направления Бришкенс отметил латвийский экспорт и внутренние перевозки. Российские грузы Латвийской железной дороге, по его замыслу, должны заменить латвийские, которые нужно перенаправить с автотранспорта.
Бришкенс говорит, что Латвия долгое время инвестировала огромные средства фондов ЕС в дешевое расширение транзитной инфраструктуры, позабыв о необходимости соединения индустриальных парков с железной дорогой, а также о создании внутренних терминалов.
"Эти ошибки надо срочно исправлять. Например, мы начали сотрудничество с зерноводческими кооперативами по интеграции зерновых элеваторов в железнодорожную систему, а также начнем переговоры с Минземледелия о том, чтобы Latvijas valsts meži использовало железную дорогу для своего экспорта древесины. Дополнительно Минсообщения направит в кабмин предложение о перераспределении фондов ЕС для создания нескольких внутренних интермодальных терминалов, или сухих портов", — сказал Бришкенс.
Он подчеркнул, что Минсообщения поддержит проекты развития портовых территорий для стимулирования экспорта, конкретно проекты Лиепайской специальной экономической зоны (СЭЗ) и Вентспилсского свободного порта по созданию терминалов питьевой воды для экспорта на Ближний Восток и в другие регионы мира.
В-третьих, Минсообщения делает акцент на промышленном развитии в портах специальных экономических зонах. "Деятельность портов не должна оцениваться только в переваленных тоннах. Уже сейчас больше пользы народному хозяйству Латвии приносит именно промышленное развитие портовых территорий", — заявил Бришкенс.
Он сообщил, что в индустриальных парках Лиепайского и Вентспилсского портов в общей сложности уже более 50 производств. Поддерживая дальнейшее развитие этих индустриальных парков и индустриальный парк Спилве в Рижском свободном порту, можно привлечь иностранные инвестиции и обеспечить присутствие новых экспортоспособных предприятий в Латвии, уверен министр.
Четвертое направление — энергетические проекты возобновляемых ресурсов.
Как отмечает Бришкенс, компания Van Oord Dredging and Marine Contractors B.V. уже подписала с Лиепайским портом договор о строительстве опорной базы ветропарков и терминала для крупногабаритных грузов. Аналогичным образом Вентспилсский порт участвует в проекте Elwind. "Конкретно мы говорим о возможностях для производственной базы конструкций ветротурбин, их сборки и комплектации", — пояснил министр.
Бришкенс также отметил, что Латвия может позиционировать себя в сфере преобразования произведенной энергии в водород, зеленый аммиак и другом производстве и хранении продуктов возобновляемой энергии.
Минсообщения поддерживает планы Лиепаи и Вентспилса по строительству водородных заводов, а также готово участвовать в развитии водородной экономики будущего.
"Государство должно оказать необходимую поддержку для обеспечения инфраструктуры и привлечения иностранных инвесторов. Эти вложения окупятся в виде хорошо оплачиваемых рабочих мест, увеличения налоговых поступлений и достижения климатических целей", — заявил министр.
Пятым направлением является военная мобильность. Бришкенс отмечает, что для Латвии критически важно способствовать сообщению с союзниками на Западе для быстрой доставки военных грузов в Балтию, добавив, что инфраструктура железной дороги и портов является неотъемлемой частью архитектуры безопасности Латвии.
"Необходимо развитие портовых терминалов, чтобы создать у нас как можно больше мест, в которых любую технику — от полуприцепов до танков — можно было оперативно разгрузить и переместить", — отмечает Бришкенс, добавляя, что для мобильности этих грузов необходимо адаптировать и железнодорожную сеть и с этой целью Минсообщения сотрудничает с Минобороны.
После заседания совета премьер Эвика Силиня поручила Минсообщения и Минэкономики в течение двух месяцев разработать план по переориентации транспортно-логистического сектора с России и Беларуси и возможные решения. Для этого будет создана группа оперативного управления, задачей которой станет разработка сценариев развития отрасли и внесение предложений совету о дальнейших действиях, сообщила Силиня.