Америкс: постоянная помощь Киеву и прием новых членов в ЕС лишат Латвию реальных денег

© Sputnik / Оксана ДжаданПресс-конференция в Рижской думе о предстоящем рижском бале, Андрис Америкс
Пресс-конференция в Рижской думе о предстоящем рижском бале, Андрис Америкс - Sputnik Латвия, 1920, 01.12.2023
Подписаться
Латвийский евродепутат Андрис Америкс рассказал о влиянии санкций и конфликта на Украине на положение всех стран ЕС, это касается и стоимости кредитов, и реализации Rail Baltica, и ситуации в портах
РИГА, 1 дек — Sputnik. О главных вызовах для ЕС в следующем году, о том, как стоимость денег влияет на европейский бюджет, о перспективах помощи Украине и целях "зеленого курса", а также о том, является ли Латвия слабым звеном в проекте Rail Baltica, – рассказал в интервью Latvijas Avīze зампредседателя комитета ЕП по транспорту и туризму Андрис Америкс.
- Европарламент достиг соглашения по бюджету ЕС на 2024 год. Каковы основные приоритеты?
- Европарламент планирует бюджет на семилетнюю перспективу, но каждый год вносятся изменения в соответствии с текущими геополитическими вызовами.
Соглашение по бюджету на следующий год не обошлось без разногласий – дело в том, что не только мы в Латвии ощущаем последствия повышения ставки EURIBOR на кредиты, это ощущается во всех финансовых программах ЕС. В период пандемии ЕС взял на себя амбициозные обязательства, как тогда говорил тогдашний премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш, денег так много, как никогда. Тогда и Латвия получила на восстановление пострадавшей экономики свою долю от ЕС, выделившего на всех почти триллион евро. Этот кредит взял на себя весь ЕС, и этот долг должны обслуживать все вместе, даже несмотря на рост ставки EURIBOR. Это сотни миллионов евро, которые страны должны дополнительно внести в общий бюджет ЕС. Эти расходы вызвали разногласия, поскольку некоторые страны свои расходы увеличили очень неохотно.
Банк Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 04.10.2023
Почему в Латвии упал спрос на кредиты
Второй причиной разногласий стала помощь Украине. Пакет помощи Украине в 70 млрд долларов также требует дополнительных взносов со стороны членов ЕС.
В расходной части были и положительные моменты – дополнительное финансирование программы ERASMUS+, общий контроль над системой здравоохранения. Годовой бюджет ЕС сейчас составляет 160 млрд евро, и он официально принят. Правда, это не означает, что какая-нибудь страна не может наложить вето – это связано с позицией как Венгрии, так и Словакии.
Латвия может рассчитывать на европейское финансирование поддерживаемых программ, но в целом атмосфера напряженная. На это влияет позиция Венгрии и Словакии, но и ситуация после выборов в одной из стран – доноров бюджета ЕС – Нидерландах вызывает опасения по поводу исполнения бюджета.
- Венгрию и Словакию вы упомянули как скептиков бюджета 2024 года в связи с их позицией по поддержке Украине?
- Это их публичная позиция. Словакия поддерживает только гуманитарную помощь Украине, но выступает против военной помощи. Венгрия уже давно скептически относится к помощи Украине. Австрия также придерживается сдержанной позиции. "Атмосфера напряженная" - это не метафора. Во многих странах выборы преподносят сюрпризы, а смена власти происходит нелегко, как, например, в Польше.
Сегодня в Евросоюзе становится все труднее добиться консенсуса.
Самым большим вызовом в следующем году будет расширение ЕС – любая страна, которая сейчас вступит в ЕС, не будет финансовым донором – она потребует инвестиции из фондов ЕС, получит больше, чем внесет. И кому-то придется покрыть разницу.
- Может ли радикализация общества привести к центробежным процессам в Европе?
- Надеюсь, нет. Но в следующем году очень важным будет решение проблемы приема беженцев в ряде стран ЕС. Речь не о беженцах с Украины, а о беженцах из Африки и стран Ближнего Востока. Это миллионы людей, которые в настоящее время наводнили старые европейские города – если раньше мы говорили о китайских кварталах в европейских городах, то сейчас растут огромные арабские кварталы, которые в самом сердце старой Европы создают как бы другой мир, свою культурную среду. Именно это позволило настроенному против иммиграции правому крылу победить на выборах в Нидерландах. Во Франции есть похожая партия – партия Ле Пен, у которой давно уже имеется большое число сторонников. Такие же партии есть и в Испании и Греции, и возникает такое же давление на ЕС для создания общего мнения о том, как бороться с массой мигрантов.
- Вы согласны с утверждением о том, что "мигранты разорвут Европу на части"?
- Мигранты, беженцы... Ну а если президентом Франции станет мусульманин, Европа разделится.
- В этом году поддержка Украины стала постоянной выплатой из бюджета ЕС.
- Да, ЕС ежемесячно перечисляет Украине 2,5 млрд евро на содержание государственной инфраструктуры. Это половина этих выплат — вторую половину покрывают США. Но сейчас процессы, связанные со следующим финансовым годом, в США замедлились из-за споров по поводу приоритетов, которые также связаны с поддержкой для решения кризиса в Ближневосточном регионе. Это оказывает дополнительное давление на Европу, на ее политическую волю оказать Украине поддержку. Но сейчас ЕС не в состоянии дать сверх этих 2,5 млрд, взяв на себя финансовые обязательства США – это привело бы к еще большим внутриполитическим противоречиям. Эта зима станет большим испытанием для поддержки Украины. Да и не только.
Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш - Sputnik Латвия, 1920, 23.02.2023
Помощь Латвии Украине в прошлом году превысила 1% ВВП. Скоро обгонит инвестиции в НАТО
Мы и в Латвии видим, что деньги больше не печатают и не разбрасывают. Все подорожало. Если Европе за все приходится платить больше, то и Латвии придется больше вносить в общий бюджет и думать, как заработать на эти цели.
- Чего ЕС ожидает от Украины с политической точки зрения в контексте этой безоговорочной поддержки?
- Я думаю, одной из проблем, связанных с дальнейшей помощью Украине, является пункт о принципе единогласия в принятии решений в договоре ЕС. Эта проблема затрагивает и вопрос расширения ЕС. Если существует принцип консенсуса, нельзя решить ни один спорный вопрос. Если большинство говорит, что некоторые страны должны вступить в ЕС, даже вето одной или двух стран этот процесс останавливает. В следующем году принцип консенсуса также сильнее всего повлияет на решения ЕС – как по расширению, так и по выдвижению новых инициатив.
Две трети депутатов Европарламента выступают за начало переговоров с Украиной и Молдавией о вступлении в ЕС, однако это еще не означает вступление в ЕС, ведь переговоры с Турцией начались 30 лет назад. К вступлению в ЕС сейчас больше всего приблизились Северная Македония и Албания. Когда Украина и Молдавия смогут достичь подобного статуса – пока неизвестно.
- Недавно общественность в Латвии взволновало будущее проекта Rail Baltica – говорят, что в целях экономии железнодорожная линия, возможно, минует Ригу. Как вы думаете – если не будет соединения с Ригой, нам такой проект вообще нужен?
- Это типичная проблема латвийской политики – сначала что-то наобещать, а потом буянить и создавать хаос во внутриполитическом пространстве, почему на самом деле ничего не получилось. А по стоимости проект, стартовавший 14 лет назад, сейчас вообще нельзя сравнить с изначальным.
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 20.11.2023
Скорый поезд Rail Baltica может пройти мимо Риги: Латвия рискует лишиться денег ЕС
В "старых деньгах", то есть по изначальным сметам, латвийской участок Rail Baltica должен был обойтись в 2 млрд евро. Сейчас эту сумму надо умножить на три, то есть 6 млрд евро. ЕС одобрил финансирование Латвии в размере 2 млрд евро. После долгих торгов Еврокомиссия согласилась, что ЕС покроет половину подорожания, а другую половину должно покрыть государство. Значит, доля затрат Латвии составляет 2 млрд евро. Готова ли сейчас Латвия платить такие деньги? Вот в чем вопрос. Значит, нам придется от чего-то отказаться и преобразить проект.
Латвия находится между Эстонией и Литвой, и эти страны заинтересованы в соединении, а не в том, есть ли доступ к рижскому аэропорту. Лучшее, на что можно рассчитывать, это возможность заехать в Ригу и выехать по старой дороге в Эргли, ведь там особо ничего перестраивать не надо. Новый мост через Даугаву, перекопка половины Торнякалнса – об этом, наверное, придется забыть. Вряд ли Европа будет готова за это платить.
Но Латвия играет большую роль в продолжении проекта Rail Baltica. И мы можем загубить весь проект необоснованными претензиями.
- О сообщении Rail Baltica с портами вообще можно забыть?
- Да нет, почему же. Только платить за это придется из собственного бюджета. Мы только что говорили о политической повестке дня ЕС, приоритетах, расширении. Но надо понимать – даже если присоединятся только Северная Македония и Албания, Латвия потеряет все деньги из Фонда сплочения. Сплоченность означает согласованность. Фонд сплочения похож на фонд выравнивания финансов самоуправлений: "большие" вносят, а "маленькие" получают. С учетом начального уровня присоединяющихся стран, Латвия уже будет на среднем уровне и от фонда сплоченности уже ничего не получит. И нам придется гораздо больше думать о развитии экономики нашей страны.
- Ситуация в латвийских портах. Почему реформа портов ничего не дала? Падение объема грузов огромно, и ситуация становится все более печальной, скоро государству придется начинать содержать порты, как железную дорогу и airBaltic...
- У нас уже есть еще один бедолага в сфере портов – Эстония. У них такая же ситуация, как и у нас. Война на Украине, санкции против России – это полностью изменило ситуацию в портах. Уголь, металл… этого уже нет. Есть еще контейнерные грузы, военная помощь Украине... но это не дает перспективы. Мы можем утроить перевалку зерна. В прошлом мы гордились своим положением – мост между Востоком и Западом. А сейчас с этой структурой нечего делать. Можно сколько угодно создавать модели управления — содержание от этого не изменится. Перед министром сообщения стоит огромная задача: превратить порты в свободные экономические зоны с крупными азиатскими хабами. Но там нужно серьезно работать, болтовней не отделаешься.
- О европейском "зеленом курсе". Раньше вы говорили, что курс придется непременно корректировать, потому что нереально до 2030 года добиться безэмиссионного транспорта. Но совсем недавно Европарламент решил, что автобусы к 2030 году должны быть климатически нейтральными, а грузовики должны значительно сократить выбросы CO2. Неужели мечта еще не исчезла?
- Европарламент вступил в предвыборную фазу, и, раз уж мы за "зеленый курс", то за него борются все политические группы. Рациональной основы там нет, потому что нет денег на реализацию этих целей.
Если не будет новых технологий, "зеленый курс" в транспортной отрасли принесет лишь огромную – до 80% – зависимость от производителя сырья для литиевых батарей – Китая.
Как бы это ни звучало, "зеленый курс" Европы зависит от Китая. Поэтому прорабатываются альтернативы. А залихватски заявлять, что все будет готово к 2030 году – я в это не верю, потому что все должно быть связано с реальной жизнью и возможностями.
- Предвыборная атмосфера в Европарламенте уже ощущается. Как это выглядит с точки зрения политика?
- В следующем году колесо выборов завертится: 8 июня выборы в Европарламент, через год муниципальные выборы, еще через год – выборы в Сейм. Мне кажется, что выборы в ЕП для партий означают только престиж и раскачивание перед муниципальными выборами.
- Может ли измениться давний политический фаворит в Латвии – может ли "Новое Единство" сойти с пьедестала? Учитывая скандал с авиарейсами Кариньша?
- Вряд ли. Разве избиратель "Нового Единства" не проголосовал бы за Валдиса Домбровскиса из-за Кариньша? Это может повлиять только на политические перспективы самого Кариньша, ведь ехать в Брюссель частным рейсом, когда airBaltic предлагает регулярные рейсы 2 раза в день... Ну, это попытка сыграть эдакого монарха маленькой страны.
Лента новостей
0