В Латвии готовят антиалкогольную кампанию: какие запреты обсуждаются?

Бар - Sputnik Латвия, 1920, 08.11.2023
Подписаться
Среди вариантов ограничений — запрет на продажу алкоголя по воскресеньям; увеличение возраста, с которого можно покупать алкоголь; запрет на рекламу скидок на алкоголь; запрет на продажу спиртного на бензоколонках
РИГА, 8 ноя — Sputnik. Депутаты Сейма готовят поправки к закону "Об обороте алкоголя", которые предполагают довольно жесткие ограничения на продажу и рекламу алкоголя. Ко второму чтению в комиссию по социальным и трудовым вопросам поданы еще более радикальные предложения, нежели предполагал исходный вариант.

Время продажи алкоголя

Больше всего поданных поправок — об ограничении времени торговли алкоголем. Сейчас алкоголь можно купить с 8.00 до 22.00, по ночам легально приобрести спиртное нельзя. Депутаты предлагают разные варианты запрета на торговлю спиртным:
с 20:00 до 10:00, то есть, чтобы купить алкоголь можно было только с 10 утра и до 8 вечера;
с 21:00 до 11:00, то есть приобрести алкоголь можно будет с 11 утра и до 9 вечера;
с 22:00 до 10:00, то есть вечерами остается все по-прежнему, а чтобы купить спиртное утром — нужно ждать 10 часов;
по будним дням оставить запрет на торговлю алкоголем с 22:00 до 8 утра, а по воскресеньям разрешить продавать спиртное с 8:00 до 15:00 (этот запрет планируется распространить только на бутилированную продукцию, в разливном виде алкогольные напитки купить будет можно);
по праздничным дням и по воскресеньям запретить торговать алкоголем с 16:00 и до 11:00 следующего дня;
Водка - Sputnik Латвия, 1920, 02.11.2023
Сейм ограничит продажу алкоголя: кто идет за водкой утром понедельника?
ввести полный запрет на продажу бутилированного алкоголя по воскресеньям.
Пока это только предложения, из которых ответственная комиссия Сейма по социальным и трудовым вопросам должна выработать компромиссный вариант, с которым согласятся большинство депутатов. Очевидно одно: судя по обилию предложений, депутаты намерены ужесточить "временные" ограничения.
Кому нельзя продавать алкоголь?
Депутаты высказали идею запретить продавать алкоголь лицам, не достигшим 21 года (сейчас — 18 лет). В итоге предварительно решено, что возрастной лимит нужно повысить, но все-таки до 20 лет, а не до 21 года.
Также в поправках говорится о том, что компании, занимающиеся доставкой алкоголя при получении заказа в интернете, должны убеждаться, что клиенту, желающему приобрести спиртное, исполнилось 18 лет.
Также к закону подана поправка, вводящая запрет на продажу спиртного лицам, которые уже находятся на момент попытки осуществить такую покупку в состоянии алкогольного опьянения. Здесь, правда, почти неизбежно возникнут вопросы у юристов: как продавец будет определять состояние опьянения — на глаз или же кассиры будут вынуждены вооружиться алкометрами?
Тут депутатам Сейма еще предстоит договориться об окончательной редакции поправок.

Запреты от Минздрава

Поправки к закону "Об обороте алкоголя" были подготовлены Минздравом, и в марте этого года утверждены правительством. 18 мая этого года Сейм утвердил законопроект в первом чтении, впереди еще два, предполагающие подачу поправок и, соответственно, корректировку окончательной редакции документа. Ограничения, установленные в законопроекте, утвержденном в первом чтении, весьма жесткие:
- предлагается запретить бесплатную дегустацию алкоголя, предложение алкоголя в подарок или в качестве компенсации за приобретение иного товара или услуги в местах торговли (в том числе работающих дистанционно);
- предусматривается ввести запрет на продажу алкогольных напитков с содержанием спирта не менее 22% в таре 0,2 литра;
- в местах организации азартных игр планируется запретить продавать алкогольные напитки в розницу для потребления за игровыми автоматами, карточными столами, столами для игры в кости и рулетку или другим оборудованием (тут, правда, идут дискуссии о том, что, возможно, правильнее поднять возрастной ценз для посетителей игорных заведений);
- предполагается введение запрета на рекламу скидок и акций на алкогольную продукцию в печатных изданиях (в том числе рекламных буклетах, в кинотеатрах, на сайтах в интернете (включая онлайн-сервисы), с использованием почтовой (в том числе электронной) рассылки;
- магазинам — как очным, так и онлайн — планирует запретить проведение рекламных акций: например, предлагать покупателям приобретать вместе с алкогольным напитком другой товар, услугу или другой алкогольный напиток или же приобрести алкогольный напиток со скидкой при покупке другого товара или услуги и так далее.
Ко второму чтению подана и еще одна радикальная поправка, предусматривающая полный запрет на торговлю алкоголем на автозаправочных станциях.
Еще весной, на этапе рассмотрения законопроекта сначала в правительстве, а затем в первом чтении в Сейме, у бизнеса — производителей и распространителей алкогольных напитков, а также у представителей рекламной сферы — были жесткие возражения: предприниматели указывали на то, что запреты исказят конкуренцию, вынудят латвийцев закупаться спиртным в соседних странах и так далее.
Впереди — два чтения в Сейме.
Лента новостей
0