Первый полет новейшего российского "Суперджета": прорыв в будущее

© Sputnik / пресс-служба ОАК / Перейти в фотобанкСамолет SSJ-100 с импортозамещенным оборудованием выполнил первый полет
Самолет SSJ-100 с импортозамещенным оборудованием выполнил первый полет - Sputnik Латвия, 1920, 29.08.2023
Подписаться
Турбореактивный двигатель, которым снабдили обновленный самолет SJ-100, обеспечит технологическую независимость России на десятилетия вперед
Взлет импортозамещенного самолета SJ-100 в Комсомольске-на-Амуре 29 августа демонстрирует возрождение авиапрома, располагающего базовыми условиями для роста производства, расширения модельного ряда и в перспективе – для мирового лидерства РФ в области гражданского самолетостроения.
"Ростех" 29 августа сообщил о первом 53-минутном полете импортозамещенного "Суперджета" в Комсомольске-на-Амуре. Опытный образец российского ближнемагистрального самолета SJ-100, изготовленный производственным центром "Яковлев", продемонстрировал хорошую управляемость и устойчивость в воздухе на высотах до трех тысяч метров, подтвердил стабильную работу всех систем, сорок из которых были замещены отечественными за минувшие три года.
Доля импортных комплектующих в "Суперджете" и прежде составляла 70%, однако новый российский SSJ-100 конструктивно – совершенно иная машина. Российским разработчикам и производственникам удалось реализовать и поставить на самолет собственные конструкторские решения и технологии, включающие авионику, шасси, вспомогательную силовую установку, комплексную систему управления, а также системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другие.
Многоцелевой истребитель МиГ-31 с гиперзвуковой ракетой Кинжал - Sputnik Латвия, 1920, 02.08.2023
"Отдельная лига огневой мощи": возможности модернизированных МиГ-31
Отдельного внимания заслуживают двигатели ПД-8, летные испытания которых начались в декабре 2022 года. Для ускорения программы испытаний нового "Суперджета" на опытном образце используются "старые" франко-российские двигатели SaM146. Российские двигатели SJ-100 получит буквально через неделю.
Российский цифровой "Суперджет" нового поколения – технологический прорыв в будущее. Двигатель – важнейший и сложнейший компонент самолета. Классический двухконтурный турбореактивный ПД-8 с тягой на форсаже до восьми тысяч кг создан с учетом опыта работы над двигателем ПД-14 (для МС-21), с привлечением специалистов и космических технологий НПО "Энергомаш". ПД-8 успешно прошел стендовые испытания в мае 2022 года и завершает летные испытания в составе летающей лаборатории Ил-76.
Ранее министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров отметил, что проект ПД-8 обеспечит технологическую независимость России на десятилетия вперед. Турбореактивные двигатели ПД-8, предназначенные для новых самолетов SSJ-100, Бе-200, Ил-112В и тяжелого вертолета Ми-26 планируется сертифицировать и запустить в серийное производство до конца 2023 года.

Санкциям вопреки

Ближнемагистральный реактивный самолет нового поколения SJ-100 гармонично сочетает дальность полета – до 4320 км, вместимость – до 103 пассажиров (максимальная коммерческая нагрузка – 10 860 кг) и комфорт. Преимущества "Суперджета" – отличная аэродинамика, крейсерская скорость 930 км/час, электродистанционная система управления полетом, возможность эксплуатации на ВПП до двух тысяч метров, в разных климатических зонах и температурах от минус 54°С до +45 °С.
© Sputnik / пресс-служба ОАК / Перейти в фотобанкРоссийский самолет SSJ-100 с импортозамещенным оборудованием после успешного выполнения первого полета в Комсомольске-на-Амуре
Российский самолет SSJ-100 с импортозамещенным оборудованием после успешного выполнения первого полета в Комсомольске-на-Амуре - Sputnik Латвия, 1920, 29.08.2023
Российский самолет SSJ-100 с импортозамещенным оборудованием после успешного выполнения первого полета в Комсомольске-на-Амуре
В России построено около двухсот SJ-100, эту машину эксплуатируют девять авиакомпаний. И только "Аэрофлот" заказал 89 самолетов модификации SSJ-New. Растет зарубежный спрос: мексиканский авиаперевозчик Interjet заказал 30 "Суперджетов", ирландская авиакомпания CityJet – 15 самолетов, индонезийская компания Sky Aviation – 12, таиландская Kom Airlines – шесть, швейцарская Comlux – два SJ-100. Иранские авиакомпании Iran Aseman Airlines и Iran Air Tours подписали соглашение о поставке 40 самолетов SSJ-100 новой версии, то есть с комплектующими российского производства. И это лишь начало списка зарубежных заказчиков.
Летчик-испытатель первого класса Леонид Чикунов летает на SJ-100 с 2008 года и очень высоко оценивает машину – отмечает легкость управления, надежность и безопасность. Даже при гипотетическом отказе двух двигателей "Суперджет" способен планировать до 150 километров с высоты 10 тысяч метров, что позволяет подобрать ближайший аэродром для посадки.
Изначально SJ-100 создавали для замены на ближне- и среднемагистральных маршрутах самолетов Як-42, Ту-134, Ту-154, серийное производство которых прекращено. Российская компания "Сухой" разрабатывала "Суперджет" в стратегическом партнерстве с итальянской компанией Alenia Aeronautica и в кооперации с французской компанией Snecma, американской корпорацией Boeing.
Звено учебно-боевых самолетов Як-130 - Sputnik Латвия, 1920, 13.07.2023
ВКС России получили новые "убойные" легкие самолеты: задачи и возможности
Однако в условиях западных санкций международная кооперация показала полную несостоятельность. Ограничения, введенные весной 2022 года против российской гражданской авиации, существенно изменили планы по отдельным проектам и стратегию авиапрома в целом. Прекращение поставок зарубежных комплектующих (для сборки в Рыбинске двигателей Sam146) исключили возможность выпуска Superjet 100 в сертифицированном облике. Пришлось форсировать импортозамещение (ПД-8 начали разрабатывать в 2019 году) и сертификацию нового, исконно российского SSJ-New. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
На февральском совещании в Рыбинске секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявил, что долю самолетов российского производства в парке российских авиакомпаний планируется в ближайшие годы довести с 35 процентов до 81. Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года предусматривает поставку более тысячи воздушных судов, в том числе – 270 единиц МС-21, 142 "Суперджета", 70 магистральных Ту-214, а также 100 полностью обновленных региональных самолетов Ил-114-300, соответствующих сложным климатическим зонам. Для серийного производства российских самолетов и вертолетов предусмотрен выпуск почти пяти тысяч двигателей.
Научно-производственный потенциал авиапрома позволяет России выйти в мировые лидеры не только военного, но и гражданского самолетостроения.
Авиастроение становится одним из драйверов развития новых технологий. И если двигатель ПД-14 стал основой для конкуренции с самыми популярными в мире среднемагистральными самолетами Boeing-737 (и европейскими аналогами), то новейший ПД-8 усилит позиции России в секторе производства чрезвычайно востребованных региональных самолетов.
Сегодня никто из конкурентов Boeing и Airbus не в состоянии производить свои двигатели, что создает зависимость от американских и европейских поставок. С началом серийного производства ПД-8 Россия на собственной технологической базе даст миру альтернативу независимости от Запада. И это еще один убедительный шаг к многополярному миру равной и неделимой безопасности.
Канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram
Лента новостей
0