https://lv.sputniknews.ru/20230713/vks-rossii-poluchili-novye-uboynye-legkie-samolety-zadachi-i-vozmozhnosti-25521684.html
ВКС России получили новые "убойные" легкие самолеты: задачи и возможности
ВКС России получили новые "убойные" легкие самолеты: задачи и возможности
Sputnik Латвия
Боевые характеристики Як-130 на порядок выше, чем у Л-39, а реконфигурация системы управления позволяет имитировать полет разных типов самолетов 13.07.2023, Sputnik Латвия
2023-07-13T21:45+0300
2023-07-13T21:45+0300
2023-07-13T21:45+0300
колумнисты
эксперты sputnik латвия
россия
вкс россии
самолет
вооружения
безопасность
военная авиация
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/592/49/5924943_0:0:1401:788_1920x0_80_0_0_debfcc0398406cb0a5eff313c1a2e62e.jpg
Агрессивная внешняя политика США и НАТО постоянно подталкивает Европу и Азию к военным конфликтам разной интенсивности – система международной безопасности деградирует. В ближайшие годы и десятилетия России могут потребоваться сотни и тысячи новых военных самолетов и летчиков. Быстро нарастить кадровый потенциал Воздушно-космических сил РФ поможет уникальная учебно-боевая машина Як-130, выпуск которой наращивают сибирские авиастроители.Иркутский авиазавод 11 июля передал Минобороны РФ новую партию самолетов Як-130, позволяющих на самом современном уровне обучать пилотированию боевых самолетов четвертого и пятого поколений. При этом руководитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь подчеркнул, что авиазавод выполняет свои обязательства по гособоронзаказу в соответствии с графиком, и в производстве находятся самолеты следующих партий – для поставки в 2023 году. Ранее Минобороны РФ получило более 100 самолетов Як-130 и в 2020 году заключило контракт на поставку еще 25 таких машин.Як-130 – двухместный реактивный учебно-боевой самолет, предназначенный для обучения пилотированию и боевой подготовки летного состава на самолетах четвертого и пятого поколений. Считается основным компонентом высокотехнологичного учебно-тренировочного комплекса, в котором интегрированы система объективного контроля, компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры. Гибкое программное обеспечение позволяет Як-130 имитировать в воздухе поведение разных машин, включая тяжелые истребители Су-35С и Су-57.Самолет имеет высокую тяговооруженность. В ходе боевых действий Як-130 с ракетно-бомбовой нагрузкой до трех тысяч кг способен эффективно решать задачи легкого штурмовика – поражать наземные и воздушные цели в простых и сложных метеоусловиях.Российские летчики на Як-130 установили девять мировых рекордов. Этот самолет пользуется большой популярностью за рубежом и успешно эксплуатируется военно-воздушными силами Алжира, Бангладеш, Беларуси, Лаоса и Мьянмы. По данным Рособоронэкспорта, в последние годы иностранные заказчики получили 160 самолетов Як-130 и подписали новые контракты на 100 таких машин.Грозный лицедейСамолет выглядит компактным и могущественным. Размах крыла – 9,72 м, длина – 11,49 м, высота – 4, 76 м, максимальная взлетная масса – 10 тонн. Два турбореактивных двигателя АИ-222-25 с электронно-цифровой системой регулирования позволяют поднять на высоту 12,5 тысячи метров и доставить к цели на удалении до 1,3 тысячи км три тонны различных боеприпасов – управляемых и неуправляемых ракет, корректируемых и свободно падающих авиабомб. На борту имеется также двуствольная 30-мм пушка. Максимальная скорость Як-130 – 1,05 тысячи км/час, практическая дальность – 2,1 тысячи км.Бывалые военные летчики отмечают, что боевые характеристики Як-130 на порядок выше, чем у старого учебного Л-39, а реконфигурация системы управления за счет изменения параметров устойчивости (управляемости) позволяет имитировать полет разных типов самолетов. Як-130 обладает выдающимися высотно-скоростными качествами, отличной маневренностью – летчику очень удобно пилотировать. Самолет очень хорош и в штурманском отношении, имеет спутниковую навигацию двух систем – GPS и ГЛОНАСС, которыми можно пользоваться совместно или раздельно. Як-130 гармонично сочетает учебный и боевой потенциал, на практике раскрыты не все возможности "бортового интеллекта".Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления с четырехкратным резервированием. Катапультируемые кресла обеспечивают безопасное покидание самолета экипажем (через фонарь кабины) в различных аварийных ситуациях, даже при нулевой скорости или нулевой высоте.Авиатехники ценят Як-130 за простоту в обслуживании и неприхотливость. Благодаря защитным створкам воздухозаборника и рычажным стойкам шасси с шинами низкого давления машина может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах. Самолет отрывается от взлетной полосы примерно через 12 секунд, ему необходимо не более 800 метров разбега. Ресурс Як-130 оценивается в 10 тысяч летных часов, или 30 лет эксплуатации. Государственные испытания учебно-боевого самолета Як-130 с вооружением успешно завершены в декабре 2009 года, и с февраля 2010-го самолеты поступают в ВКС России.На международных выставках Як-130 поражает специалистов и зрителей идеальным выполнением фигур высшего пилотажа, досягаемых лишь для самолетов поколения 4++. При этом Объединенная авиастроительная корпорация стремится постоянно наращивать возможности и боевой потенциал машины – растет линейка средств поражения, интегрируются новейшие средства разведки и радиоэлектронной борьбы.Возвращаясь к поставке 11 июля партии Як-130, следует заметить, что в начале лета в строю ВКС России заметно прибавилось также новых истребителей Су-30СМ2 и Су-35С. Растет флот стратегических флот ракетоносцев Ту-160М. И в целом поставки войскам всех систем вооружения предприятиями российского ОПК в 2023 году увеличены в пять раз.Канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram
https://lv.sputniknews.ru/20230704/super-sukhie-dlya-svo-moschnyy-instrument-demilitarizatsii-ukrainy-25443515.html
россия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Александр Хроленко
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/732/57/7325799_58:3:158:103_100x100_80_0_0_24107f259e3e0b401e38432bac0d70cb.jpg
Александр Хроленко
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/732/57/7325799_58:3:158:103_100x100_80_0_0_24107f259e3e0b401e38432bac0d70cb.jpg
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/592/49/5924943_174:0:1225:788_1920x0_80_0_0_343aa4f88b711a639b932b0b4454d278.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Александр Хроленко
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/732/57/7325799_58:3:158:103_100x100_80_0_0_24107f259e3e0b401e38432bac0d70cb.jpg
колумнисты, эксперты sputnik латвия, россия, вкс россии, самолет, вооружения, безопасность, военная авиация
колумнисты, эксперты sputnik латвия, россия, вкс россии, самолет, вооружения, безопасность, военная авиация
ВКС России получили новые "убойные" легкие самолеты: задачи и возможности
Боевые характеристики Як-130 на порядок выше, чем у Л-39, а реконфигурация системы управления позволяет имитировать полет разных типов самолетов
Агрессивная внешняя политика США и НАТО постоянно подталкивает Европу и Азию к военным конфликтам разной интенсивности – система международной безопасности деградирует. В ближайшие годы и десятилетия России могут потребоваться сотни и тысячи новых военных самолетов и летчиков. Быстро нарастить кадровый потенциал Воздушно-космических сил РФ поможет уникальная учебно-боевая машина Як-130, выпуск которой наращивают сибирские авиастроители.
Иркутский авиазавод 11 июля передал Минобороны РФ новую партию самолетов Як-130, позволяющих на самом современном уровне обучать пилотированию боевых самолетов четвертого и пятого поколений. При этом руководитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь подчеркнул, что авиазавод выполняет свои обязательства по гособоронзаказу в соответствии с графиком, и в производстве находятся самолеты следующих партий – для поставки в 2023 году. Ранее Минобороны РФ получило более 100 самолетов Як-130 и в 2020 году заключило контракт на поставку еще 25 таких машин.
Як-130 – двухместный реактивный учебно-боевой самолет, предназначенный для обучения пилотированию и боевой подготовки летного состава на самолетах четвертого и пятого поколений. Считается основным компонентом высокотехнологичного учебно-тренировочного комплекса, в котором интегрированы система объективного контроля, компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры. Гибкое программное обеспечение позволяет Як-130 имитировать в воздухе поведение разных машин, включая тяжелые истребители Су-35С и Су-57.
Самолет имеет высокую тяговооруженность. В ходе боевых действий Як-130 с ракетно-бомбовой нагрузкой до трех тысяч кг способен эффективно решать задачи легкого штурмовика – поражать наземные и воздушные цели в простых и сложных метеоусловиях.
Российские летчики на Як-130 установили девять мировых рекордов. Этот самолет пользуется большой популярностью за рубежом и успешно эксплуатируется военно-воздушными силами Алжира, Бангладеш, Беларуси, Лаоса и Мьянмы. По данным Рособоронэкспорта, в последние годы иностранные заказчики получили 160 самолетов Як-130 и подписали новые контракты на 100 таких машин.
Самолет выглядит компактным и могущественным. Размах крыла – 9,72 м, длина – 11,49 м, высота – 4, 76 м, максимальная взлетная масса – 10 тонн. Два турбореактивных двигателя АИ-222-25 с электронно-цифровой системой регулирования позволяют поднять на высоту 12,5 тысячи метров и доставить к цели на удалении до 1,3 тысячи км три тонны различных боеприпасов – управляемых и неуправляемых ракет, корректируемых и свободно падающих авиабомб. На борту имеется также двуствольная 30-мм пушка. Максимальная скорость Як-130 – 1,05 тысячи км/час, практическая дальность – 2,1 тысячи км.
Бывалые военные летчики отмечают, что боевые характеристики Як-130 на порядок выше, чем у старого учебного Л-39, а реконфигурация системы управления за счет изменения параметров устойчивости (управляемости) позволяет имитировать полет разных типов самолетов. Як-130 обладает выдающимися высотно-скоростными качествами, отличной маневренностью – летчику очень удобно пилотировать. Самолет очень хорош и в штурманском отношении, имеет спутниковую навигацию двух систем – GPS и ГЛОНАСС, которыми можно пользоваться совместно или раздельно. Як-130 гармонично сочетает учебный и боевой потенциал, на практике раскрыты не все возможности "бортового интеллекта".
Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления с четырехкратным резервированием. Катапультируемые кресла обеспечивают безопасное покидание самолета экипажем (через фонарь кабины) в различных аварийных ситуациях, даже при нулевой скорости или нулевой высоте.
Авиатехники ценят Як-130 за простоту в обслуживании и неприхотливость. Благодаря защитным створкам воздухозаборника и рычажным стойкам шасси с шинами низкого давления машина может эксплуатироваться на грунтовых аэродромах. Самолет отрывается от взлетной полосы примерно через 12 секунд, ему необходимо не более 800 метров разбега. Ресурс Як-130 оценивается в 10 тысяч летных часов, или 30 лет эксплуатации. Государственные испытания учебно-боевого самолета Як-130 с вооружением успешно завершены в декабре 2009 года, и с февраля 2010-го самолеты поступают в ВКС России.
Американский журнал The National Interest ранее рассказал об "убойном" легком российском боевом самолете Як-130, который ждет "яркое будущее". Собственно, это будущее уже наступило.
На международных выставках Як-130 поражает специалистов и зрителей идеальным выполнением фигур высшего пилотажа, досягаемых лишь для самолетов поколения 4++. При этом Объединенная авиастроительная корпорация стремится постоянно наращивать возможности и боевой потенциал машины – растет линейка средств поражения, интегрируются новейшие средства разведки и радиоэлектронной борьбы.
Возвращаясь к поставке 11 июля партии Як-130, следует заметить, что в начале лета в строю ВКС России заметно прибавилось также новых истребителей Су-30СМ2 и Су-35С. Растет флот стратегических флот ракетоносцев Ту-160М. И в целом поставки войскам всех систем вооружения предприятиями российского ОПК в 2023 году увеличены в пять раз.
Канал военного обозревателя Александра Хроленко в Telegram