https://lv.sputniknews.ru/20230717/ekspert-priostanovka-tranzita-gruzov-ne-dolzhna-ostatsya-beznakazannoy-25540788.html
Эксперт: приостановка транзита грузов не должна остаться безнаказанной
Эксперт: приостановка транзита грузов не должна остаться безнаказанной
Sputnik Латвия
Нанесен ущерб народному хозяйству и престижу страны – за решение о полном прекращении транзита грузов с Беларусью ответственность должны нести должностные лица... 17.07.2023, Sputnik Латвия
2023-07-17T10:59+0300
2023-07-17T10:59+0300
2023-07-17T10:59+0300
новости экономики латвии
латвия
грузы
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/797/66/7976604_0:107:2048:1259_1920x0_80_0_0_b1f3dc7a405d042147bbe3586b0df066.jpg
РИГА, 12 июл — Sputnik. Напомним, 23 июня 2023 года вступил в силу 11-й пакет санкций Евросоюза, в который вошел и начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов. На основании латвийской интерпретации санкций, а также заключения, подготовленного внешними консультантами, LDz приостановило сотрудничество с Белорусской железной дорогой. Также был остановлен любой дальнейший поток товаров со Средней Азией и азиатскими странами. Железные дороги Литвы, Польши, Германии и Австрии продолжили транзит грузов через территорию Беларуси, в том числе в сотрудничестве с Белорусской железной дорогой. Впоследствии правительство Латвии также получило заключение Еврокомиссии об отсутствии препятствий для транзита грузов через Белоруссию. Неверно истолкованное санкционной процедуры может нанести прямой миллионный ущерб госбюджету Латвии в 2023 году. Что обо мне подумают Бывший член правления LDz Айварс Стракшас считает, что произошедшее можно объяснить тем, что госслужащие в Латвии смотрят не только на требования нормативных актов, но и на то, как это будет выглядеть со стороны: "Видимо, правлению LDz показалось, что со стороны будет выглядеть плохо сотрудничество с другой компанией и ее руководителем, который находится под санкциями, даже если под санкциями не сама компания, а лишь ее руководитель. Решение руководства LDz является негативным сигналом для транзитной отрасли в целом, а отрасль эта весьма обширна. Это очень серьезный сигнал и для инвесторов о том, что Латвия не лучшее место для инвестиций, - никогда ведь не знаешь, что здесь придумают, трудно предугадать решения этой страны и подведомственных ей структур. Для нас это огромная проблема". Стракшас напомнил, что низкое 51-е место Латвии по конкурентоспособности также подтверждает: действия подконтрольных правительству структур не соответствуют нормам, принятым в международном бизнесе. Правление LDz должно быть распущено На вопрос, действовало ли руководство LDz, принимая решение о приостановке транзита, не как заботливый владелец своей компании, задача которого заботиться о получении прибыли, а старалось выслужиться перед международным институтам , А. Стракшас пояснил: "Нельзя политику смешивать с бизнесом. Бизнес работает по принципу — разрешено все, что не запрещено. Во всем мире компании работают по этому принципу, а наши начинают придумывать что-то дополнительно и философствовать о том, что будет, если кто-то подумает обо мне плохо. Это, конечно, не запрещено, но это не деловой подход". А. Стракшас отметил, что правление LDz регулярно действуют как политики, а не бизнесмены: "Руководство компании работает на электорат будущего министра транспорта, а не на государственный бюджет. Напротив, единственной задачей LDz является получение прибыли, как и всех государственных и частных предприятий. В настоящий момент LDz избегает получения прибыли, и в принципе следует рассмотреть вопрос об отзыве правления, поскольку оно своим бездействием нанесло убытки и проявило явную некомпетентность. Все сказано в Законе о санкциях, и там физические и юридические лица разделены ". Цифры иллюстрируют последствия Для иллюстрации потерь Стракшас привел цифры. По его словам, миллион тонн груза в ценах и тарифах 2018 года обошелся экономике в 14 миллионов евро. В этом выражении ценность через транзит поступала в Латвию. Была обеспечена перевалка одного миллиона тонн груза, в том числе с привлечением стивидорных компаний. С одной тонны получалось 14 евро. Из них 3-4 евро останется на содержание инфраструктуры LDz. Прекратив сотрудничество с Белорусской железной дорогой, LDz эти миллионы теряет, и все это теперь придется покрывать из госбюджета. Это условия закона. Так что убытки нанесены не только LDz, но и государственному бюджету. Каждая не перевезенная транзитом тонна груза давала убыток в 3-4 евро, а 100 тысяч тонн – уже 300-400 тысяч евро. Прямые потери поддаются исчислению, а косвенные, по мнению Стракшаса, гораздо значительнее: "Нанесен ущерб престижу страны. Необоснованным решением остановить транзит был отправлен еще один сигнал миру – если вы инвестировали в Латвию, значит, вы инвестировали не туда, потому что никогда не знаешь, что может прийти на ум правительству. Похоже, правильное место для инвестиций — Клайпеда, потому что там инвесторам все понятно, а в данном случае инвесторами являются швейцарские и немецкие компании. Эта страна непредсказуема. Ее политика непредсказуема, а у предпринимателей подход к делу всегда прагматичен, понятен и предсказуем. Поэтому иностранные компании хотят инвестировать в Литву и Эстонию, а не в Латвию. Наша политическая элита не ориентирована на бизнес, поэтому лучше держаться подальше. Поэтому Ericsson строит завод в Эстонии, а транзитный бизнес смотрит на Клайпеду. Почему наши порты стоят пустые, почему все уходят к ним? Да потому что их политическая элита ориентирована на бизнес, а политика подчинена бизнесу". Уголовное дело и взыскание убытков? На вопрос, нужно ли возбудить уголовное дело и взыскать с виновных убытки в этой ситуации, когда руководство государственной компании действовало вопреки уставу компании и Коммерческому закону, принимая решение, приносящее убытки народному хозяйству, заботясь о политике, а не о прибыли, Стракшас признал: "В приостановке транзита по Белорусской железной дороге очевиден явный непрофессионализм. Здесь не было места политике, закон был прописан четко. В этом случае не нужно было спрашивать Европу. Возможно, обращение за разъяснениями к Европе было связано с надеждой на то, что Евросоюз поставит на место эстонцев, литовцев и поляков, сказав, что транзит с Белоруссией невозможен. Необходимо задать вопрос, достаточна ли компетенция членов правления LDz в области предпринимательства и управления компанией".
https://lv.sputniknews.ru/20230419/tranzit-gruzov-po-zheleznoy-doroge-latvii-rukhnul-pochti-na-40-24788408.html
https://lv.sputniknews.ru/20221212/mogut-otkazat-v-tranzite-gaza-na-kaliningrad-v-latvii-novye-pravila-raboty-gts-23596281.html
латвия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/797/66/7976604_114:0:1935:1366_1920x0_80_0_0_bea673124dbaa0870075766e54ba7473.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, латвия, грузы
новости экономики латвии, латвия, грузы
Эксперт: приостановка транзита грузов не должна остаться безнаказанной
Нанесен ущерб народному хозяйству и престижу страны – за решение о полном прекращении транзита грузов с Беларусью ответственность должны нести должностные лица государственного акционерного общества Latvijas dzelzceļš, уверен бывший член правления LDz Айварс Стракшас
РИГА, 12 июл — Sputnik. Напомним, 23 июня 2023 года вступил в силу 11-й пакет санкций Евросоюза, в который вошел и начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов. На основании латвийской интерпретации санкций, а также заключения, подготовленного внешними консультантами, LDz приостановило сотрудничество с Белорусской железной дорогой. Также был остановлен любой дальнейший поток товаров со Средней Азией и азиатскими странами. Железные дороги Литвы, Польши, Германии и Австрии продолжили транзит грузов через территорию Беларуси, в том числе в сотрудничестве с Белорусской железной дорогой. Впоследствии правительство Латвии также получило заключение Еврокомиссии об отсутствии препятствий для транзита грузов через Белоруссию. Неверно истолкованное санкционной процедуры может нанести прямой миллионный ущерб госбюджету Латвии в 2023 году.
Бывший член правления LDz Айварс Стракшас считает, что произошедшее можно объяснить тем, что госслужащие в Латвии смотрят не только на требования нормативных актов, но и на то, как это будет выглядеть со стороны: "Видимо, правлению LDz показалось, что со стороны будет выглядеть плохо сотрудничество с другой компанией и ее руководителем, который находится под санкциями, даже если под санкциями не сама компания, а лишь ее руководитель. Решение руководства LDz является негативным сигналом для транзитной отрасли в целом, а отрасль эта весьма обширна. Это очень серьезный сигнал и для инвесторов о том, что Латвия не лучшее место для инвестиций, - никогда ведь не знаешь, что здесь придумают, трудно предугадать решения этой страны и подведомственных ей структур. Для нас это огромная проблема".
Стракшас напомнил, что низкое 51-е место Латвии по конкурентоспособности также подтверждает: действия подконтрольных правительству структур не соответствуют нормам, принятым в международном бизнесе.
Правление LDz должно быть распущено
На вопрос, действовало ли руководство LDz, принимая решение о приостановке транзита, не как заботливый владелец своей компании, задача которого заботиться о получении прибыли, а старалось выслужиться перед международным институтам , А. Стракшас пояснил: "Нельзя политику смешивать с бизнесом. Бизнес работает по принципу — разрешено все, что не запрещено. Во всем мире компании работают по этому принципу, а наши начинают придумывать что-то дополнительно и философствовать о том, что будет, если кто-то подумает обо мне плохо. Это, конечно, не запрещено, но это не деловой подход".
А. Стракшас отметил, что правление LDz регулярно действуют как политики, а не бизнесмены: "Руководство компании работает на электорат будущего министра транспорта, а не на государственный бюджет. Напротив, единственной задачей LDz является получение прибыли, как и всех государственных и частных предприятий. В настоящий момент LDz избегает получения прибыли, и в принципе следует рассмотреть вопрос об отзыве правления, поскольку оно своим бездействием нанесло убытки и проявило явную некомпетентность. Все сказано в Законе о санкциях, и там физические и юридические лица разделены ".
Цифры иллюстрируют последствия
Для иллюстрации потерь Стракшас привел цифры. По его словам, миллион тонн груза в ценах и тарифах 2018 года обошелся экономике в 14 миллионов евро. В этом выражении ценность через транзит поступала в Латвию. Была обеспечена перевалка одного миллиона тонн груза, в том числе с привлечением стивидорных компаний. С одной тонны получалось 14 евро. Из них 3-4 евро останется на содержание инфраструктуры LDz. Прекратив сотрудничество с Белорусской железной дорогой, LDz эти миллионы теряет, и все это теперь придется покрывать из госбюджета. Это условия закона. Так что убытки нанесены не только LDz, но и государственному бюджету. Каждая не перевезенная транзитом тонна груза давала убыток в 3-4 евро, а 100 тысяч тонн – уже 300-400 тысяч евро.
Прямые потери поддаются исчислению, а косвенные, по мнению Стракшаса, гораздо значительнее: "Нанесен ущерб престижу страны. Необоснованным решением остановить транзит был отправлен еще один сигнал миру – если вы инвестировали в Латвию, значит, вы инвестировали не туда, потому что никогда не знаешь, что может прийти на ум правительству. Похоже, правильное место для инвестиций — Клайпеда, потому что там инвесторам все понятно, а в данном случае инвесторами являются швейцарские и немецкие компании. Эта страна непредсказуема. Ее политика непредсказуема, а у предпринимателей подход к делу всегда прагматичен, понятен и предсказуем. Поэтому иностранные компании хотят инвестировать в Литву и Эстонию, а не в Латвию. Наша политическая элита не ориентирована на бизнес, поэтому лучше держаться подальше. Поэтому Ericsson строит завод в Эстонии, а транзитный бизнес смотрит на Клайпеду. Почему наши порты стоят пустые, почему все уходят к ним? Да потому что их политическая элита ориентирована на бизнес, а политика подчинена бизнесу".
Уголовное дело и взыскание убытков?
На вопрос, нужно ли возбудить уголовное дело и взыскать с виновных убытки в этой ситуации, когда руководство государственной компании действовало вопреки уставу компании и Коммерческому закону, принимая решение, приносящее убытки народному хозяйству, заботясь о политике, а не о прибыли, Стракшас признал: "В приостановке транзита по Белорусской железной дороге очевиден явный непрофессионализм. Здесь не было места политике, закон был прописан четко. В этом случае не нужно было спрашивать Европу. Возможно, обращение за разъяснениями к Европе было связано с надеждой на то, что Евросоюз поставит на место эстонцев, литовцев и поляков, сказав, что транзит с Белоруссией невозможен. Необходимо задать вопрос, достаточна ли компетенция членов правления LDz в области предпринимательства и управления компанией".