https://lv.sputniknews.ru/20230630/nikakikh-300-torgovtsy-schitayut-natsenki-na-produkty-pitaniya-obosnovannymi-25410101.html
Никаких 300%: торговцы считают наценки на продукты питания обоснованными
Никаких 300%: торговцы считают наценки на продукты питания обоснованными
Sputnik Латвия
Обсуждение наценок торговых сетей иногда сводятся к клеветнической кампании против магазинов, заявили в Rimi 30.06.2023, Sputnik Латвия
2023-06-30T14:52+0300
2023-06-30T14:52+0300
2023-06-30T14:52+0300
новости экономики латвии
продукты
торговля
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/03/11/15342089_0:214:2049:1366_1920x0_80_0_0_b0cd9d1403b897da0af0e632b8061930.jpg
РИГА, 30 июн — Sputnik. Наценки на продукты питания в магазинах оправданны, и жителям, оценивая их размер, следует учитывать, какую роль в процессе ценообразования играют все стороны, вовлеченные в производство и логистику, заявляют представители торговли. Накануне председатель правления Совета сотрудничества сельскохозяйственных организаций (LOSP) Гунтис Гутманис заявил, что в супермаркетах наценка на многие продукты, произведенные в Латвии, 70, 150 и даже 300%. По его мнению, следовало бы ввести регулятор, который контролировал бы размер наценки и в случаях, когда она слишком большая, взимал бы дополнительный налог. С ним не согласны представители торговых сетей. Например, председатель правления ООО Latvijas Tirgotāju savienība (магазины LaTS) Раймондс Окманис заявил, что 100-процентная наценка на товары встречается очень редко. На его взгляд, это возможно в сегменте непродовольственных товаров, где товар закупается в больших упаковках, а продается поштучно, например, шурупы. Он также подчеркнул, что в компании цены на продукты питания по всем товарным группам строго контролируются, ведь цена должна соответствовать ситуации на рынке, чтобы покупатель приходил в LaTS. В противном случае магазин становится неконкурентоспособным. "Лучше всего покупают товары по акции. На них действует наценка в размере 5%", — признал глава LaTS, добавив, что иногда товары продаются по себестоимости, а бывают случаи, когда цена устанавливается даже ниже нее. Он также подчеркнул, что наценка по актуальным для населения группам товаров находится под особым контролем. Для хлеба она составляет около 20%, для молока и молочных продуктов — от 15 до 25%, для свежего мяса — около 30%. На наценку на мясо влияют потери веса, которые происходят при распаковке из транспортной упаковки, — оно подсыхает и становится легче, пояснил Окманис. При этом на овощи и фрукты магазинная наценка составляет порядка 25—30%, на непродовольственные товары – выше 30%. Наценку на непродовольственные товары Окманис объяснил тем, что LaTS – это продуктовый магазин, где непродовольственные товары являются дополнительным ассортиментом. "Торговец не поднимет цену сверх установленного рынком предела. Наценки в сети LaTS не меняются", — утверждает Окманис. В то же время он допустил, что впечатление о дороговизне товаров, возникающее у покупателей, может быть маркетинговым трюком отдельных сетей магазинов — поднимается цена на группу товаров, а затем в ходе акции цена резко снижается, например, на 30—40%. В целом Окманис заявил, что наценки, установленные владельцами магазинов на продукцию, оправданны. В свою очередь, руководитель отдела маркетинга и связей с общественностью ООО Rimi Latvia Кристине Циемите отметила, что в дискуссиях о ценах на продукты питания или наценках следует еще раз напомнить: цены на продукты питания формирует вся цепочка – фермер, который выращивает продукцию, производитель, который ее перерабатывает и доставляет торговцу, а также торговец, который далее распределяет ее по магазинам и доставляет покупателям. Циемите отмечает, что большую часть цены продукта составляет стоимость самого продукта или цена, по которой Rimi покупает продукт у производителя или поставщика. Она также отмечает, что особое внимание уделяется наиболее чувствительным к цене группам свежих продуктов питания, где наценка даже отрицательная, то есть товары продаются ниже себестоимости. "Это относится и к местной продукции", – говорит Циемите, отмечая, что, например, в категории повседневных продуктов – молоко, кислое молоко, сливки и др. – почти все продукты в сети Rimi местного производства и с минимальной наценкой. Например, в ассортименте есть молоко с наценкой минус 0,8%, кефир с наценкой 10% и шоколадные сырочки с наценкой минус 2%. Лайла Вартукаптеине, коммерческий директор ООО Elvi Latvija, отметила, что установленная торговцем наценка на продукцию всегда является "горячей темой" в публичных дискуссиях, о которой публика любит спекулировать, и в определенной степени условия благоприятны для таких спекуляций – размер наценки является коммерческой тайной, и у большого количества людей отсутствует понимание того, как формируется цена на полке магазина, все входящие в нее затраты просто списываются на жадность торговцев. "Чтобы создать качественное понимание, публике нужно снова и снова объяснять, из чего складывается цена на полке в магазине", — подчеркнула Вартукаптейне. На ее взгляд, мало кто подозревает, что цена товара в магазине включает, например, государственную часть, то есть налог на добавленную стоимость, который для большинства товаров составляет 21%, для некоторых товаров есть еще и акцизный налог, размер которого зависит от вида товара, затрат на его логистику, а также коммунальные платежи магазина, зарплату сотрудников, платежи за обслуживание кассовой системы, материалы для отделки магазина и другие вещи, связанные с торговлей. Отвечая на вопрос о необходимости введения регулятора, который будет устанавливать цены на продукты, торговцы говорят, что это исказит конкуренцию. По словам Окманиса, это может привести к тому, что некоторые продукты будут продаваться по более высокой цене, поскольку магазинам все равно придется покрывать расходы. "Скорее, здесь можно начать дискуссию о повышении роли государства в поддержке малообеспеченных жителей или о разработке политики субсидирования определенных продуктов питания или их производителей", – говорит глава LaTS. Введение такого регулирования нельзя считать серьезным предложением, потому что тогда Латвия будет уже не свободным рынком, а регулируемой экономикой. В свою очередь, Вартукаптейне отмечает, что это было бы инструментом плановой экономики и, по сути, означало бы изменение экономической системы. "Так как производители поставляют свои товары по разным ценам каждому торговому предприятию, такая модель привела бы к еще большей поляризации рынка в пользу тех предприятий, у которых самые дешевые закупочные цены", – считает представитель Elvi.
https://lv.sputniknews.ru/20221222/effekt-rosta-tsen-v-latvii-vyroslo-kolichestvo-krazh-topliva-i-produktov-23699444.html
https://lv.sputniknews.ru/20230228/kogda-tret-dokhoda-ukhodit-na-edu-prikhoditsya-ekonomit-latviytsy-vybirayut-deshevye-produkty-24297772.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e5/03/11/15342089_0:0:1821:1366_1920x0_80_0_0_e93a3b52cc21c65b34d95d68b4ef4806.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости экономики латвии, продукты, торговля
новости экономики латвии, продукты, торговля
Никаких 300%: торговцы считают наценки на продукты питания обоснованными
Обсуждение наценок торговых сетей иногда сводятся к клеветнической кампании против магазинов, заявили в Rimi
РИГА, 30 июн — Sputnik. Наценки на продукты питания в магазинах оправданны, и жителям, оценивая их размер, следует учитывать, какую роль в процессе ценообразования играют все стороны, вовлеченные в производство и логистику, заявляют представители торговли.
Накануне председатель правления Совета сотрудничества сельскохозяйственных организаций (LOSP) Гунтис Гутманис заявил, что в супермаркетах наценка на многие продукты, произведенные в Латвии, 70, 150 и даже 300%. По его мнению, следовало бы ввести регулятор, который контролировал бы размер наценки и в случаях, когда она слишком большая, взимал бы дополнительный налог.
С ним не согласны представители торговых сетей.
Например, председатель правления ООО Latvijas Tirgotāju savienība (магазины LaTS) Раймондс Окманис заявил, что 100-процентная наценка на товары встречается очень редко. На его взгляд, это возможно в сегменте непродовольственных товаров, где товар закупается в больших упаковках, а продается поштучно, например, шурупы.
Он также подчеркнул, что в компании цены на продукты питания по всем товарным группам строго контролируются, ведь цена должна соответствовать ситуации на рынке, чтобы покупатель приходил в LaTS. В противном случае магазин становится неконкурентоспособным.
"Лучше всего покупают товары по акции. На них действует наценка в размере 5%", — признал глава LaTS, добавив, что иногда товары продаются по себестоимости, а бывают случаи, когда цена устанавливается даже ниже нее.
Он также подчеркнул, что наценка по актуальным для населения группам товаров находится под особым контролем. Для хлеба она составляет около 20%, для молока и молочных продуктов — от 15 до 25%, для свежего мяса — около 30%. На наценку на мясо влияют потери веса, которые происходят при распаковке из транспортной упаковки, — оно подсыхает и становится легче, пояснил Окманис. При этом на овощи и фрукты магазинная наценка составляет порядка 25—30%, на непродовольственные товары – выше 30%. Наценку на непродовольственные товары Окманис объяснил тем, что LaTS – это продуктовый магазин, где непродовольственные товары являются дополнительным ассортиментом.
"Торговец не поднимет цену сверх установленного рынком предела. Наценки в сети LaTS не меняются", — утверждает Окманис.
В то же время он допустил, что впечатление о дороговизне товаров, возникающее у покупателей, может быть маркетинговым трюком отдельных сетей магазинов — поднимается цена на группу товаров, а затем в ходе акции цена резко снижается, например, на 30—40%.
В целом Окманис заявил, что наценки, установленные владельцами магазинов на продукцию, оправданны.
В свою очередь, руководитель отдела маркетинга и связей с общественностью ООО Rimi Latvia Кристине Циемите отметила, что в дискуссиях о ценах на продукты питания или наценках следует еще раз напомнить: цены на продукты питания формирует вся цепочка – фермер, который выращивает продукцию, производитель, который ее перерабатывает и доставляет торговцу, а также торговец, который далее распределяет ее по магазинам и доставляет покупателям.
Циемите отмечает, что большую часть цены продукта составляет стоимость самого продукта или цена, по которой Rimi покупает продукт у производителя или поставщика. Она также отмечает, что особое внимание уделяется наиболее чувствительным к цене группам свежих продуктов питания, где наценка даже отрицательная, то есть товары продаются ниже себестоимости.
"Это относится и к местной продукции", – говорит Циемите, отмечая, что, например, в категории повседневных продуктов – молоко, кислое молоко, сливки и др. – почти все продукты в сети Rimi местного производства и с минимальной наценкой. Например, в ассортименте есть молоко с наценкой минус 0,8%, кефир с наценкой 10% и шоколадные сырочки с наценкой минус 2%.
Лайла Вартукаптеине, коммерческий директор ООО Elvi Latvija, отметила, что установленная торговцем наценка на продукцию всегда является "горячей темой" в публичных дискуссиях, о которой публика любит спекулировать, и в определенной степени условия благоприятны для таких спекуляций – размер наценки является коммерческой тайной, и у большого количества людей отсутствует понимание того, как формируется цена на полке магазина, все входящие в нее затраты просто списываются на жадность торговцев.
"Чтобы создать качественное понимание, публике нужно снова и снова объяснять, из чего складывается цена на полке в магазине", — подчеркнула Вартукаптейне. На ее взгляд, мало кто подозревает, что цена товара в магазине включает, например, государственную часть, то есть налог на добавленную стоимость, который для большинства товаров составляет 21%, для некоторых товаров есть еще и акцизный налог, размер которого зависит от вида товара, затрат на его логистику, а также коммунальные платежи магазина, зарплату сотрудников, платежи за обслуживание кассовой системы, материалы для отделки магазина и другие вещи, связанные с торговлей.
Отвечая на вопрос о необходимости введения регулятора, который будет устанавливать цены на продукты, торговцы говорят, что это исказит конкуренцию.
По словам Окманиса, это может привести к тому, что некоторые продукты будут продаваться по более высокой цене, поскольку магазинам все равно придется покрывать расходы. "Скорее, здесь можно начать дискуссию о повышении роли государства в поддержке малообеспеченных жителей или о разработке политики субсидирования определенных продуктов питания или их производителей", – говорит глава LaTS.
Введение такого регулирования нельзя считать серьезным предложением, потому что тогда Латвия будет уже не свободным рынком, а регулируемой экономикой.
В свою очередь, Вартукаптейне отмечает, что это было бы инструментом плановой экономики и, по сути, означало бы изменение экономической системы. "Так как производители поставляют свои товары по разным ценам каждому торговому предприятию, такая модель привела бы к еще большей поляризации рынка в пользу тех предприятий, у которых самые дешевые закупочные цены", – считает представитель Elvi.