https://lv.sputniknews.ru/20230603/ni-deneg-ni-lyudey-nashli-li-sposob-reshit-problemu-v-sfere-meditsiny-i-obrazovaniya-25183871.html
Ни денег, ни людей: нашли ли способ решить проблему в сфере медицины и образования
Ни денег, ни людей: нашли ли способ решить проблему в сфере медицины и образования
Sputnik Латвия
Власти Латвии готовы на очень непопулярные меры в образовании; в медицине реформы будут носить по большей части "тактический" характер 03.06.2023, Sputnik Латвия
2023-06-03T10:58+0300
2023-06-03T10:58+0300
2023-06-03T10:58+0300
новости латвии
латвия
кришьянис кариньш
образование
медицина
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/05/1f/25154375_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_4d9dcb8da5d1fc144e2c5b9df94522c5.jpg
РИГА, 3 июн — Sputnik. Как известно, премьер Кришьянис Кариньш и министр финансов Арвилс Ашераденс (оба – "Новое Единство") фактически предъявили руководителям двух самых "требовательных" и "наглых" отраслей ультиматум: если вы хотите дополнительные средства, то "взамен" должны представить план реформ, пишет газета "Сегодня".Сразу же подчеркнем: наиболее болезненные реформы ожидаются именно в образовании. Прежде всего потому, что в этой сфере, в отличие от медицины, масштабных реформ не было. Да, отдельные самоуправления – например, Рижская дума – все эти последние лет 10 постепенно оптимизировала школьную сеть, объединяя школы или, точнее, присоединяя "маленькие" школы к крупным с большим количеством учащихся.Неизбежная реформаЛогично, что вчера на специальном заседании правительства по реформам в образовании и здравоохранении первым пунктом повестки дня сделали именно доклад Министерства образования. Премьер "догадался", что по реформе школьной сети и развернутся основные дискуссии. И когда этот материал готовился к печати, горячие дебаты по будущему системы образования продолжались уже третий час подряд!Почему реформа необходима и фактически неизбежна – совершенно ясно. Причина – нынешняя депопуляция и неравномерное развитие регионов. Говоря простым языком, в провинции драматически за последние десятилетия сократилось количество жителей, и многие десятки школ уже не соответствуют никаким критериям по минимальному количеству учеников в школах и в классах.Это относится как к основной школе, то есть с 1-го по 9-й классы, так к начальной школе (с 1-го по 6-й классы) и средней школе (10–12-й классы). Нехватка учеников приводит к тому, что у школ не хватает денег для того, чтобы укомплектовать штат учителей и платить педагогам полную ставку. Все это сказывается на качестве обучения. Дефицит учащихся – это еще полбеды. В стране повсеместно, включая и города государственного значения, имеется и существенный дефицит учителей.На все школы детей не хватит!Представитель Минобраза, представляя доклад о необходимых реформах, привела такой шокирующий пример: в одном административном центре на 535 учащихся приходится 14 школ! Причем в каждой из этих школ есть, например, свои учителя физики и химии. Но они в силу нехватки учащихся вынуждены работать на 0,2, 0,3 ставки, то есть получать очень маленькую зарплату! Разумеется, ни о каком качестве образования тоже здесь не может быть и речи.Также представитель Минобраза рассказала и о проблеме "перенасыщения" школ, когда территориально рядом находятся сразу и средняя школа, и основная школа, и гимназия. Гимназия, естественно, "снимает все сливки", то есть забирает самых талантливых учеников, а остальным школам "достаются" ученики с весьма средними способностями.Физику знает и понимает… 1% учащихся!Еще один пример, который говорит о "перспективах" нашего образования и о качестве образования. Из 20 тысяч учащихся первых классов до 12-го класса "доходят" всего чуть более 9 тысяч учащихся. Остальные главным образом уходят в ПТУ или вообще прекращают обучение.Из этих 9 тысяч выпускников 12-х классов экзамен по физике решают сдавать только 600 человек. Из этих 600 человек только 250 на экзамене по физике показывают результат в 60 и более процентов.Это что значит? Это значит, что от общего количества учеников лишь чуть более 1% учащихся по завершении среднего образования показывают хорошие результаты по естественным наукам (STEM-предметы). Это не просто плохие результаты, а просто катастрофа!Что же в сложившейся ситуации предлагает Минобраз? Подчеркнем: окончательные предложения будут сформированы под занавес лета, после обобщения всех предложений. Сейчас же наметились такие шаги, которые может предложить Минобраз.Что предлагает Минобраз?Шаг первый. Государство перенимает у самоуправлений школьную сеть учащихся 7–12-х классов, оставляя самоуправлениям ответственность за основные (начальные) школы – 1–6-й классы. Можно предположить, что многие муниципальные власти будут активно против этого возражать.Шаг второй. Закрытие маленьких школ с возможностью обеспечить транспортировку учащихся в ближайшую школу в административном центре (расстояние – не более 35 км до места проживания школьников).Шаг третий. Превращение средних школ в основные, то есть с ликвидацией в школах с недостаточным количеством учащихся 10–12-х классов. Такие изменения могут коснуться и школ в городах государственного значения. Особенно если рядом в каком-то микрорайоне расположены сразу и средняя школа, и основная, и гимназия.ПТУ – это вовсе не "второй сорт"!Шаг четвертый. Чтобы обеспечить "равные права", как вчера говорилось на заседании правительства, для средних школ и для ПТУ (техникумов) может быть повышена планка требований для поступления в среднюю школу после 9-го класса.Говоря простым языком: если кто-то хочет пойти по академическому пути, то есть с прицелом после 12-го класса обязательно поступить в вуз, то он должен и поступая в 10-й класс продемонстрировать знания по основным предметам, включая STEM-предметы (физика, математика, химия, биология, компьютерные знания). Сеть ПТУ и техникумов в Латвии уже приведена в порядок, и это будет очень хорошо, если учащиеся после 9-го класса захотят пойти по пути профессионального образования, то есть получить в кратчайшие сроки (3-4 года) профессиональную квалификацию и пополнить рынок труда.При этом статистика говорит о том, что часть выпускников техникумов затем продолжают профессиональное обучение в вузах – становятся инженерами.Глава Минфина Арвилс Ашераденс призвал власти активнее работать над повышением престижа профессионально-технического образования в глазах учеников и их родителей. "Возможность и статус обучения в 10-м классе и в ПТУ должны стоять на одном уровне. Это должны быть две равнозначные альтернативы!" – убежден министр.Так или иначе, но очевидно одно: дальше так, как до сих пор, жить нельзя – на нынешнюю школьную сеть не хватает ни учеников, ни учителей, ни денег.
https://lv.sputniknews.ru/20230303/latviyskoy-meditsine-nuzhny-dengi-a-ne-reformy-vrachi-gotovy-vyyti-na-aktsii-protesta-24328901.html
https://lv.sputniknews.ru/20230208/mvf-prizyvaet-latviyu-zhit-ekonomnee-no-ne-zabyvat-o-reformakh-24135946.html
https://lv.sputniknews.ru/20230528/ministr-schitaet-chto-latviyskuyu-meditsinu-bystro-ne-vylechit-25116574.html
латвия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/05/1f/25154375_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_91ed9452ddbae6b35cf64d79ade45ffb.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, латвия, кришьянис кариньш, образование, медицина
новости латвии, латвия, кришьянис кариньш, образование, медицина
Ни денег, ни людей: нашли ли способ решить проблему в сфере медицины и образования
Власти Латвии готовы на очень непопулярные меры в образовании; в медицине реформы будут носить по большей части "тактический" характер
РИГА, 3 июн — Sputnik. Как известно, премьер Кришьянис Кариньш и министр финансов Арвилс Ашераденс (оба – "Новое Единство") фактически предъявили руководителям двух самых "требовательных" и "наглых" отраслей ультиматум: если вы хотите дополнительные средства, то "взамен" должны представить план реформ, пишет газета "Сегодня".
Сразу же подчеркнем: наиболее болезненные реформы ожидаются именно в образовании. Прежде всего потому, что в этой сфере, в отличие от медицины, масштабных реформ не было. Да, отдельные самоуправления – например, Рижская дума – все эти последние лет 10 постепенно оптимизировала школьную сеть, объединяя школы или, точнее, присоединяя "маленькие" школы к крупным с большим количеством учащихся.
Логично, что вчера на специальном заседании правительства по реформам в образовании и здравоохранении первым пунктом повестки дня сделали именно доклад Министерства образования. Премьер "догадался", что по реформе школьной сети и развернутся основные дискуссии. И когда этот материал готовился к печати, горячие дебаты по будущему системы образования продолжались уже третий час подряд!
Почему реформа необходима и фактически неизбежна – совершенно ясно. Причина – нынешняя депопуляция и неравномерное развитие регионов. Говоря простым языком, в провинции драматически за последние десятилетия сократилось количество жителей, и многие десятки школ уже не соответствуют никаким критериям по минимальному количеству учеников в школах и в классах.
Это относится как к основной школе, то есть с 1-го по 9-й классы, так к начальной школе (с 1-го по 6-й классы) и средней школе (10–12-й классы). Нехватка учеников приводит к тому, что у школ не хватает денег для того, чтобы укомплектовать штат учителей и платить педагогам полную ставку. Все это сказывается на качестве обучения. Дефицит учащихся – это еще полбеды. В стране повсеместно, включая и города государственного значения, имеется и существенный дефицит учителей.
На все школы детей не хватит!
Представитель Минобраза, представляя доклад о необходимых реформах, привела такой шокирующий пример: в одном административном центре на 535 учащихся приходится 14 школ! Причем в каждой из этих школ есть, например, свои учителя физики и химии. Но они в силу нехватки учащихся вынуждены работать на 0,2, 0,3 ставки, то есть получать очень маленькую зарплату! Разумеется, ни о каком качестве образования тоже здесь не может быть и речи.
Также представитель Минобраза рассказала и о проблеме "перенасыщения" школ, когда территориально рядом находятся сразу и средняя школа, и основная школа, и гимназия. Гимназия, естественно, "снимает все сливки", то есть забирает самых талантливых учеников, а остальным школам "достаются" ученики с весьма средними способностями.
Физику знает и понимает… 1% учащихся!
Еще один пример, который говорит о "перспективах" нашего образования и о качестве образования. Из 20 тысяч учащихся первых классов до 12-го класса "доходят" всего чуть более 9 тысяч учащихся. Остальные главным образом уходят в ПТУ или вообще прекращают обучение.
Из этих 9 тысяч выпускников 12-х классов экзамен по физике решают сдавать только 600 человек. Из этих 600 человек только 250 на экзамене по физике показывают результат в 60 и более процентов.
Это что значит? Это значит, что от общего количества учеников лишь чуть более 1% учащихся по завершении среднего образования показывают хорошие результаты по естественным наукам (STEM-предметы). Это не просто плохие результаты, а просто катастрофа!
Что же в сложившейся ситуации предлагает Минобраз? Подчеркнем: окончательные предложения будут сформированы под занавес лета, после обобщения всех предложений. Сейчас же наметились такие шаги, которые может предложить Минобраз.
Шаг первый. Государство перенимает у самоуправлений школьную сеть учащихся 7–12-х классов, оставляя самоуправлениям ответственность за основные (начальные) школы – 1–6-й классы. Можно предположить, что многие муниципальные власти будут активно против этого возражать.
Шаг второй. Закрытие маленьких школ с возможностью обеспечить транспортировку учащихся в ближайшую школу в административном центре (расстояние – не более 35 км до места проживания школьников).
Шаг третий. Превращение средних школ в основные, то есть с ликвидацией в школах с недостаточным количеством учащихся 10–12-х классов. Такие изменения могут коснуться и школ в городах государственного значения. Особенно если рядом в каком-то микрорайоне расположены сразу и средняя школа, и основная, и гимназия.
ПТУ – это вовсе не "второй сорт"!
Шаг четвертый. Чтобы обеспечить "равные права", как вчера говорилось на заседании правительства, для средних школ и для ПТУ (техникумов) может быть повышена планка требований для поступления в среднюю школу после 9-го класса.
Говоря простым языком: если кто-то хочет пойти по академическому пути, то есть с прицелом после 12-го класса обязательно поступить в вуз, то он должен и поступая в 10-й класс продемонстрировать знания по основным предметам, включая STEM-предметы (физика, математика, химия, биология, компьютерные знания). Сеть ПТУ и техникумов в Латвии уже приведена в порядок, и это будет очень хорошо, если учащиеся после 9-го класса захотят пойти по пути профессионального образования, то есть получить в кратчайшие сроки (3-4 года) профессиональную квалификацию и пополнить рынок труда.
При этом статистика говорит о том, что часть выпускников техникумов затем продолжают профессиональное обучение в вузах – становятся инженерами.
Глава Минфина Арвилс Ашераденс призвал власти активнее работать над повышением престижа профессионально-технического образования в глазах учеников и их родителей. "Возможность и статус обучения в 10-м классе и в ПТУ должны стоять на одном уровне. Это должны быть две равнозначные альтернативы!" – убежден министр.
Так или иначе, но очевидно одно: дальше так, как до сих пор, жить нельзя – на нынешнюю школьную сеть не хватает ни учеников, ни учителей, ни денег.