https://lv.sputniknews.ru/20230528/narod-zhdet-smozhet-li-prezident-latvii-udovletvorit-zhelaniya-svoego-naroda--25116004.html
Люди ждут: сможет ли президент Латвии удовлетворить желания своего народа
Люди ждут: сможет ли президент Латвии удовлетворить желания своего народа
Sputnik Латвия
До президентских выборов остаются считаные дни; глядя на предвыборную кампанию, которую сами и при помощи журналистов ведут три кандидата в президенты, может... 28.05.2023, Sputnik Латвия
2023-05-28T10:55+0300
2023-05-28T10:55+0300
2023-05-29T16:59+0300
новости политики латвии
латвия
выборы президента
эгилс левитс
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/1339/05/13390507_0:9:2048:1161_1920x0_80_0_0_46500ebb6458a952bc0cd9750d21bd26.jpg
РИГА, 28 мая — Sputnik. Во-первых, может показаться, что президента в Латвии выбирают все имеющие право голоса граждане, а не всего лишь сто депутатов Сейма. А во-вторых, что там чуть ли не президентская республика и глава государства имеет ну очень широкое полномочия, пишет газета "Сегодня".Не путайте Латвию с Америкой!Самое забавное, что периодически кандидаты в президенты в пылу эмоций "забываются" и начинают вести себя так, будто и вправду их влияние на власть в ЛР такое же, как в своих странах у президентов США, Франции или России.Особенно этими "фантазиями" периодически грешит Улдис Пиленс, много внимания уделяя экономике и возможности осуществить какой-то новый экономический курс в Латвии. Да и малоизвестная Элина Пинто тоже зачастую обещает то, что президент при всем желании сделать в нашей стране не может.В этом смысле более осторожным выглядит опытнейший политик Эдгарс Ринкевичс, который мудро уходит от всех дискуссий на экономические или социальные темы. И не только потому, что в этих сферах он явно не силен, а прежде всего по причине минимальной или, точнее, вообще никакой роли президента в финансово-экономических вопросах.Президента к деньгам не подпускаютОб этом очень точно высказалась в недавнем интервью Латвийскому радио экс-президент Вайра Вике-Фрейберга: "В парламентской республике Сатверсме требует от президента прежде всего быть политически нейтральным, он или она не представляет никакие политические партии. Во-вторых, президенту не дают никакой исполнительной власти. Можно сказать, и близко президента не подпускают к денежным делам.Это в какой-то степени было печально и одновременно забавно, что я объездила всю Латвию, была в местных самоуправлениях, потом у меня были встречи с жителями, они мне задавали разные вопросы и очень часто жаловались на то, что у них очень маленькие пенсии. Но если и есть в этой стране человек, который никак не может повлиять на зарплаты учителей или на пенсии, то этот человек – президент. Денежные вопросы – это привилегия исполнительной власти. Да, у президента по Конституции есть право вернуть Сейму на повторное рассмотрение все законы, кроме – угадайте! – бюджета".Три "приема" и плюс законодательная инициативаДа, реальность такова, что у президента почти или совсем почти нет возможностей как-то повлиять на экономические процессы в стране. Можно пытаться что-то в этом плане сделать лишь косвенно. По существу, есть три "приема", которые глава государства при определенных условиях может использовать."Прием" первый – Конституция дает президенту право инициировать внеочередные заседания правительства со своей, президентской, повесткой дня. Это значит, что глава государства может собрать правительство и потребовать рассмотреть вопрос, например, о повышении минимальной пенсии по старости, или о повышении минимальной ставки педагогов, или о той или иной реформе налоговой системы. Но если Кабинет министров рассмотрит эти предложения и проголосует против, то… президенту ничего не останется, как только развести руками."Прием" второй – "угрозы и шантаж". Президент может – и в свое время Валдис Затлерс это доказал – инициировать роспуск Сейма. И в определенной ситуации президент может давить на правительство и особенно на правящую коалицию в Сейме из серии – если вы не примете то или иное решение в экономической или социальной области, то я могу парламент и "уволить". Да, конечно, президент напрямую даже распустить Сейм не может, а только через референдум. Однако мы знаем, что уровень доверия к парламенту в нашей стране традиционно очень низкий и такой референдум почти стопроцентно приведет к роспуску Сейма…И, наконец, третий "прием" – это оказание давления на правящих политиков, используя авторитет президента. Такая возможность в новейшей истории Латвии – давить, пугать, убеждать – была лишь у уже упомянутой Вайры Вике-Фрейберги, чей рейтинг популярности в народе, особенно в конце первого и в начале второго срока, просто зашкаливал! И когда она с трибуны Сейма говорила, что над многими депутатами висит дамоклов меч, то… депутаты и министры реально боялись!Да, поскольку президент имеет право законодательной инициативы, то он может, конечно, вносить и экономического рода предложения. Но если они затрагивают бюджет, а любые изменения в законе о пенсиях или в законе о социальной помощи затрагивают бюджет, то шансов провести такие изменения через Сейм тоже минимальны…Впрочем, поскольку президент зависит от парламента, а не наоборот, то глава государства обычно "смелеет" только после того, как его избрали на второй срок. Тогда президенту уже нечего терять…Обещание, которое невозможно выполнитьОтсутствие полномочий у президента в социальной и экономических областях противоречит тексту торжественного обещания, который глава государства дает, вступая в должность. Там, в частности, есть такие слова: "Я буду делать все, что в моих силах, чтобы способствовать благосостоянию латвийского государства и его жителей".Как на практике президент может реализовать это обещание? Андрис Берзиньш, будучи человеком из бизнеса, в бытность свою президентом старался хоть как-то "прикоснуться" к экономическому развитию – создал при президенте народно-хозяйственный совет. Это дало возможность, по крайней мере, активно участвовать в обсуждении актуальных экономических и социальных проблем в стране.Где здесь личность?Что же тогда может президент в ЛР? Может попытаться стать лидером нации, может активно влиять на процессы, обращаясь публично к обществу и, если требуется, публично критиковать и премьера, и правительство, и коалицию…Но для этого на посту президента нужна сильная личность! Есть ли такие среди кандидатов на первый тур выборов? Появятся ли такие в случае, если придется проводить второй тур? На этот вопрос пока нет ответа.
https://lv.sputniknews.ru/20230526/kurs-latvii-ne-izmenitsya-ekspert-otsenil-kandidatov-na-post-prezidenta-25112310.html
https://lv.sputniknews.ru/20230519/na-vyborakh-prezidenta-reshaetsya-vopros-o-sostave-pravitelstva-politiki-delayut-prognozy-25056757.html
латвия
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/1339/05/13390507_226:0:2047:1366_1920x0_80_0_0_a0a50a31dddd3c08477e4717bfd75948.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости политики латвии, латвия, выборы президента, эгилс левитс
новости политики латвии, латвия, выборы президента, эгилс левитс
Люди ждут: сможет ли президент Латвии удовлетворить желания своего народа
10:55 28.05.2023 (обновлено: 16:59 29.05.2023) До президентских выборов остаются считаные дни; глядя на предвыборную кампанию, которую сами и при помощи журналистов ведут три кандидата в президенты, может сложиться очень обманчивое ощущение
РИГА, 28 мая — Sputnik. Во-первых, может показаться, что президента в Латвии выбирают все имеющие право голоса граждане, а не всего лишь сто депутатов Сейма. А во-вторых, что там чуть ли не президентская республика и глава государства имеет ну очень широкое полномочия, пишет газета "Сегодня".
Не путайте Латвию с Америкой!
Самое забавное, что периодически кандидаты в президенты в пылу эмоций "забываются" и начинают вести себя так, будто и вправду их влияние на власть в ЛР такое же, как в своих странах у президентов США, Франции или России.
Особенно этими "фантазиями" периодически грешит Улдис Пиленс, много внимания уделяя экономике и возможности осуществить какой-то новый экономический курс в Латвии. Да и малоизвестная Элина Пинто тоже зачастую обещает то, что президент при всем желании сделать в нашей стране не может.
В этом смысле более осторожным выглядит опытнейший политик Эдгарс Ринкевичс, который мудро уходит от всех дискуссий на экономические или социальные темы. И не только потому, что в этих сферах он явно не силен, а прежде всего по причине минимальной или, точнее, вообще никакой роли президента в финансово-экономических вопросах.
Президента к деньгам не подпускают
Об этом очень точно высказалась в недавнем интервью Латвийскому радио экс-президент Вайра Вике-Фрейберга: "В парламентской республике Сатверсме требует от президента прежде всего быть политически нейтральным, он или она не представляет никакие политические партии. Во-вторых, президенту не дают никакой исполнительной власти. Можно сказать, и близко президента не подпускают к денежным делам.
Это в какой-то степени было печально и одновременно забавно, что я объездила всю Латвию, была в местных самоуправлениях, потом у меня были встречи с жителями, они мне задавали разные вопросы и очень часто жаловались на то, что у них очень маленькие пенсии. Но если и есть в этой стране человек, который никак не может повлиять на зарплаты учителей или на пенсии, то этот человек – президент. Денежные вопросы – это привилегия исполнительной власти. Да, у президента по Конституции есть право вернуть Сейму на повторное рассмотрение все законы, кроме – угадайте! – бюджета".
Три "приема" и плюс законодательная инициатива
Да, реальность такова, что у президента почти или совсем почти нет возможностей как-то повлиять на экономические процессы в стране. Можно пытаться что-то в этом плане сделать лишь косвенно. По существу, есть три "приема", которые глава государства при определенных условиях может использовать.
"Прием" первый – Конституция дает президенту право инициировать внеочередные заседания правительства со своей, президентской, повесткой дня. Это значит, что глава государства может собрать правительство и потребовать рассмотреть вопрос, например, о повышении минимальной пенсии по старости, или о повышении минимальной ставки педагогов, или о той или иной реформе налоговой системы. Но если Кабинет министров рассмотрит эти предложения и проголосует против, то… президенту ничего не останется, как только развести руками.
"Прием" второй – "угрозы и шантаж". Президент может – и в свое время Валдис Затлерс это доказал – инициировать роспуск Сейма. И в определенной ситуации президент может давить на правительство и особенно на правящую коалицию в Сейме из серии – если вы не примете то или иное решение в экономической или социальной области, то я могу парламент и "уволить". Да, конечно, президент напрямую даже распустить Сейм не может, а только через референдум. Однако мы знаем, что уровень доверия к парламенту в нашей стране традиционно очень низкий и такой референдум почти стопроцентно приведет к роспуску Сейма…
И, наконец, третий "прием" – это оказание давления на правящих политиков, используя авторитет президента. Такая возможность в новейшей истории Латвии – давить, пугать, убеждать – была лишь у уже упомянутой Вайры Вике-Фрейберги, чей рейтинг популярности в народе, особенно в конце первого и в начале второго срока, просто зашкаливал! И когда она с трибуны Сейма говорила, что над многими депутатами висит дамоклов меч, то… депутаты и министры реально боялись!
Да, поскольку президент имеет право законодательной инициативы, то он может, конечно, вносить и экономического рода предложения. Но если они затрагивают бюджет, а любые изменения в законе о пенсиях или в законе о социальной помощи затрагивают бюджет, то шансов провести такие изменения через Сейм тоже минимальны…
Впрочем, поскольку президент зависит от парламента, а не наоборот, то глава государства обычно "смелеет" только после того, как его избрали на второй срок. Тогда президенту уже нечего терять…
Обещание, которое невозможно выполнить
Отсутствие полномочий у президента в социальной и экономических областях противоречит тексту торжественного обещания, который глава государства дает, вступая в должность. Там, в частности, есть такие слова: "Я буду делать все, что в моих силах, чтобы способствовать благосостоянию латвийского государства и его жителей".
Как на практике президент может реализовать это обещание? Андрис Берзиньш, будучи человеком из бизнеса, в бытность свою президентом старался хоть как-то "прикоснуться" к экономическому развитию – создал при президенте народно-хозяйственный совет. Это дало возможность, по крайней мере, активно участвовать в обсуждении актуальных экономических и социальных проблем в стране.
Что же тогда может президент в ЛР? Может попытаться стать лидером нации, может активно влиять на процессы, обращаясь публично к обществу и, если требуется, публично критиковать и премьера, и правительство, и коалицию…
Но для этого на посту президента нужна сильная личность! Есть ли такие среди кандидатов на первый тур выборов? Появятся ли такие в случае, если придется проводить второй тур? На этот вопрос пока нет ответа.