https://lv.sputniknews.ru/20230509/sozdatel-antifashistov-moego-papu-i-babushku-ugnali-v-latyshskoe-rabstvo-24970869.html
Создатель "Антифашистов": моих папу и бабушку угнали в латышское рабство
Создатель "Антифашистов": моих папу и бабушку угнали в латышское рабство
Sputnik Латвия
Главный антифашист Прибалтики Сергей Васильев, сбежавший от преследования в Россию, в буквальном смысле слова с молоком матери впитал ненависть к нацизму. За... 09.05.2023, Sputnik Латвия
2023-05-09T11:02+0300
2023-05-09T11:02+0300
2023-05-11T17:24+0300
новости латвии
вторая мировая война
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/02/0a/24159352_0:0:1920:1080_1920x0_80_0_0_1b4ecae8e8a88736a67eb738c5101de1.jpg
РИГА, 8 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. О том, что в Латвии во время Великой Отечественной войны процветала самая настоящая работорговля, основываясь на документах Латвийского государственного исторического архива, нам рассказал историк Влад Богов. Он долгое время изучал тему немецкой оккупации Латвии, а переехав или скорее сбежав с семьей от преследования в Псков, начал изучать историю оккупации немцами Псковщины. Фактическими рабами в Латвии были, конечно, славяне, которых пригоняли с территории РСФСР и Белорусской ССР немцы и их латышские пособники после карательных операций. И вот совершенно случайно я узнал, что в семье Сергея Васильева о рабском труде знают не понаслышке. Его отец в 1942 году в двухлетнем возрасте был угнан из России вместе с бабушкой в Латвию, а дедушка по другой линии сам спас двух мальчишек-ровесников, которых через Латвию везли на работы в Германию. В два года стал "оккупантом" "Эту историю моего дедушки Степана Кирилловича Юдина, сына гвардейца Его Императорского Величества, я, честно говоря, не знал буквально до седых волос. И только в ХХI веке моя мама получила письмо из Санкт-Петербурга и показала его мне - во время Великой Отечественной войны мой дедушка, тогда еще подросток, встретил в лесу недалеко от хутора, где жила моя семья, двух пацанов, которые сбежали из эшелона, уходящего Германию. Это были два русских паренька, за которым уже шла охота. Ребята бежали, а их гнали, как диких зверей, устраивали загоны, вели охоту. И вот дедушка повстречал пацанов в лесу и почти три года прятал их на хуторе, кормил и делал вид, что, кроме него, в доме других детей нет", - рассказал Сергей Васильев. Хуторская система Латвии, а это отдельно стоящий дом на большом расстоянии от других, в котором живет отдельно взятая семья, очень помогла. Немцы или местные стукачи не могли подобраться к нему незамеченными. Это и спасло подростков, которые после освобождения Латвии от нацистов вернулись домой. А один из этих ребят впоследствии стал крупным ученым. "Это Валентин Павлович Рябов - академик Петровской академии, доктор технических наук, профессор. К сожалению, в прошлом году он ушел от нас. Но вот это письмо, которое он написал моей маме, письмо благодарности за моего дедушку, мама хранит до сих пор как семейную реликвию, - продолжает Васильев и добавляет: - А мама, когда выросла, вышла замуж за одного из таких детей, кого угоняли и продавали в рабство, – Александра Ивановича Васильева. Это мой папа". Его деревню Мамаевщина Демянского района Новгородской области нацистские каратели сожгли дотла, а жителей, в том числе маленького Сашу Васильева вместе с бабушкой будущего главного антифашиста Прибалтики, угнали в Латвию. "История самым пикантным образом продолжилась уже в наше время - в 1991 году, когда надо было менять документы после развала Советского Союза. Папа пришел уже в независимый орган – Управление по делам гражданства и миграции, а ему сказали, что гражданство ему не положено, так как он, наглец, в 1942 году в возрасте двух лет лично оккупировал Латвию, а вот оккупантам, естественно, ничего присуждаться не будет. Таким образом, эхо прошедшей Великой Отечественной войны письмом из Санкт-Петербурга и разговором с одной из чиновниц независимой нацистской Латвии отозвалось в моей семье", - рассказал Васильев. Помимо узаконенного, был и черный рынок В советское время тема работорговли в годы войны в Латвии всячески замалчивалась, на уроках истории о таком не говорили даже шепотом. И только сейчас становятся известны трагические страницы истории советского народа, в котором активную роль сыграли латыши, пожелавшие получить максимальную выгоду из ситуации. Сергей Васильев не только антифашист, но также писатель, скрупулезно изучающий историю. О работорговле на оккупированных немцами территориях он знает многое. "В истории с работорговлей было две линии. Одна абсолютно официальная. Это большие амбарные книги, куда заносились фамилии всех, кого угоняли в рабство. Они на узловых станциях через комендатуры передавались местным фермерам. Они заранее делали заказы, платили в местные фонды какие-то взносы и, когда приходили эшелоны, как на рынке рабов выбирали из славян себе слуг. Но была и подпольная торговля, когда на каждых полустанках и станциях те конвоиры, которые были озадачены охраной вот этого живого груза, сами приторговывали им. То есть выгоняли людей из вагонов и продавали по ходу движения поезда", - раскрывает малоизвестные исторические факты Сергей Васильев. Таким образом, почти на каждой станции складывались невольничьи рынки, на которых суетились перекупщики, приезжали также те, кто сам хотел купить себе славянского слугу, без посредника. И практически по всей территории движения этих составов существовала такая средневековая негласная рабская республика. "Вот два основных метода перепродажи людей, но я хотел подчеркнуть, что те, кого так продавали, считали себя все-таки счастливчиками. Потому что был и третий вариант. Когда невостребованный "товар" отправляли в концлагерь, где он долго не жил", - продолжает Васильев. Бабушка Сергея, занимавшаяся изнурительной работой, тем не менее никогда не рассказывала внуку о том, через что ей пришлось пройти. "Она была богобоязненная женщина и старалась избегать конфликтов и даже в этой совершенно жуткой ситуации старалась вспоминать только хорошее", – подчеркивает Сергей. "Вот немцы сожгли ее дом, а она вспоминала некоего Дитриха – одного из них, который не бил никого и даже помог поправить калитку. Бабушка в этом отношении душевной доброты человеком была. Она никогда не вспоминала то, что было реально плохо. Вот это рабство, издевательства… Может, просто берегла мою психику. А папа, напротив, запомнил, что во время пересылки на какой-то станции его затравили овчарками – у него до сих пор шрам остался на губе. Но по малолетству он, конечно, многого запомнить не мог", – говорит Сергей Васильев. За рабский труд никто не ответил "Интересный феномен произошел во время существования Советского Союза. Лишение права использования рабского труда они (латыши – ред.) очень тяжело переживали, но при этом не были репрессированы. Если они не брали в руки оружие, не подвергались не то что репрессиям, даже люстрации. Ну да, отобрали рабов, отпустили, и они продолжили свою жизнь уже как советские люди. Работали в колхозах, совершенно спокойно получали советские зарплаты, пенсии, учили на латышском языке детей в бесплатных школах и вузах, бесплатно лечились. И никаким образом не были хоть как-то ущемлены в правах", – возмущается Васильев. Но эту мечту о "русских рабах", говорит антифашист, они пронесли через всю свою жизнь и сумели передать своим детям и внукам. И сейчас молодая поросль прекрасно помнит, как бабушки и дедушки рассказывали, как им хорошо жилось, когда немцы пригоняли сюда рабочую силу с востока. "Конечно же, они очень хотят повторить эту "счастливую" бабушкину молодость". Как можно повлиять на молодое поколение латышей, на людей, выросших в этом новом зомбированном мире, Сергей Васильев не знает, считая, что это уже люди с измененным сознанием, поколение, напоминающее сюжет из американских фильмов про постапокалипсис или зомби-апокалипсис. "Это люди, которых ни в чем невозможно переубедить и которых невозможно перевоспитать. В этом мы убедились за постсоветское время. Уж как в Советском Союзе их любили, обхаживали, старались не вспоминать прошлое. Как задабривали, закармливали, отдавали все самое лучшее этим вчерашним эсэсовцам. Я думаю, что более великодушного отношения к бывшим врагам не было вообще нигде за всю историю существования планеты. И видите, чем это обернулось. Таких ошибок больше повторять нельзя", – уверен Васильев.
https://lv.sputniknews.ru/20230508/kak-latyshi-vybirali-sebe-v-raby-russkikh-i-belorusov-maloizvestnye-stranitsy-istorii-24968961.html
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LV
Sputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnq1.img.sputniknewslv.com/img/07e7/02/0a/24159352_214:0:1654:1080_1920x0_80_0_0_932e4687414ad0742c68087f2e30c2ee.jpgSputnik Латвия
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
новости латвии, вторая мировая война
новости латвии, вторая мировая война
Создатель "Антифашистов": моих папу и бабушку угнали в латышское рабство
11:02 09.05.2023 (обновлено: 17:24 11.05.2023) Главный антифашист Прибалтики Сергей Васильев, сбежавший от преследования в Россию, в буквальном смысле слова с молоком матери впитал ненависть к нацизму. За что его и преследуют власти Латвии
РИГА, 8 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. О том, что в Латвии во время Великой Отечественной войны процветала самая настоящая работорговля, основываясь на документах Латвийского государственного исторического архива, нам рассказал историк Влад Богов. Он долгое время изучал тему немецкой оккупации Латвии, а переехав или скорее сбежав с семьей от преследования в Псков, начал изучать историю оккупации немцами Псковщины.
Фактическими рабами в Латвии были, конечно, славяне, которых пригоняли с территории РСФСР и Белорусской ССР немцы и их латышские пособники после карательных операций.
И вот совершенно случайно я узнал, что в семье Сергея Васильева о рабском труде знают не понаслышке. Его отец в 1942 году в двухлетнем возрасте был угнан из России вместе с бабушкой в Латвию, а дедушка по другой линии сам спас двух мальчишек-ровесников, которых через Латвию везли на работы в Германию.
В два года стал "оккупантом"
"Эту историю моего дедушки Степана Кирилловича Юдина, сына гвардейца Его Императорского Величества, я, честно говоря, не знал буквально до седых волос. И только в ХХI веке моя мама получила письмо из Санкт-Петербурга и показала его мне - во время Великой Отечественной войны мой дедушка, тогда еще подросток, встретил в лесу недалеко от хутора, где жила моя семья, двух пацанов, которые сбежали из эшелона, уходящего Германию. Это были два русских паренька, за которым уже шла охота. Ребята бежали, а их гнали, как диких зверей, устраивали загоны, вели охоту. И вот дедушка повстречал пацанов в лесу и почти три года прятал их на хуторе, кормил и делал вид, что, кроме него, в доме других детей нет", - рассказал Сергей Васильев.
Хуторская система Латвии, а это отдельно стоящий дом на большом расстоянии от других, в котором живет отдельно взятая семья, очень помогла. Немцы или местные стукачи не могли подобраться к нему незамеченными. Это и спасло подростков, которые после освобождения Латвии от нацистов вернулись домой. А один из этих ребят впоследствии стал крупным ученым.
"Это Валентин Павлович Рябов - академик Петровской академии, доктор технических наук, профессор. К сожалению, в прошлом году он ушел от нас. Но вот это письмо, которое он написал моей маме, письмо благодарности за моего дедушку, мама хранит до сих пор как семейную реликвию, - продолжает Васильев и добавляет: - А мама, когда выросла, вышла замуж за одного из таких детей, кого угоняли и продавали в рабство, – Александра Ивановича Васильева. Это мой папа".
Его деревню Мамаевщина Демянского района Новгородской области нацистские каратели сожгли дотла, а жителей, в том числе маленького Сашу Васильева вместе с бабушкой будущего главного антифашиста Прибалтики, угнали в Латвию.
"История самым пикантным образом продолжилась уже в наше время - в 1991 году, когда надо было менять документы после развала Советского Союза. Папа пришел уже в независимый орган – Управление по делам гражданства и миграции, а ему сказали, что гражданство ему не положено, так как он, наглец, в 1942 году в возрасте двух лет лично оккупировал Латвию, а вот оккупантам, естественно, ничего присуждаться не будет. Таким образом, эхо прошедшей Великой Отечественной войны письмом из Санкт-Петербурга и разговором с одной из чиновниц независимой нацистской Латвии отозвалось в моей семье", - рассказал Васильев.
Помимо узаконенного, был и черный рынок
В советское время тема работорговли в годы войны в Латвии всячески замалчивалась, на уроках истории о таком не говорили даже шепотом. И только сейчас становятся известны трагические страницы истории советского народа, в котором активную роль сыграли латыши, пожелавшие получить максимальную выгоду из ситуации.
Сергей Васильев не только антифашист, но также писатель, скрупулезно изучающий историю. О работорговле на оккупированных немцами территориях он знает многое.
"В истории с работорговлей было две линии. Одна абсолютно официальная. Это большие амбарные книги, куда заносились фамилии всех, кого угоняли в рабство. Они на узловых станциях через комендатуры передавались местным фермерам. Они заранее делали заказы, платили в местные фонды какие-то взносы и, когда приходили эшелоны, как на рынке рабов выбирали из славян себе слуг. Но была и подпольная торговля, когда на каждых полустанках и станциях те конвоиры, которые были озадачены охраной вот этого живого груза, сами приторговывали им. То есть выгоняли людей из вагонов и продавали по ходу движения поезда", - раскрывает малоизвестные исторические факты Сергей Васильев.
Таким образом, почти на каждой станции складывались невольничьи рынки, на которых суетились перекупщики, приезжали также те, кто сам хотел купить себе славянского слугу, без посредника. И практически по всей территории движения этих составов существовала такая средневековая негласная рабская республика.
"Вот два основных метода перепродажи людей, но я хотел подчеркнуть, что те, кого так продавали, считали себя все-таки счастливчиками. Потому что был и третий вариант. Когда невостребованный "товар" отправляли в концлагерь, где он долго не жил", - продолжает Васильев.
Бабушка Сергея, занимавшаяся изнурительной работой, тем не менее никогда не рассказывала внуку о том, через что ей пришлось пройти. "Она была богобоязненная женщина и старалась избегать конфликтов и даже в этой совершенно жуткой ситуации старалась вспоминать только хорошее", – подчеркивает Сергей.
"Вот немцы сожгли ее дом, а она вспоминала некоего Дитриха – одного из них, который не бил никого и даже помог поправить калитку. Бабушка в этом отношении душевной доброты человеком была. Она никогда не вспоминала то, что было реально плохо. Вот это рабство, издевательства… Может, просто берегла мою психику. А папа, напротив, запомнил, что во время пересылки на какой-то станции его затравили овчарками – у него до сих пор шрам остался на губе. Но по малолетству он, конечно, многого запомнить не мог", – говорит Сергей Васильев.
За рабский труд никто не ответил
"Интересный феномен произошел во время существования Советского Союза. Лишение права использования рабского труда они (латыши – ред.) очень тяжело переживали, но при этом не были репрессированы. Если они не брали в руки оружие, не подвергались не то что репрессиям, даже люстрации. Ну да, отобрали рабов, отпустили, и они продолжили свою жизнь уже как советские люди. Работали в колхозах, совершенно спокойно получали советские зарплаты, пенсии, учили на латышском языке детей в бесплатных школах и вузах, бесплатно лечились. И никаким образом не были хоть как-то ущемлены в правах", – возмущается Васильев.
Но эту мечту о "русских рабах", говорит антифашист, они пронесли через всю свою жизнь и сумели передать своим детям и внукам. И сейчас молодая поросль прекрасно помнит, как бабушки и дедушки рассказывали, как им хорошо жилось, когда немцы пригоняли сюда рабочую силу с востока. "Конечно же, они очень хотят повторить эту "счастливую" бабушкину молодость".
Как можно повлиять на молодое поколение латышей, на людей, выросших в этом новом зомбированном мире, Сергей Васильев не знает, считая, что это уже люди с измененным сознанием, поколение, напоминающее сюжет из американских фильмов про постапокалипсис или зомби-апокалипсис.
"Это люди, которых ни в чем невозможно переубедить и которых невозможно перевоспитать. В этом мы убедились за постсоветское время. Уж как в Советском Союзе их любили, обхаживали, старались не вспоминать прошлое. Как задабривали, закармливали, отдавали все самое лучшее этим вчерашним эсэсовцам. Я думаю, что более великодушного отношения к бывшим врагам не было вообще нигде за всю историю существования планеты. И видите, чем это обернулось. Таких ошибок больше повторять нельзя", – уверен Васильев.