Латвия передумала строить свой СПГ-терминал

© iStock / MikanainensПорт Скулте в Рижском заливе, Латвия
Порт Скулте в Рижском заливе, Латвия - Sputnik Латвия, 1920, 03.05.2023
Подписаться
Разработчики проекта СПГ-терминала в порту Скулте надеялись на государственные гарантии закупок определенного объема газа, но государство отказалось от такого соглашения
РИГА, 3 мая — Sputnik. Действия правительства: присвоение статуса объекта национальных интересов терминалу сжиженного природного газа, который планировалось строить в Скулте, и выход из участия в проекте после легкой зимы – можно оценить как хаотичные, но в конечном итоге рациональные. Это признали эксперты, которые не видят необходимости в собственном терминале в нынешних условиях, передает LSM.
Эта неделя принесла две новости в сфере энергетики.
Министр климата Эстонии Кристен Михал объявил, что Латвия и Эстония готовят соглашение, которое позволит совместно закупать сжиженный природный газ в случае его дефицита.
С другой стороны, Министерство климата и энергетики Латвии сообщило, что в Инчукалнском хранилище находится девять тераватт-часов природного газа – на два тераватт-часа больше, чем год назад. Из этого объема государство на неопределенное время зарезервировало два тераватт-часа, и этого хватило бы примерно на четверть сезона.
"Да, уверенность есть, учитывая развитие терминалов в Балтийском регионе", — заявил министр энергетики Раймондс Чударс в ответ на вопрос, уверена ли Латвия в том, что газа на следующий отопительный сезон будет достаточно.
Порт Скулте в Рижском заливе, Латвия - Sputnik Латвия, 1920, 06.03.2023
Японская компания может войти в проект СПГ-терминала, но без денег государства не обойтись
В прошлом сезоне в стране было использовано менее девяти тераватт-часов – почти на треть меньше, чем в предыдущем. Сейчас цены значительно снизились, и эксперты прогнозируют рост потребления газа. Но министр Чударс отметил, что перевалочные мощности уже существующих балтийских и финских терминалов в два раза превышают потребление.
"В то же время у нас могут возникнуть затруднения с поставками газа по каким-то техническим причинам. С этой точки зрения правительство совместно с нашими северными коллегами из Эстонии прорабатывает возможное аварийное использование терминала в Палдиски, если по какой-то технической, внезапной причине поставки природного газа в регион будут затруднены", - сказал министр.
Также чиновники следят за тем, насколько активно предприниматели резервируют мощности как в Инчукалнском хранилище, так и в литовском и финском терминалах в условиях свободного рынка, и темпы положительные, заявил министр.
Не столь оптимистично настроены проектировщики Скултского терминала СПГ, оставшиеся с носом. Год назад в условиях неопределенности им казалось, что государство примет участие в развитии терминала на средства из бюджета. Но сейчас правительство от сотрудничества отошло, осталось только прописанное в законах благожелательное отношение к потенциальным инвесторам с обещанием упростить бюрократические процедуры. И проект заморожен, заявил его руководитель Улдис Салминьш.
Инчукалнское подземное газохранилище - Sputnik Латвия, 1920, 24.02.2023
Латвия все еще дожигает российский газ, а будущее СПГ-терминала туманно
"Не сказать, чтобы мы объявили о приостановке проекта, но в таких условиях нам действительно трудно убедить инвесторов спешно вкладывать средства. Политической поддержки проекта в настоящее время нет, хотя закон утвержден и правительство в свое время приняло решение", — пояснил Салминьш.
Руководитель проекта считает, что правительство допустило ошибку. Салминьш указал, что Клайпеда объявила о полной распродаже мощностей на следующие 10 лет, а мощности финского терминала потребуются для снабжения всей Финляндии и Эстонии. Разработчики скултского проекта прогнозировали, что в среднесрочной перспективе Латвии потребуется до 16 тераватт-часов газа в год, что почти вдвое больше по сравнению с предыдущим бережливым сезоном.
В свою очередь, эксперт в области энергетики Юрис Озолиньш считает, что после принятых ранее хаотичных решений правительство действовало правильно.
"В настоящее время вопрос терминала в Скулте — это вопрос экономики: интересует ли он кого-то, важен ли он. Ведь доступность терминала нам обеспечена. Активы всегда стоят денег, и содержание активов тоже стоит денег", — отметил Озолиньш.
Лента новостей
0